Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Штурнева, Т. П. Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания старших дошкольников / Т. П. Штурнева, Л. И. Токарева, И. П. Мотчанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 616-620. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37255/ (дата обращения: 16.11.2024).



Игра — есть образ детства, его школа морали

Д. Б. Эльконин

На современном этапе, когда происходят существенные изменения в социуме, одним из приоритетных направлений организации работы с подрастающим поколением является воспитание чувства патриотизма. Сейчас, в нестабильный период в обществе, остро возникает потребность вернуться к самым лучшим народным традициям, к вековым корням, к важным и вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года подчеркивает, «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [1].

Одной из задач Федерального государственного стандарта по дошкольному образованию является «формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств». [8].

В разделе «Социально-коммуникативное развитие» Образовательной программы дошкольного образования отмечено, что содержание образования должна быть «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности...; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.».. [8].

Можно с уверенностью утверждать, что воспитание патриотизма у детей является приоритетной задачей ДОУ.

В современных условиях актуальность патриотического воспитания подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 [7].

Президент РФ Путин В. В. акцентирует особое внимание на воспитание патриотов в России. В Указе о государственной политике по патриотическому воспитанию отмечено: «Необходимо строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит от морально-нравственного климата в обществе в целом [10].

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования основ личности: развития целостного восприятия окружающего мира, непосредственного эмоционального отношения к окружающим, сочувствие к нуждам и переживаниям людей; развития таких черт характера, как милосердие, гуманность, толерантность и т. д.

В воспитании патриотических чувств самое главное место занимает непосредственное их проявление в поступках повседневной жизни.

В работе с детьми дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у современных дошкольников недостаточно знаний о стране, родном крае, городе. Дети часто равнодушно относятся к народным традициям, истории своей семьи, близким людям, товарищам по группе. Также отметим, что родителями мало уделяется внимания проблеме патриотического воспитания в семье.

Прав был С. Михалков, который говорил, что «только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее и стать подлинным патриотом».

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — это не только привитие уважения и любви к дому, семье, детскому саду, городу, природе, культурным достояниям своего народа, нации и др., но и формирование уважительного отношения к труду, родной земле, защитникам Родины, символике своего государства, его традициям и общенародным праздникам. Эти цели актуальны и очень важны, но всё же самой приоритетной является задача воспитания любви и привязанности к окружению, в котором находится ребенок (родной дом, семья, детский сад и др.) Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, в условиях перехода дошкольных образовательных учреждений на инновационный режим в соответствии с ФГОС ДО, возможно через разные образовательные области. Но, на наш взгляд, наиболее доступной и значительной областью является игровая деятельность. Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Первостепенное значение игры в развитии ребенка побудило ООН провозгласить ее универсальным и неотъемлемым правом ребенка [6].

В Концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни» [7], а Л. С. Выготский утверждает, что «игра —арифметика социальных отношений» [6].

Г. В. Плеханов, Д. Б. Эльконин обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, т. к. дети отображают то, что видят вокруг [6].

А. Н. Леонтьев рассматривал игру как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений, в котором растет интерес к окружающему, формируются социальные мотивы поведения, вырабатываются субкультурные нормы и правила [5].

В. А. Сухомлинский утверждал, «игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности» [7].

Игра является самым доступным и эффективным способом воспитания патриотических чувств дошкольников. Использование игры в образовательных целях позволяет развивать нравственные качества, формировать систему ценностей и учить ребенка патриотическим чувствам.

В классификации игровой деятельности сюжетно-ролевая игра считается наиболее сложной и значимой для развития личности детей в период адаптации к социуму.

Отечественные педагоги и психологи установили уникальность, незаменимость сюжетно-ролевой игры в развитии патриотизма у детей (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков и др.).

В Типовой «Программе обучения и воспитания детей» М. А. Васильевой, выделены задачи по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры. Нравственное воспитание рассматривается в этой программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Содержание программы направлено на воспитание у ребенка гуманного отношения к окружающему миру [13].

Сюжетно-ролевая игра позволяет воспитывать чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье и создает основу, на которой формируется наиболее сложное образование -любовь к родному Отечеству.

По нашим практическим наблюдениям, сюжетно-ролевая игра является средством формирования у детей нравственных представлений и гуманных чувств, поскольку дошкольники в игре воспроизводят человеческие взаимоотношения. Эти отношения определяют развитие у детей умения выделять и познавать нравственные нормы и регулировать поведение с окружающими. Также наблюдения показали, что темы сюжетно-ролевых игр детей в группе однообразны, сюжеты бедны и формальны, а роли достаточно традиционны. Дети практически не организуют игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. В основном детьми используются сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты.

В организации патриотического воспитания детей, мы обращаем внимание на нравственно ценное содержание детских сюжетно-ролевых игр. Выполняя роли, у детей развиваются моральные, патриотические чувства, чувства привязанности к родным и близким. В процессе игры дети проявляют организаторские способности, настойчивость и инициативу.

При планировании образовательной деятельности и отборе содержания сюжетно-ролевых игр, мы учитываем принцип единства трех компонентов:

− представление о нормах гуманности;

− гуманные чувства (сопереживание, сочувствие, содействие);

− соответствующие поступки.

При этом мы стараемся обеспечить усвоение норм, регулирующих патриотическое поведение детей и одновременно сохранить самостоятельный характер игры, так как именно в игре происходит развитие ее содержания, а также позитивно изменяется гражданско-нравственное и морально-этическое поведение каждого ребенка с учетом общей игровой цели.

