Проект Байкал — Хубсугул | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 23.12.2016

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Амарджаргал, Пурефдзаяа. Проект Байкал — Хубсугул / Пурефдзаяа Амарджаргал. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 623-625. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37247/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрены проблемы туристической отрасли экономики Монголии и предложены пути развития водного туризма как одного из перспективных направлений отрасли. Отмечено, что водный туризм Монголии имеет большой потенциал для развития. Основные проблемы туризма страны связаны с ее географическим расположением, суровыми природно-климатическими условиями, диспропорциями в расселении людей по территориям. Предлагается как одно из решений проблемы развития водного туризма- создание прямого моста между Байкалом и Хубсугулом в рамках одного туристского маршрута, что будет способствовать не только развитию туристической отрасли, но и дальнейшему укреплению международного сотрудничества Монголии и России.

Ключевые слова: экономика, водный туризм, международное сотрудничество, пути развития

Монголия — удивительная страна для туристов, мало мест на земле осталось с такой уникальной нетронутой природой, и в то же время, с такими древнейшими историческими памятниками (например, древний город Каракорум; буддийские монастыри с храмами Эрдэни-Дзу, Амарбаясгалант, Гандан; наскальные рисунки и рунические стеллы в степях; гора Богд-Ул, место рождения и детства Чингисхана). Монголия дает возможность оказаться в самом центре дикой нетронутой природы Алтайских гор. Дикая природа сохранила здесь свой первозданный вид во многом благодаря укладу жизни местного населения, который практически не изменился со времен Чингисхана. Не зря Монголию в турбизнесе называют страной вечно голубого неба, чистой воды и ярких впечатлений.

Для размещения туристов используется традиционное жилище монголов — юрта, устанавливаемая практически в любом месте, а на все время отдыха туристам предложат услуги гида со знанием монгольского языка и местных обычаев. Основной туристический сезон начинается в конце мая и длится до сентября. На туристов в стране работают около 250 местных частных агентств, причём 80 % туристического рынка делят между собой 10 крупнейших из них. Они объединены в МАТА — Монгольскую ассоциацию туристических агентств. Всю деятельность турагентств координирует Национальный центр туризма, созданный при Министерстве развития инфраструктуры. По официальным данным, с начала 2000-х гг. поток туристов в Монголию непрерывно растет, доля индустрии туризма в ВВП страны увеличилась до 10 % к 2016году. Правительство Монголии целенаправленно поддерживает развитие индустрии туризма. Для туристских фирм отменены НДС и лицензирование. Выделяются значительные средства для продвижения национального турпродукта и поддержания положительного имиджа Монголии как страны, обладающей значительными туристскими ресурсами и безопасной для туристов.

В тоже время туризм Монголии испытывает некоторые проблемы на современном этапе, главной из которых является привлечение инвестиций, необходимых для подъема отрасли туризма на новый уровень. В Монголии, обладающей колоссальными туристическими ресурсами, туризм еще не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям. Туристические объекты остаются невостребованными вследствие неразвитости инфраструктуры туристических услуг, несовершенства механизмов государственного регулирования на различных его уровнях, отсутствия мотивации для частных инвестиций в туристические рынки и эффективных методов экономического анализа туристических комплексов страны.

Основные проблемы туризма страны также связаны с ее географическим расположением — Монголия находится внутри материка, без выхода к морю, имеет суровые природно-климатические условия, также имеет место быть диспропорция в расселении людей по территориям, связанная опять же с природными условиями для проживания. Поэтому такие пункты, как вопросы управления туристическим комплексом, привлечения инвестиций иадаптации зарубежного опыта развития туризма являются наиболее актуальными для Монголии.

Одним из привлекательных и перспективных туристских направлений Монголии является водный туризм. Реки Монголии рождаются в горах. Самые крупные реки страны — Селенга, Керулен, Тэсийн-Гол, Онон, Халхин-Гол, Кобдо. Самая полноводная — Селенга.

Озеро Хубсугул является одним из популярных и экзотических маршрутов по стране. Это крупное пресноводное озеро на севере Монголии, рядом с границей России. По своему происхождению (озеро является частью Байкальского рифта), гидрологическому режиму и минеральному составу воды очень похож на Байкал, иногда озеро называют «младший брат Байкала». Туристов на Хубсугул и в Прихубсугулье привлекают нетронутая природа, экзотичность ландшафтов, большое разнообразие флоры и фауны, обилие рыбы. В 2016 г. на Хубсугуле отдыхали более 10 тыс. иностранных туристов. Многие из них хотели бы посетить Россию и продолжить свое путешествие к Байкалу по самому кратчайшему маршруту — автодороге до пос. Култук, проходящей по Тункинской долине. Однако такой возможности пока нет из-за отсутствия международного статуса у пограничного контрольно-пропускного пункта Монды–Ханх, который открыт только для граждан России и Монголии (туристы третьих стран пока не могут пересекать границу в этом месте). Автомобильное путешествие между двумя великими озерами Азии, как туристский маршрут Байкал–Хубсугул, может стать одним из самых перспективных международных маршрутов Байкальского региона. Два озера связывает хорошая асфальтовая дорога, проходящая через красивейшую Тункинскую долину.

