В статье рассмотрены способы совершенствования организации перевозки кислорода в баллонах. Проанализированы объемы перевозки по г. Волгограду. Определены вероятностные закономерности распределения длительности погрузки автомобиля и его среднесуточный пробег. Согласно минимальным суммарным затратам на перевозку заданного объема кислорода, выбран подвижной состав. Разработан технологический проект и предложены технологические схемы. Рассмотрен вариант снижения транспортных затрат, за счет использования оптимальной технологической схемы перевозки кислорода и добавление второго поста погрузки-разгрузки.
По оценке Минтранса в 2016 г., в общем объеме грузов, перевозимых по России всеми видами транспорта, доля опасных грузов составляет 20 %, или примерно 800 млн. т. Из них на долю автомобильного транспорта приходится 65 %, а это предусматривает использование более 200 тыс., специальных автомобилей, конструктивно подготовленных для перевозки опасных грузов. В общем, объеме грузооборота автотранспорта опасные грузы составляют около 3–5 % [7].
При перевозке сжатых газов опасным фактором является давление, а при перевозке сжиженных еще и очень низкая температура. Поэтому необходимо неукоснительно соблюдать все требования технологического процесса перевозки при транспортировании криогенной продукции (кислород) [6].
Организация и управление процессом перевозки на любом промышленном предприятии вызвано необходимостью снижения затрат на всех стадиях доставки груза. По этой причине рационализация и оптимизация транспортных, погрузочно-разгрузочных, и складских операций является важным резервом снижения издержек и экономии ресурсов.
На рис. 1 представлены изменения объемов перевозки кислорода потребителям г. Волгограда. Объем перевозок достаточно большой и имеет устойчивый характер за последние 3 года.
Рис. 1. Распределение объема перевозки кислорода по годам
На рис. 2 представлена неравномерность объема перевозок кислорода по месяцам года. Анализ неравномерности перевозок позволяет определить месяца максимального использования провозной возможности, имеющегося подвижного состава, и периода с ее недоиспользованием. Пик объема перевозок приходится на летне-зимний период.
Рис. 2. Распределение объема перевозок кислорода по месяцам за 2015 г.
Технология перевозки кислорода заключается в последовательном выполнении следующих этапов: подготовка груза к перевозке, погрузка, транспортирование, разгрузка, складирование и подача подвижного состава. Каждый этап состоит из своих взаимосвязанных элементов, каждый из которых имеет вероятностный характер распределения длительности его выполнения. В работе проанализировано время выполнения погрузки автомобиля КамАЗ-53212, а также получено распределение среднесуточного пробега при выполнении перевозки кислорода [1, 2, 3].
В табл. 1 представлены характеристики распределения вероятностных величин [8].
Таблица 1
Характеристика вероятностных величин
Показатель |
Единицы измерения |
Плотность распределения |
Математическое ожидание M(t) |
Критерий Пирсона X2 |
Время погрузки |
мин. |
f(t3п)= |
51,54 |
4,877 |
Среднесуточный пробег |
км |
f(lcc)= |
232,62 |
3,767 |
Технологические схемы применяются для повышения эффективности работы подвижного состава при перевозке различных грузов [9, 10]. В работе рассмотрены три варианта технологических схем перевозки кислорода. Для трех предложенных вариантов расчет показателей представлен в табл. 2. Наименьшие затраты на перемещение наблюдаются при использовании автомобиля КамАЗ-53212 (схема 1).
Рис. 3. Технологические схемы перевозки: 1 — при использовании бортового автомобиля КамАЗ — 53212, 2 — при использовании КМУ, 3 — при использовании автопоезда КамАЗ — 53212 + НЕФАЗ -8332
Таблица 2
Расчетные показатели технологических схем перевозки баллонов по г. Волгограду
№ |
Технологическая схема перевозки |
Время транспортного цикла, мин |
Себестоимость перевозки, руб./т |
Себестоимость перемещения груза, руб./т |
Объем перевозки, т/сут. |
1 |
КамАЗ — 53212 |
105 |
3550 |
6837,5 |
16 |
2 |
КМУ |
57 |
3720 |
7725 |
16 |
3 |
КамАЗ — 53212 + НЕФАЗ — 8332 |
110 |
5750 |
13740 |
32 |
При осуществлении перевозки баллонов одиночными бортовыми автомобилями КамАЗ — 53212 обеспечивается оптимальная себестоимость перемещения в размере 6837,5 руб./т.