В рамках реализации ФГОС ДО мы разработали педагогический проект —«Игровая гостиная». Данный проект дает возможность создать благоприятные условия для развития чувств и навыков каждого ребенка как субъекта социальных отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Внимание к этой стороне образования связано с тем, что сегодня основной акцент государства и общества делается на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, адаптации к жизни, к отождествлению себя с Родиной в современном социокультурном пространстве.

«Игровая гостиная» выступает как альтернативное предметно-развивающее и экспериментальное пространство, это объединение нескольких микроцентров для патриотического воспитания дошкольников:

− «Краеведение» («музей», картины, выставка рисунков, фотоколлажи, фото- и видеотека и др.);

− «Русская изба» (народная утварь, фольклор и т. п.);

− «Библиотека» (стеллажи с книгами, учебная зона);

− «Чудо-дерево» (панно, картины, устное народное творчество)

− Островок здоровья и красоты (атрибуты для игр «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская» и др.);

− Уголок природы (зимний сад, аквариум, «полянка» и др.). Компетентностный подход, направленный на формирование навыков патриотического поведения (социальная значимость) и включает в себя несколько его аспектов: развитие патриотических чувств и эмоций, толерантное отношение к другим людям и др.; формирование социальных умений: умения чтить традиции своего народа, быть гордым за свой народ, уметь ощущать неразрывность с окружающим, сохранить и приумножить богатство своей страны; развитие ценностных ориентаций через раскрытие культурных традиций и обычаев и др.

Целью является развитие и создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников, посредством сюжетно-ролевой игры через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, уважения к ее историческому прошлому, к традициям своего народа.

Для реализации цели нами определены задачи.

  1. Создание предметно-развивающей пространства «Игровая гостиная» с учетом особенностей детей и уровня развития игры:

Воспитывать у детей:

− стремление к познанию культурных традиций своего народа, осознанию себя частью большого этноса, выражению своей субкультуры;

− уважительное отношение к наследиям других народов;

− чувство гордости, уважение к Родине и своему народу;

− гражданско-патриотические чувства.

Формировать у детей:

− гражданскую позицию;

− представление о Российской Федерации как о родной стране;

− чувство любви к Родине, своему краю, городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

− умение анализировать, обобщать различные социальные явления и события.

Развивать у детей:

− бережное, эмоционально-ценностное, созидательное отношение к своей Родине, городу, родной природе;

− представления о национальной культуре, об образе жизни людей Иркутской области;

− представления о ценностях жизни, чувства заботы и внимания к окружающему миру.

  1. Повышение качества взаимодействия педагогов и специалистов в автоматизации и закреплении корригируемых знаний, умений и навыков у дошкольников посредством игровой гостиной.
  2. Просвещение родителей по вопросам актуальности игры для патриотического воспитания детей.
  3. Использование эффекта новизны игрового пространства как фактора улучшения образовательного процесса.

Предполагаемыми результатами является разработанная карта компетентности патриотического развития детей с выделенными знаниями, умениями и навыками, а также уровнями развития детей.

Работа с детьми проводится в нескольких направлениях:

  1. Привлечение детей к активному участию в игровой деятельности.
  2. Работа с родителями по привлечению их к совместной творческой и игровой деятельности.
  3. Работа с социумом города по реализации задач патриотического воспитания.
  4. Методическое сопровождение проекта (создание игровой гостиной, видеотеки, альбомов, фотографий, консультаций для педагогов и родителей и др.).

Перспективный план проекта включает следующие блоки:

  1. «Я и моя семья». Цель: Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
  2. «Я и мой детский сад». Цель: Формировать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения.
  3. «Я и мой город». Цель: Знакомить детей с историей родного города, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. Воспитывать любовь к родному городу.
  4. «Я и моя малая родина». Цель: Воспитывать у дошкольников позицию «Я — иркутянин». Формировать представления детей о родном крае, о малой родине. Знакомить с названиями близлежащих городов области. Воспитывать чувство любви к природе родного края.
  5. «Я и моя страна». Цель: Знакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Формировать у воспитанников уважение и интерес к государственным символам России. Воспитывать правосознание, способность к своих прав и прав другого человека.
  6. «Я служу Отчизне». Цель: Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. Способствовать формированию у воспитанников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
  7. «Я и мой народ». Цель: Знакомить детей с бытом и традициями России. Знакомить с видами устного народного творчества, краеведением, народным искусством. Формирование социальных умений: умения чтить традиции своего народа, быть гордым за свой народ, уметь ощущать неразрывность с окружающим, сохранить и приумножить богатство своей страны; развитие ценностных ориентаций через раскрытие культурных традиций и обычаев и др.

Таким образом, это позволит решить основные задачи патриотического воспитание дошкольников -воспитание уважения и любви ко всему родному (дому, семье, детскому саду, городу, природе, культуре др.).

Литература:

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. № 6. 1966. С. 48–57.
  3. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
  4. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. ‑ С. 4.
  5. Павельева Е. А., Шепилова Н. А. Проекты в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 5–3. — С. 354–355.
  6. Педагогические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: диссертация... кандидата педагогических наук. — Липецк,2001. — 178 с.
  7. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/#ixzz3VIKX51AY.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Пункт 1.6. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.ht.
  9. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1984 г. С. 127.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lawmix.ru/prof/92129.
  11. Федеральный закон об образовании в РФ (№ 273-Ф3); 2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта. 3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  12. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. — М., 1996. ‑ № 3. ‑ С. 5–19.
  13. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 5 изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сюжетно-ролевая игра, игра, дошкольный возраст, игровая деятельность, народ, окружающий мир, патриотическое воспитание, традиция, Российская Федерация.


Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как способ развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство проявления качеств мужественности у мальчиков 4–5 лет

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Комплекс сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как способ развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство проявления качеств мужественности у мальчиков 4–5 лет

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Комплекс сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Задать вопрос