Основные задачи и перспективы подготовки клинических ординаторов по специальности «хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия»
Освещены основные задачи и перспективы развития последипломного образования на кафедрах хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии подготовки клинических ординаторов по специальности «хирургическая стоматология», предложены рекомендации по улучшению качества подготовки будущих специалистов, отвечающих современным требованиям и мировым стандартам.
Ключевые слова: последипломное образование, кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии
Клиническая ординатура по хирургической стоматологии — современная высокоэффективная форма последипломного образования. Воспитание молодого хирурга-стоматолога в современных условиях — сложная и ответственная задача, которую часто приходится решать не только кафедрам хирургического стоматологического профиля, но и подразделениям практического здравоохранения, в которые проводится распределение клинических ординаторов [1, с.180–182; 2; 3, с. 5–13].
Задача клинической ординатуры по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии — совершенствование навыков общения с больными, самостоятельная курация больных, методологическое обоснование клинического диагноза, дифференциального диагноза, современного обследования, лечения, профилактики стоматологических заболеваний [4, с.190–192; 5].
На кафедре используем различные формы обучения: тематические семинары с преподавателями кафедры; ежедневная курация больных с оформлением истории болезни, переводными, этапными и выписным эпикризом; клинические разборы больных, обходы с доцентами и профессором; выступление на клинических, клинико-анатомических конференциях; подготовка демонстрационного материала операций за неделю с интерпретацией его на еженедельных клинических конференциях; ночные дежурства в клинике с докладами на утренней конференции; участие клинических ординаторов при выполнении операций; самостоятельная (аудиторная и внеаудиторная) работа; учебно-исследовательская работа; работа в студенческом научном кружке кафедры.
Важную роль в подготовке клинического ординатора играет самостоятельная работа — творческая познавательная деятельность. Работа в научном кружке — эффективный метод развития творческих способностей клинических ординаторов по хирургической стоматологии, способствующий формированию у них научного и клинического мышления. Тематика исследований клинических ординаторов соответствует научным направлениям работы кафедры. Заседание, как правило, проводятся 2 раза в месяц: одно — тематические обходы в клинике, чтения научных или реферативных докладов; другое — практическая работа в операционной, участие в операции. Правильная и продуктивно организованная работа в клинике помогает молодым людям, которые выбрали для себя нелегкую профессию хирурга-стоматолога, реально представлять ее сложности и положительные стороны. В то же время, возможность для преподавателя увидеть будущих хирургов-стоматологов непосредственно в работе позволяет отбирать способных и талантливых клинических ординаторов, приобщая их к научно-исследовательской работы и педагогической деятельности.
Чтобы конкурировать с хирургами-стоматологами развитых стран мира, наши специалисты должны соответствовать мировым стандартам. Современная хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия предъявляет к хирургам-стоматологам все более жесткие требования — это не только виртуозная хирургическая техника, глубокое знание топографической анатомии и патофизиологии челюстно-лицевой области, но и овладение новейшими технологическими и техническими разработками в челюстно-лицевой хирургии, особенностей «виртуальной» хирургической стоматологии, а, следовательно, знание персонального компьютера и особенностей работы в сети «Интернет», владение иностранными языками.
За рубежом созданы благоприятные условия для отбора студентов в хирургическую стоматологию и становления молодых челюстно-лицевых хирургов: стипендии, гранты, стажировки, существует система льгот для участия в различных хирургических форумах и конкурсах.
Конечно, проблема формирования кадровой политики должна решаться на уровне государства, предусматривающая обеспечение талантливых специалистов грантами, стипендиями, возможность стажировки в ведущих хирургических стоматологических клиниках Украины и Европы. Однако роль хирургических стоматологических кафедр медицинских ВУЗов Украины все равно остается главной, поскольку именно так формируются медицинские кадры страны. Именно в них рождаются будущие светила национальной, а возможно, и мировой челюстно-лицевой хирургии.
В практике преподавания хирургической стоматологии для клинических ординаторов используются традиционные учебные пособия: плакаты, таблицы, слайды, методические разработки и пособия, муляжи и инструменты. Развитию современных лечебных и диагностических технологий способствует широкое использование различных технических средств.
На нашей кафедре проводится виртуальный вариант обучения. Для его реализации создан банк учебных видеофильмов, которые позволяют продемонстрировать этапы операций, прямые трансляции клинических операций из операционной. При необходимости оперирующий хирург-стоматолог озвучивает ход операций с демонстрацией на экран.
Кроме этого, в связи с широким использованием компьютеров, значительная роль в учебном процессе уделяется использованию компьютерной техники. Благодаря созданию на базе областной больницы компьютерного класса, контроль усвоения материала клиническими ординаторами проводится не только традиционными методами в виде решения тестовых заданий на бумажных носителях, но и позволяет использовать компьютерные контролирующие и обучающие программы, включающие и «компьютерные ситуационные задачи».
Для самостоятельной работы на кафедре функционирует методический кабинет, где клинические ординаторы для повышения своего профессионального уровня могут работать с: научно-методической литературой; материалами международных, республиканских и региональных научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров; республиканскими и международными научно-практическими периодическими изданиями; методическими рекомендациями по написанию историй болезней, учебными пособиями, изданными сотрудниками кафедры и т. д.
В становлении челюстно-лицевого хирурга важное место следует отнести и воспитательной работе. Клинические ординаторы участвуют во всех мероприятиях, проводимых на кафедре, принимают активное участие в научно-практических конференциях, заседаниях научных обществ, телемостах, встречах с ведущими челюстно-лицевыми хирургами.
Вывод. Практика показывает, что использование новых форм современного обучения позволяет значительно увеличить возможности и мотивацию последипломного образования, расширить контингент, сократить время и повысить эффективность образовательного процесса.
Литература:
- Никоненко О. С. Організаційні питання викладання хірургії у післядипломній освіті / Никоненко О. С., Шаповал С. Д., Дмитрієва С. М. // Український журнал хірургії. — 2011. — № 6 (15)
- Про затвердження Концепції розвитку вищої медичної освіти України: Наказ Міністерства охорони здоров'я і Академії медичних наук України 12.09.2008 р. № 522/51.
- Сучасний розвиток вищої медичної та фармацевтичної освіти й проблемні питання забезпечення якісної підготовки лікарів і провізорів /М. В. Банчук, О. П. Волосовець, І.І. Фещенко [та ін.] // Медична освіта. — 2007. — № 2
- Кутовий О. Б. Викладання хірургічних хвороб із застосуванням кредитно-модульної системи / Кутовий О. Б., Карпенко С.І., Васильченко В. В., Мартемянов В. В., Родинська Г. О. // Український журнал хірургії. — 2011. — № 6 (15).
- Мілерян В.Є. Методичні основи підготовки та проведення занять в медичних ВУЗах / В.Є. Мілерян. — К., 2001.