К сожалению, зарубежные туристы пока не могут пересечь границу на КПП Монды–Ханх по причине отсутствия международного статуса у данного пограничного пункта, открытого только для граждан России и Монголии. Это снижает туристскую привлекательность Байкальского региона, сдерживает развитие туризма. Тысячи западных туристов не могут попасть с Хубсугула на Байкал кратчайшим путем, что уменьшает возможные валютные поступления в Россию.

Проблема может быть решена, если КПП Монды–Ханх получит статус международного пассажирского. Этот вопрос не раз обсуждался на заседаниях Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Монголо-Российской межправительственной комиссии, но практического решения не получил. Идея обустройства и придания КПП Монды–Ханх международного статуса высказывалась в конце 1980-х гг. Однако ее реализация задержалась из-за экономического кризиса 1990-х гг. Сейчас ситуация меняется, из года в год растет интерес к Байкальскому региону, где международный маршрут Байкал–Хубсугул является наиболее привлекательным для туристов, посещающих Иркутскую область и Монголию, а значит и есть перспектива получения международного статуса.

Правительство Монголии поставило задачу существенно повысить туристскую привлекательность страны и довести в ближайшие годы количество прибывающих туристов до 600 тыс. чел. Примерно 10 % из этого потока (60 тыс.чел) обязательно посетят оз. Хубсугул. Половина из них (около 30 тыс.чел) будут потенциально готовы продолжить свое путешествие на озера Байкал.

Устранение пограничного туристского «тромба» на маршруте Байкал–Хубсугул увеличит число прибывающих в Россию зарубежных туристов, ускорит формирование единого туристского и экономического пространства Байкальского региона и всей Байкало-Монгольской Азии. А это существенно повысит привлекательность Восточной Сибири как центра путешествий на Байкал и в Монголию. По оценкам специалистов, уже в первые годы после придания КПП статуса международного и его обустройства поток желающих путешествовать в этом районе иностранных туристов может увеличиться на 15–20 %.

Такое увеличение оживит предпринимательскую деятельность регионов и повлечет за собой новые поступления в бюджеты всех уровней. Получат дополнительный импульс к развитию такие отрасли как торговля, транспортные услуги, гостиничное хозяйство, сфера других услуг. Мировой опыт свидетельствует, что развитие туризма способствует благоустройству городов и населенных пунктов, повышению культуры обслуживания населения, решает проблему занятости.

Итак, Развитие водного туризма, а именно туристского направления Байкал-Хубсугул, является весьма перспективным для развития как монгольского, так и российского туризма. Новое международное туристское направление Байкал — Хубсугул, которое вписывается в мировой процесс формирования единого азиатского туристского пространства, может стать «локомотивным» туристским проектом двух стран.

Россия и Монголия обладают значительными туристскими ресурсами. Сотрудничество в сфере туризма может быть очень выгодным. Достаточно сказать, что число туристов в Монголии и Байкальском регионе до мирового финансового кризиса ежегодно увеличивалось на 30–40 %. Наиболее перспективным является международный туристский маршрут, связывающий два великих озера — Байкал и Хубсугул.

Литература:

  1. Суходолов А. П. Международный туристский маршрут Байкал-Хубсугул // Россия и Монголия. — 2010. — № 8. — С. 24–25.
  2. Туристский маршрут «Байкал — Хубсугул» нуждается в поддержке федеральных властей // Байкал-Инфо. URL: http://baikal-info.ru/turistskiy-marshrut-baykal-hubsugul-nuzhdaetsya-v-podderzhke-federalnyh-vlastey (дата обращения: 11.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Монголия, Байкал, Байкальский регион, водный туризм, россия, международный статус, турист, географическое расположение, основная проблема туризма страны, туристский маршрут.


Похожие статьи

Перспективы развития экологического туризма в Кемеровской области

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития экологического туризма в Кемеровской области. Доказывается, что экологический туризм предлагает уникальное решение, которое обеспечит рабочие места и стабильно высокие доходы населения и сохранит ...

Индустрия туризма в Узбекистане: проблемы и тенденции развития

Современное состояние индустрии туризма рассмотрено с точки зрения статистических данных о состоянии отрасли, наличии туристских ресурсов и предприятий индустрии туризма и гостеприимства и туристских потоков из стран СНГ и дальнего зарубежье. Разнооб...