Технологический проект позволяет ответить на вопрос: как перевозить рассматриваемый груз? Технологический проект включает в себя: организационную, техническую и экономическую подготовку. Особое внимание нужно уделять технической стороне. В табл. 3 показан разработанный технологический проект перевозки кислорода [4, 5].
Таблица 3
Технологический проект перевозки
Кислород в баллонах |
ул. Тракторостроителей, 19 А — пр. Ленина, 110 |
|||||||
1. Характеристика груза |
||||||||
1.1 Краткое описание физических свойств груза: нетоксичный и окисляющий газ; температура кипения -182°C; критическая температура -118°C. |
||||||||
1.2 Способ укладки: баллоны в кассетах. |
||||||||
Тара |
Габаритные размеры груза |
Объем, л |
Масса баллона, кг |
Рабочее давление, МПа |
||||
Высота, мм |
Наружный диаметр баллона, мм |
|||||||
Баллон |
1390 |
219 |
40 |
67 |
15 |
|||
1.3 Тип кузова подвижного состава, необходимого для перевозки груза: бортовая платформа. |
||||||||
Параметры |
Единица измерения |
Значение параметра |
||||||
2. Объем перевозок игрузопотока |
||||||||
2.1 годовой объем перевозок |
т |
4160 |
||||||
2.2 объем партии |
т |
16 |
||||||
2.3 продолжительность перевозок одной партии |
ч |
1,83 |
||||||
2.4 количество партий за год |
ед. |
260 |
||||||
2.5 величина грузопотока |
т |
4160 |
||||||
2.6 суточный объем перевозок |
т/сут. |
16 |
||||||
2.7 стоимость перевозимого груза |
руб./т |
70400 |
||||||
2.8 расстояние транспортирования |
км |
5 |
||||||
3. Этап погрузки/ разгрузки |
||||||||
3.1 способ погрузки/разгрузки |
механизированный |
|||||||
3.2 тип погрузочного и разгрузочного механизма |
Кран-балка |
|||||||
3.3 модель |
ICEBERG-2 |
|||||||
3.4 время пребывания автомобиля в пункте погрузки/разгрузки |
ч |
0,33/0,28 |
||||||
3.5 суммарные затраты на погрузо-разгрузочные работы |
руб. |
52600 |
||||||
3.6 себестоимость погрузки/разгрузки |
руб. |
1820/1467 |
||||||
3.8 продолжительность работы пункта погрузки/разгрузки |
ч |
8/8 |
||||||
4. Этап транспортирования |
||||||||
4.1 вид |
автомобильный транспорт |
|||||||
4.2 тип |
бортовой автомобиль |
|||||||
4.3 модель |
КамАЗ — 53212 |
|||||||
4.4 время на одну ездку в среднем |
ч |
1,83 |
||||||
4.5 техническая скорость |
км/ч |
40 |
||||||
4.6 коэффициент использования грузоподъемности |
- |
0,9 |
||||||
4.7 коэффициент использования пробега за ездку |
- |
0,8 |
||||||
4.8 продолжительность работы в сутки |
ч |
8 |
||||||
4.9 производительность единицы ПС за смену |
т/сут. |
16 |
||||||
4.10 затраты на транспортирование |
руб. |
56800 |
||||||
4.11 себестоимость транспортирования |
руб./т |
3550 |
||||||
5. Себестоимость перемещения |
руб./т |
6837,5 |
||||||
Рис. 4. Схема дорожной сети
Объемы потребностей кислорода по потребителям и кратчайшие расстояния представлены в табл. 4. Обозначения: А1 — кислородный завод (поставщик); B1 — завод «Красный Октябрь», B2, B3, B4, — городские клинические больницы № 4, 12, 25, B5 — завод «Баррикады» (потребители). Схема дорожной сети представлена на рис. 4.
Таблица 4
Объемы потребностей кислорода икратчайшие расстояния между грузообразующим игрузопоглощающими пунктами
№пункта |
А1 |
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
Объемы кислорода, т/сут. |
А1 |
0 |
5,2 |
4,7 |
5,9 |
11,9 |
3,8 |
16 |
В1 |
5,2 |
0 |
5,7 |
3,9 |
6,8 |
3 |
4 |
В2 |
4,7 |
5,7 |
0 |
3,7 |
9,9 |
4 |
2 |
В3 |
5,9 |
3,9 |
3,7 |
0 |
6,9 |
3,1 |
2 |
В4 |
11,9 |
6,8 |
9,9 |
6,9 |
0 |
8,4 |
2 |
В5 |
3,8 |
3 |
4 |
3,1 |
8,4 |
0 |
6 |
Используя методику, представленную в работе «Организация процесса перевозки молочной продукции с использованием логистического подхода», выполнена маршрутизация перевозки кислорода [1]. Получен маршрут: А1 — В5– В1– В4 — В3 — В2–А1; βe=0,8;γc=0,9.
