В настоящее время в мире стремительно происходит информатизация общества. Жизнь современного человека невозможно представить без использования компьютера, информационных технологий, которые применяются в разнообразных сферах человеческой деятельности: в медицине, экономике, космонавтике, науке, образовании. В связи с этим возрастает роль уроков информатики в подготовке конкурентоспособного выпускника школы, умеющего ориентироваться и реализовывать себя в современных социальных условиях. Поэтому возникла необходимость поиска наиболее оптимальных средств обучения учащихся.
Технологии Web 2.0 позволяют пользователю самому загружать и редактировать контент (содержимое) ресурса. К технологиям Web 2.0 относят социальные сети, блоги, сайты wiki, Wikipedia и т. д. [2, с. 3]
Активное применение в образовательной деятельности технологий web 2.0 обусловлено тем, что по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами они обеспечивают новые возможности, а существующие функции урока реализуются с более высоким качеством. Назовем основные преимущества применения технологий web 2.0:
− создание условий для самостоятельной проработки учащимися учебного материала (самообразования);
− более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий вариативности упражнений, способных настраиваться на текущий уровень подготовки учащихся;
− возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание уровня усвоения учебного материала учащимися;
− создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик, например, таких, как погружение в виртуальную реальность [4, с. 4].
Каждому учителю предоставляется возможность оптимизировать учебную деятельность в соответствии с современными требованиями, что позволяет обратиться к инновационным подходам и технологиям преподавания. Технологии web 2.0 представляют собой ресурсы, на которые пользователь не только самостоятельно загружает контент, но также хранит его в «облаке», т. е. на сервере ресурса. Такие технологии удобны тем, что не требуют установки специального программного обеспечения, являются доступными каждому пользователю.
Особая роль технологий web 2.0 в образовании заключается в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и придают качественно новые возможности обучению, стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования.
Рассмотрим некоторые ресурсы, основанные на технологии web 2.0.
Сервис LearningApps [4] привлек внимание тем, что позволяет использовать как готовые задания по предмету, так и создавать собственные на основе шаблонов. В качестве примера рассмотрим разработку задания по информатике и ИКТ (8 класс) на тему «Устройства ввода и вывода информации», выполненного в сервисе LearningApps. Учащимся необходимо среди заданных устройств выбрать в одну группу все устройства ввода информации, во вторую группу — устройства вывода информации (рис. 1).
Рис. 1. Упражнение «Устройства ввода и вывода информации»
В блок «Выбор мультимедийного содержания» загружаются заранее подготовленные изображения устройств ввода и вывода информации. Картинки сжаты для web-страницы. В блоке «Обратная связь» вводится текст, который будет появляться, если найдено верное решение. В блоке «Помощь» создаются некоторые подсказки, как решить задание. Они могут быть доступны пользователю через небольшой значок в верхнем левом углу. Следует нажать кнопку «Установить и показать в предварительном просмотре». Восьмиклассник, прочитав задание, классифицирует устройства ввода и вывода в две колонки. С помощью функции «Проверить решение» проверяется правильность расположения в группы устройств. В конце разработки упражнения необходимо сохранить результат. Далее можно поместить разработанное упражнение на своем личном сайте учителя, скопировав HTML-код упражнения и вставив его на странице сайта.
Сервис Linoit позволяет размещать стикеры. Учитель должен зарегистрироваться на данном сервисе и создать начальный стикер, который будет формулировать основное содержание контента. Учащиеся затем добавляют информацию без регистрации. Например, данный сервис учитель может использовать на начальном этапе урока при формулировании учащимися ожидаемых результатов.
MicrosoftSway позволяет создавать интерактивные презентации, личные рассказы, интерактивные отчеты он-лайн, цифровые истории. Пользователь выбирает и добавляет контент, а остальные действия выполняет сама программа. Данная технология, используя систему поиска Bing по ключевым словам, автоматически находит и предлагает перечень ресурсов, которые необходимы для создания информационного продукта. Также данная технология позволяет организовать совместную работу пользователей. Все созданные материалы хранятся на сервере Sway.
Для работы с технологией необходимо создать учетную запись Microsoft.После входа пользователь может ознакомиться с учебными видео материалами. Начав новый продукт можно как на самом сервисе, таки загрузив в него файлы из MSWord или PowerPoint.
