Данная статья посвящена анализу системы доставки светлых нефтепродуктов на автозаправочные станции Московской агломерации и поиску путей повышения эффективности работы подвижного состава.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, грузовые перевозки, эффективность, транспортный процесс, светлые нефтепродукты
На сегодняшний день на рынке транспортных услуг сложился крайне высокий уровень конкуренции. В условиях экономического кризиса крупные транспортные компании, работающие на прямую с нефтесбытовыми организациями вынуждены вести активный поиск возможностей для оптимизации и повышения эффективности работы собственного автомобильного транспорта. Автомобильный бензин и дизельное топливо являются опасными грузами в следствии чего к транспортным средствам, персоналу и организации транспортного процесса предъявляется ряд специфических требований, влияющих на эффективность организации доставки светлых нефтепродуктов на автозаправочные станции (АЗС).
Город Москва является крупнейшим мегаполисом в нашей стране с крайне сложной и загруженной транспортной инфраструктурой. Характерной особенностью региона является то, что на многих АЗС установлены резервуары малой вместимости, внутри региона располагается множество небольших нефтебаз, между которыми зачастую происходят переключения на отгрузку того или иного вида нефтепродукта. Эти факторы в совокупности с большой и неравномерной интенсивностью потребления светлых нефтепродуктов делают доставку нефтепродукта в необходимом количестве и точно в срок крайне сложной задачей.
Основной целью данной работы является проведение анализа этапов транспортного процесса одной из крупнейших транспортных организаций г. Москвы, занимающейся доставкой светлых нефтепродуктов на АЗС с целью поиска путей повышения эффективности работы транспортных средств. Для этого необходимо определить технологические схемы, выявить существующие проблемы и определить возможные решения.
Транспортный процесс доставки светлых нефтепродуктов может быть представлен в виде совокупности операций погрузки, транспортирования, разгрузочных операций и подачи подвижного состава под погрузку. На рисунке 1 представлена технологическая схема процесса доставки светлых нефтепродуктов на АЗС [1].
Первоначальным этапом перемещения нефтепродуктов с нефтебазы на АЗС является этап погрузки. Процесс погрузки автомобиля на нефтебазе состоит из этапов: маневрирование автомобиля при подъезде и постановке автомобиля на площадку для налива нефтепродуктов на нефтебазе, выполнение подготовительно-заключительных операций, прием-сдача нефтепродуктов, налив, а также оформление сопроводительной документации. Помимо этого, возможен этап ожидание погрузки.
Наличие этапа ожидание погрузки автомобиля на территории нефтебазы говорит о занятости погрузочных средств. Данный этап является непроизводственным и его продолжительность должна стремиться к нулю.
Рис. 1. Технологическая схема процесса доставки грузов
В текущих условиях погрузка автомобиля происходит согласно технологической схеме, представленной на рисунке 2.
Длительность этапов транспортирования и подачи подвижного состава зависят от технической скорости автомобиля и расстояния перемещения. Техническая скорость определяется техническими параметрами автомобиля, психофизическими качествами водителя, условиями движения и геометрическими характеристиками дороги, интенсивности дорожного движения [2]. Этап транспортирования является ключевым этапом транспортного процесса. Именно на этом этапе формируется доход транспортного предприятия.
Рис. 2. Технологическая схема погрузки автомобиля бензовоза
Доставка светлых нефтепродуктов завершается разгрузкой бензовоза на АЗС, которую можно разделить на такие этапы как: прием-сдача, слив нефтепродуктов, выполнение подготовительно-заключительных операций, а также оформление сопроводительной документации.
С учетом того факта, что абсолютное большинство АЗС работают в круглосуточном режиме как на отпуск, так и на прием нефтепродуктов, причем процессы налива и слива нефтепродуктов могут происходить одновременно и без помех друг для друга, этап ожидание разгрузки автомобиля на АЗС отсутствует.
В целях снижения риска смешения нефтепродуктов различной номенклатуры разгрузка автомобиля происходит согласно следующей технологической схеме:
Рис. 3. Технологическая схема последовательной разгрузки отсеков цистерны автомобиля бензовоза
Проведенное статистическое исследование позволило построить карту рабочего времени автомобилей, работающих на доставке светлых нефтепродуктов и определить соотношение этапов транспортного процесса.
Как видно из рисунка 4 на ожидание и проведение погрузочных операций тратиться более четверти рабочего времени автомобиля бензовоза. При этом ожидание погрузки длится дольше самого погрузочного процесса. Данный простой вызван наличием технологических перерывов на нефтебазе, а также не согласованной работой погрузочных постов и моментом подачи транспортных средств под погрузку.
Рис. 4. Распределение длительности этапов транспортного процесса
На транспортную работу приходится менее 20 % рабочего времени автомобиля бензовоза. Спецификой данного вида перевозок является преимущественное количество маятниковых маршрутов над кольцевыми. В связи с этим количество рабочего времени, затраченного на холостой пробег при подаче транспортных средств под погрузку, сопоставимо с временем транспортной работы.
Самым длительным этапом транспортного процесса является разгрузка автомобиля на АЗС. На этот этап приходится более 33 % рабочего времени. Длительный простой вызван применяемой технологической схемой и наличием операций по контролю качества и количества нефтепродукта перед разгрузкой каждой секции полуприцепа цистерны.
По итогам проведенного исследования можно сделать выводы, что эксплуатация подвижного состава осуществляется недостаточно эффективно.
Для снижения длительности простоев перед погрузкой была построена математическая модель, на основе которой была организована подача транспорта под погрузку [3].
Для упрощения процедуры приема нефтепродуктов на АЗС был применен специализированный контроль над автомобилями бензовозами на линии при помощи системы спутникового мониторинга и автоматизированных средств видео фиксации. В результате проведенных мероприятий производительность подвижного состава увеличилась на 17,2 %.
Литература:
- Вельможин А. В. Теория транспортных процессов и систем. — М.: Транспорт, 1998. — 167 с.
- Кодиленко А. С., Батракова О. С., Куликов А. В., Ширяев С. А. Прогнозирование длительности перевозочного процесса светлых нефтепродуктов автомобильным транспортом на АЗС г. Волгограда // Сборник научных трудов SWorld. — 2016. — № 4, том 2.. — С. 7–10.
- С. А. Ширяев, Кодиленко А. С., Кодиленко О. С. Подходы к моделированию потребности автозаправочных станций в нефтепродуктах // Молодой учёный. — 2016. — № 9, ч. 3.. — С. 346–351.