Повышение производительности подвижного состава в настоящее время является ключевым направлением снижения себестоимости перевозок. Для повышения производительности определим степень влияния технико-эксплуатационных показателей на производительность с помощью характеристического графика производительности автомобиля.На рис. 5 показан характеристический график производительности автомобиля КамАЗ-53212 при организации перевозки кислорода на полученном маршруте.
Рис. 5. Характеристический график производительности КамАЗ-53212
Влияние технико-эксплуатационных показателей на производительность автомобиля КамАЗ-53212 представлено в табл. 5. Наибольшее влияние оказывает коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент использования пробега. Большие потери времени связаны с простоем под погрузкой. С целью снижения потерь в погрузочном пункте мы предлагаем рассмотреть организацию погрузки при использовании двух погрузочных постов.
Таблица 5
Влияние технико-эксплуатационных показателей на производительность автомобиля КамАЗ-53212
Показатель |
Значения показателей |
|||
γc |
Vт, км/ч |
βe |
tпр, ч |
|
При базовой производительности (Wa) |
0,9 |
40 |
0,85 |
0,33 |
При увеличении производительности на 15 % (1,15Wa) |
1,1 |
54 |
1 |
0,45 |
Приращение показателей (Δ, %) |
22 |
35 |
17 |
-36 |
Важное значение сокращения времени пребывания в пункте погрузки является организация самой погрузки. При большом грузопотоке возможно организовать погрузку с большим количеством постов погрузки. В работе проведен расчет времени работы подвижного состава при организации работы одного и двух погрузочных постов. В табл. 6 и 7 представлено существующее и предложенное расписание работы автомобилей. Полученные результаты технико-эксплуатационных показателей представлены в табл. 8.
Таблица 6
Расписание работы автомобилей при одном погрузочном пункте
Номер автомобиля |
Прибытие впункт погрузки |
Начало погрузки |
Завершение погрузки |
Время прибытия к потребителю |
Время прибытия на завод |
1) В 838 МА |
8:28 |
8:30 |
8:30 |
10:50 |
12:25 |
2)К 597 НЕ |
8:28 |
8:30 |
9:10 |
11:33 |
13:08 |
3)В 218 ОА |
9:08 |
9:10 |
9:50 |
12:13 |
13:48 |
4)О 314 СК |
9:48 |
9:50 |
10:30 |
12:53 |
14:28 |
5)Е 115 КР |
10:28 |
10:30 |
11:10 |
13:33 |
15:08 |
6)Н 637 ВР |
11:08 |
11:10 |
11:50 |
14:13 |
15:48 |
7)Е 336 НТ |
11:48 |
11:50 |
12:30 |
14:53 |
16:28 |
1)В 838 МА |
12:25 |
12:30 |
13:10 |
15:33 |
17:52 |
2) К 597 НЕ |
13:08 |
13:10 |
13:50 |
16:13 |
18:32 |
3)В 218 ОА |
13:48 |
13:50 |
14:30 |
16:53 |
19:12 |
Таблица 7
Расписание работы автомобилей при двух погрузочных пунктах
Номер автомобиля |
Прибытие впункт погрузки |
Начало погрузки |
Завершение погрузки |
Время прибытия к потребителю |
Время прибытия на завод |
1) В 838 МА |
8:28 |
8:30 |
8:50 |
10:50 |
12:25 |
2)К 597 НЕ |
8:28 |
8:30 |
9:10 |
11:33 |
13:08 |
3)В 218 ОА |
9:08 |
9:10 |
9:50 |
12:13 |
13:48 |
4)О 314 СК |
8:28 |
8:30 |
9:10 |
10:50 |
13:08 |
5)Е 115 КР |
9:08 |
9:10 |
9:50 |
11:33 |
13:48 |
1) В 838 МА |
12:25 |
12:30 |
13:10 |
15:33 |
17:52 |
2)К 597 НЕ |
13:08 |
13:10 |
13:50 |
16:13 |
18:32 |
3)В 218 ОА |
13:48 |
13:50 |
14:30 |
16:53 |
19:12 |
4)О 314 СК |
12:25 |
12:30 |
13:10 |
15:33 |
17:52 |
5)Е 115 КР |
13:08 |
13:10 |
13:50 |
16:13 |
18:32 |
При организации работы в случае использования одного погрузочного пункта только первые три автомобиля успевают выполнить вторую ездку (в табл. 6 показано курсивом). При организации работы по второму предложенному варианту все пять автомобилей выполняют вторую ездку во время работы.