Данный сервис удобен тем, что можно просматривать презентации с мобильных устройств. Когда школы на карантине, в электронном дневнике прикрепляется ссылка на просмотр урока и выполнение заданий к нему.
К технологиям Web 2.0 относят офисные приложения Google.docs. Данный сервис удобен тем, что все учащиеся могут выполнять одновременно работу над одним и тем же проектом. Ресурс Google.docs включает в себя следующие возможности:
− Google Документ — представляет собой текстовый процессор.
− Google Презентация — предоставляет пользователю возможности для создания презентаций.
− Google Таблица — представляет собой табличный процессор.
− Google Рисунок — представляет собой графический редактор.
− Google Сайты — представляют html-редактор для создания сайтов.
− Google Карты — позволяют создавать собственные карты.
− Google Формы — служит для создания опросов и получения результатов [1].
При работе над проектом «История моего города — Старый Оскол» учащиеся 8 класса создали интерактивную презентацию. В процессе выполнения данной работы учащиеся были поделены на группы по 2 человека. Каждой группе была поручена работа над одним конкретным слайдом: основание города, слободы, духовное наследие, город во время Великой Отечественной войны, герои-старооскольцы, послевоенное развитие, промышленные предприятия, известные люди города (рис. 2).
Рис. 2. Презентация «История моего города — Старый Оскол»
При изучении темы «Табличные информационные модели» в 7 классе учащиеся выполняют практическую работу в сервисе Google Документы. Учащимся предлагается создать таблицы «Великаны», «Золотое кольцо России», «Прогноз успеваемости учеников класса». В качестве домашнего задания учащиеся выполняют задание по созданию таблицы по выбору на одну из тем «Самые крупные животные планеты», «Самые высокие горы», «Самые длинные реки».
При изучении тем «Всемирная паутина как информационное хранилище» в 8 классе и при изучении раздела «Коммуникационные технологии» в 9 классе учащиеся работают в сети Интернет. На первой практической работе школьникам предлагается зарегистрировать свой аккаунт на сайте gmail.com, далее создаются для каждого класса Google-группы. В форумах каждой группы удобно размещать задания к уроку, методические материалы к выполнению практических работ, заготовки упражнений, которые учащиеся применяют на уроках. Также данный метод позволяет ученикам, пропустившим занятия по какой-либо причине, выполнить задание дома и предоставить его на проверку учителю.
С помощью Google Формы учитель имеет возможность проводить викторины, создавать анкеты, тесты. При создании формы автоматически создается таблица Google, в которой накапливаются результаты заполнения формы.
При использовании возможностей Google-документ в образовательной деятельности мы пришли к выводу, что организация совместной деятельности учащихся продуктивно сказывается на активизации познавательной деятельности, возрастает интерес школьников к изучению предмета. Учащиеся имеют возможность коллективно работать над созданием презентаций, плакатов, инфорграфиков, газет, разрабатывать карты. Работа над совместными проектами способствует повышению самооценки учащихся, служит средством для мотивации к обучению, что является важным условием для повышения познавательной активности.
Из выше изложенного следует, что данная система организации уроков информатики и ИКТ позволяет учителю добиваться высокого уровня усвоения учебного материала, организовывать образовательный мониторинг, выявлять пробелы в знаниях учащихся, корректировать работу по их ликвидации, а учащимся осуществлять самоконтроль, самопознание, рефлексию и активизацию своей познавательной деятельности.
Таким образом, активное, целенаправленное применение на уроках информатики и ИКТ технологий web 2.0 позволяет заинтересовать школьников в изучении предмета «Информатика и ИКТ», что в свою очередь влияет на повышение познавательной активности учащихся, на формирование их информационной культуры.
Литература:
- ДокументыGoogle — офисные приложения онлайн [Электронный ресурс]. — Режим обращения: https://docs.google.com/ (Дата обращения: 27.10.2016).
- Осетрова, Н. В. Книга и электронные средства в образовании / Н. В. Осетрова — М.: Изд. сервис Логос, 2010. — 144 с.
- LearningApps. [Электронный ресурс]. — https://learningapps.org (Дата обращения: 08.11.2016).
- Уваров, А. Ю. Российская школа и ИКТ: облачные вычисления / А. Ю. Уваров // Информатика, 2014. — № 1. — с. 4–15.