Топливно-энергетический комплекс Республики Таджикистан как фактор развития экономики

В статье проанализирована одна из основных сфер развития экономики Республики Таджикистан. В данной статье изучается географическое положение Таджикистана и его экономическое развитие. Также речь идёт о системном развитии экономики Таджикистана, выя...

Анализ некоторых аспектов устойчивого развития международного туризма

В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития международного туризма в странах, добившихся больших успехов в современном международном туризме, схожих с Туркменистаном по древним памятникам, геополитическому положению и по природе, таких как ...

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Модернизация и совершенствование старых туристических маршрутов Самарканда и разработка на их основе новых

В данной статье делается экскурс в историю Самарканда. Раскрывается трехчастное деление города, принадлежащие к различным эпохам и прослойкам исторических культур. Раскрываются особые подходы, для каждой отдельно взятой части, в вопросах реконструкц...

Перспективы развития Северного морского пути и инфраструктура Арктической транспортной системы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что открытый в XVI в. Северный морской путь уже активно использовавшийся в торговых операциях России и Сибири, он и сейчас играет значительную роль во внешней торговле. Сегодня для регионов Сибири его эксп...

Разработка мер поддержки малого предпринимательства в Иркутской области

Сегодня в мире совершенствованию малого предпринимательства уделяется большое внимание. Активная поддержка этого вида предпринимательства руководством стран отражается эффектом, который получает национальная экономика от малого бизнеса, её невозможно...

Современный этап развития низкоэмиссионного транспорта в Кыргызской Республике

В работе проведен анализ развития сферы электромобилей в Кыргызской Республике, который включает в себя оценку ключевых аспектов их развития, таких как экономические стимулы и внедряемая электрозарядная инфраструктура.

Взаимодействие России и Китая в образовательной сфере

Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются партнерами во многих сферах: политической, экономической, социальной и культурной. Цель данной стати раскрыть специфику взаимодействия стран в образовательной сфере, указать ключевые механ...

Похожие статьи

Перспективы развития экологического туризма в Кемеровской области

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития экологического туризма в Кемеровской области. Доказывается, что экологический туризм предлагает уникальное решение, которое обеспечит рабочие места и стабильно высокие доходы населения и сохранит ...

Индустрия туризма в Узбекистане: проблемы и тенденции развития

Современное состояние индустрии туризма рассмотрено с точки зрения статистических данных о состоянии отрасли, наличии туристских ресурсов и предприятий индустрии туризма и гостеприимства и туристских потоков из стран СНГ и дальнего зарубежье. Разнооб...

Топливно-энергетический комплекс Республики Таджикистан как фактор развития экономики

В статье проанализирована одна из основных сфер развития экономики Республики Таджикистан. В данной статье изучается географическое положение Таджикистана и его экономическое развитие. Также речь идёт о системном развитии экономики Таджикистана, выя...

Анализ некоторых аспектов устойчивого развития международного туризма

В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития международного туризма в странах, добившихся больших успехов в современном международном туризме, схожих с Туркменистаном по древним памятникам, геополитическому положению и по природе, таких как ...

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Модернизация и совершенствование старых туристических маршрутов Самарканда и разработка на их основе новых

В данной статье делается экскурс в историю Самарканда. Раскрывается трехчастное деление города, принадлежащие к различным эпохам и прослойкам исторических культур. Раскрываются особые подходы, для каждой отдельно взятой части, в вопросах реконструкц...

Перспективы развития Северного морского пути и инфраструктура Арктической транспортной системы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что открытый в XVI в. Северный морской путь уже активно использовавшийся в торговых операциях России и Сибири, он и сейчас играет значительную роль во внешней торговле. Сегодня для регионов Сибири его эксп...

Разработка мер поддержки малого предпринимательства в Иркутской области

Сегодня в мире совершенствованию малого предпринимательства уделяется большое внимание. Активная поддержка этого вида предпринимательства руководством стран отражается эффектом, который получает национальная экономика от малого бизнеса, её невозможно...

Современный этап развития низкоэмиссионного транспорта в Кыргызской Республике

В работе проведен анализ развития сферы электромобилей в Кыргызской Республике, который включает в себя оценку ключевых аспектов их развития, таких как экономические стимулы и внедряемая электрозарядная инфраструктура.

Взаимодействие России и Китая в образовательной сфере

Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются партнерами во многих сферах: политической, экономической, социальной и культурной. Цель данной стати раскрыть специфику взаимодействия стран в образовательной сфере, указать ключевые механ...

Задать вопрос