При организации работы с двумя погрузочными пунктами возможно использовать не семь, а пять автомобилей, причем показатели использования пяти автомобилей будут выше, чем при использовании семи, результаты расчетов представлены в табл. 8.
Таблица 8
Полученные результаты технико-эксплуатационных показателей для двух вариантов работы погрузочного пункта
Показатель |
Единицы измерения |
Обозначение |
Один пост 7 авт. |
Два поста 5 авт. |
Количество ездок в год |
езд. |
nег |
2550 |
3315 |
Автомобиле-часы в наряде |
авт./ч |
АЧн |
11877,63 |
15440,9 |
Автомобиле дни в хозяйстве |
авт./дн. |
АДс |
2555 |
2555 |
Автомобиле-дни в работе |
авт./дн. |
АДсэ |
1785 |
1785 |
Объем перевозок за год |
т |
Q |
18513 |
24066,9 |
Годовая производительность единицы подвижного состава |
т/год |
Wг |
2644 |
3438 |
Рассчитав годовую производительность грузового автомобиля в зависимости от количества постов на погрузочном пункте получаем, что при работе двух постов погрузки-разгрузки производительность увеличивается в 1,3 раза.
Снижение себестоимости перевозки напрямую связано со снижением постоянных затрат. При использовании двух постов погрузки-разгрузки, количество автомобилей снижается с семи до пяти единиц. Использование пяти автомобилей обеспечивает меньшие затраты, связанные с амортизационными отчислениями и налогами.
На основании приведенных расчетов, можно сделать вывод о том, что погрузочно-разгрузочному пункту завода необходимо организовать второй пост погрузки-разгрузки. Данное мероприятие позволяет снизить затраты на перевозку кислорода и более рационально использовать провозные возможности.
Литература:
- Волков П. А. Организация процесса перевозки молочной продукции с использованием логистического подхода / Волков П. А., Куликов А. В., Фирсова С.Ю// Сборник научных трудов SWorld. Междунар. науч.-практ. конф., 16–26 декабря 2014 г. Т. 1. Транспорт. Транспорт и логистические системы / Одес. нац. морской ун-т [и др.]. — Одесса, 2014. — С. 26–31.
- Горев А. Э. Грузовые автомобильные перевозки: учеб. пособие / А. Э. Горев. — 2–е изд., перераб. и доп. — Москва: Академия, 2008. — 288 с.
- Грузовые автомобильные перевозки: учеб. для вузов / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Куликов. — Москва: Горячая линия — Телеком, 2006. — 560 с.
- ГОСТ 6331–78. Кислород жидкий технический и медицинский. Общие технические условия. — Взамен ГОСТ6331–68; введ. 01.01.80. — Москва: Изд-во стандартов, 1998. — 25 с.
- ГОСТ 19433–88. Грузы опасные. Классификация и маркировка. Общие технические условия. — Взамен ГОСТ 19433–81; введ. 01.01.90. — Москва: Изд-во стандартов, 1998. — 46 с.
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, ДОПОГ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121040 (дата обращения 02.12.2016).
- Кодекс внутреннего водного транспорта РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kvvt.ru/glava-11/st-86-kvvt-rf/kommentarii (дата обращения 12.12.2016).
- Клепик Н. К. Статическая обработка эксперимента в задачах автомобильного транспорта: учеб. пособие / Н. К. Клепик; ВолгГТУ. — Волгоград: Политехник, 1995. — 96 с.
- Куликов А. В. Применение рациональных технологических схем перевозки строительных грузов как одно из направлений снижения стоимости объектов жилищного строительства / Куликов А. В., Фирсова С. Ю. // Актуальные проблемы стратегии развития Волгограда: сб. ст. / Администрация г. Волгограда, МУП «Городские вести». — Волгоград, 2012. — C. 32–34.
- Куликов А. В. Снижение транспортных затрат за счёт применения эффективной технологической схемы перевозки строительных грузов / Куликов А. В., Фирсова С. Ю. // Известия ВолгГТУ. Серия «Наземные транспортные системы». Вып. 6: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. — Волгоград, 2013. — № 10 (113). — C. 72–75.