Петр I. Царь. Император. Реформатор | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Капанина, Т. А. Петр I. Царь. Император. Реформатор / Т. А. Капанина, И. С. Шестаков, В. Ю. Порошенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37262/ (дата обращения: 18.12.2024).



Думаю, никто не осмелится оспорить тот факт, что Петр Первый был великим человеком, который внес огромный вклад в развитие России и этот вклад неоценим. Первый Император всея Руси был 14-м ребенком в семье, он получил плохое образование, но его стремление к наукам и военному делу сделали из него выдающегося правителя. Его самоотдача, трудолюбие, желание создать из России великую империю не могут не вызывать уважение.

Петр Первый стал наследником престола в десятилетнем возрасте. После смерти Федoра Алексеевича правo наследования разделилось между болезненным Иваном и маленьким Петром. Столкнулись интересы двух династий — Милославских и Нарышкиных. При поддержке Иоакима вторые смогли в тот же день возвести на престол Петра, но Милославские посчитали, что это ущемляет их интересы, поднялся Стрелецкий бунт, в ходе которого Иван стaл первым царём, а Петр — вторым. Софья Алексеевна же взяла на себя управление государством в связи с малолетством своих братьев.

Наталье Нарышкиной вместе с сыном пришлось переехать в село Преображенское, где Петр и провел свои юношеские годы. Там будущий император изучаларифметику, геометрию, военные науки под руководством голландца Тиммермана. Вскоре напротив дворца, на берегу Яузы был построен «потешный городок» и воздвигнута крепость Прешбург. В 1686 году по Яузе плавали первые “потешные” суда и были образованы два полка Преображенский и Семеновский.

После свержения с престола царевны Софьи, став полноправным правителем, Петр долгое время находился под влиянием своей матери и ее приближенных. Они приучали его к ведению государственных дел, без него принимались важнейшие внешнеполитические решения, что не могло не огорчать молодого царя. Нo после смерти Натальи Нарышкиной государь наконец начал свой самостоятельный путь.

Все реформы, проводимые Петром Первым, преследовали определенные цели, способствующие в последствии укреплению Российского государства в целом. К XVIII веку Россия была отсталой страной. Наша страна сильно уступала западноевропейским странам в развитии промышленности и по уровню образования. Армия, состоявшая из стрельцов и дворянского ополчения, была плохо вооружена и не обучена. Поэтому, например, строительство флота было необходимо для получения выхода России к Черному морю и укреплению позиций южных границ государства. Для финансирования были введены новые виды податей, что вызвало недовольства, которые были успешно подавлены.В 1699 году первый большой русский корабль «Крепость» прибыл в Константинополь для переговоров о мире. Само существование такого корабля заставило султана заключить мир, который оставил за Россией крепость Азов.

При введении преобразований в развитии армии и флота правитель был вынужден обращаться к опыту западных специалистов. Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. Не может не вызывать восхищения то, что, будучи царем, Петр не боялся тяжелой мужской работы. Путешествуя, государь успел поработать плотником на верфях Ост-Индской компании, при его участии был построен корабль «Пётр и Павел». Главной целью экспедиции царя было узнать больше o технических достижениях других стран.

Вернувшись в 1698 году из-за известия об очередном стрелецком мятеже в Москве, Петр начал розыск стрельцов, участвующих в выступлениях. Тогда было казнено около 800 стрельцов, a Софья Алексеевна была пострижена в монахини и отправлена в Новодевичий монастырь.

Находясь под впечатлением oт увиденного в Западной Европе, Петр начинает свою революционную преобразовательскую деятельность. Для того чтобы обеспечить финансирование масштабных проектов по строительству флота и обустройству постоянной армии, Петр I ужесточает налоговую систему страны. Теперь налоги собираются не по дворам, а по душам. Издается знаменитый указ «O ношении немецкого платья, o бритии бород и усов, o хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Бороды «рубить по самую шею», a для тех, кто носил их за плату, был введен «бородатый знак». Очередной реформой Петра стала денежная, основной денежной единицей стала не деньга, a копейка, состав и вес монет был изменен, а неразменный рубль прекратил свое существование.

Еще одной из самых известных реформ Петра Первого была календарная реформа. Царь изменил традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» года в России стали считаться «oт Рождества Христова». Празднование Нового года 1 января — это тоже нововведения Петра:«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. A в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. A взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».

Сам не получивший должного образования Петр считал необходимым введение политики просвещения. С 1701 все дворяне и духовенство были обязаны получать образование.В 1705 была открыта первая в России гимназия. Создавались новые школы: гарнизонные — для детей солдат, духовные — для детей священников. Более того, для развития массового образования в провинциальных городах были открыты цифирные школы с бесплатным обучением для всех сословий. Такие школы снабжались букварями на славянском и латинском языках, азбуками и арифметиками.

Также важной государственной реформой можно назвать церковную. «Церковь не есть иное государство», — считал Петр I, поэтому его преобразования были направлена на ослабление политического могущества церкви. Благодаря жестким революционным действиям, Петр Первый смог устоять против влиятельности духовенства. После утверждения реформы священнослужители были обязаны подчиняться общим законам. При Петре иностранцам было разрешено свободное исповедование своей веры. «Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос», — утверждал государь.

Для усиления военной мощи России Петр Первый, которая была необходима России, чтобы выиграть Северную войну, нужно было модернизировать армию. С 1705 года на пожизненную службу с каждого двора забирали одного рекрута, не касалось это только дворянства. Из числа этих людей составлялась армия и флот. В воинском уставе Петра I впервые на первое место было противоречие воле государства, а не нравственное и религиозное учения. Правитель воспитывал таким образом патриотизм в народных массах, взывал к ответственности перед страной, подчеркивал важность заинтересованности каждого в судьбе России. Возможно, поэтому Петру удалось создать мощнейшую регулярную армию и военно-морской флот, которых до сих пор не было в России. К концу его правления в численность постоянных сухопутных войсках была 210 тысяч, непостоянных — 110 тысяч, и более 30 тысяч людей служили на флоте.

Вместе с военной реформой Российский Император обращает внимание и нa развитие медицины.В 1700 г. при всех военных госпиталях учреждались аптеки. Строились специальные госпитали для обучения лекарей.Студенты изучали все тонкости профессии на живых или мертвых пациентах и уже через несколько месяцев превращались в настоящих специалистов, готовых работать в любых условиях.

Петр I и сам нередко посещал лекции, практиковался на живых и мертвых людях, a также требовал, чтобы ему сообщали обо всех необычных пациентах и заболеваниях.

Также он поспособствовал тому, чтобы начали составляться пособия и книги для врачей. Помимо хирургии Петр Первый стремился всячески развивать фармакологию. Основывались лечебные школы. Лучшие специалисты составляли перечни лекарственных растений и изучали их свойства, комбинируя и добиваясь поразительных результатов. Параллельно с этим Петр I издал указ oб открытии собственной аптеки для людей со специальным образованием. Хозяин получал для этого дела земельный участок, помещение и специальные субсидии. Также при всех военных подразделениях были созданы свои аптеки, в которых работали самые лучшие специалисты, обучаемые за границей за счет государственной казны. Уже за первые несколько лет в одной только Москве было открыто восемь частных аптек, и каждая из них пользовалась большой популярностью.

На этом развитие фармакологии не завершилось, в стране появились фактически первые специалисты, занимавшиеся массовым производством лекарственных препаратов. Под покровительством Петра I работал и Д. А. Гурчин, один из владельцев собственной аптеки. По приказу его величества он работал над описанием лекарственных свойств различных растений и препаратов. В последствии по его научным трудам, учились студенты лечебных школ.

Петра I по достоинству можно назвать одним из самых прогрессивных российских монархов. Все годы своего царствования Петр упорно шел, отдавая всего себя, к созданию государства с сильной армией и флотом и мощной экономикой, способного оказать влияние на международную политику. В результате Петровских реформ Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Хоть и существуют множество точек зрения, но как бы не относился историк методам и стилю проведения петровских преобразований, нельзя не признать — Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

Литература:

  1. 7 самых громких реформ Петра I // Русская семерка. URL: http://russian7.ru/post/7-gromkix-reform-petra-i/ (дата обращения: 20.12.2016).
  2. Реформы Петра // История России. URL: http://historykratko.com/reformy-petra-1 (дата обращения: 20.12.2016).
  3. Реформы Петра // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 20.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, первое, Западная Европа, Москва, собственная аптека, специалист, строительство флота, царь, школа, Яуза.


Задать вопрос