Современная система образования ставит перед педагогами большое количество требований соответствие которым без использования современных интерактивных технологий не является возможным.
Современный студент на занятиях не пассивный слушатель, а исследователь, и часто даже организатор учебного процесса. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает и проверяет гипотезы. Особо сложные моменты и темы не только объявляются как аксиомы, но также доказываются причинно-следственными связями и результатами исследований.
Суть поиска решения учебной проблемы проста: посредством тандема педагог-студент, помогать студентам самим «открыть» новые знания. Такие знания гораздо легче и прочнее усваиваются учащимися, чем знания, преподнесенные учащимся в готовом виде.
При таком обучении необходима работа в группах, включение в урок разно-уровневых и дифференцированных заданий. Это дает возможность обучаемым с разным уровнем знаний активно участвовать в учебном процессе.
Особое значение следует уделять инновационнымтехнологиям и методам презентации, а также созданию благоприятной непринужденной атмосферы.
Однако используя эту концепцию нельзя забывать о контроле за ситуацией во время занятия.
В этом очень сильно помогают технические и программные средства. Посредством оных достигается не только интерактивность проводимого занятия, но и свобода в действиях преподавателя, в частности перемещении.
Причина выбора именно технологии VNC в ее достоинствах:
- Проект является Open Source продуктом
- Используется стандартный порт 5900 UDP
- Кросс-платформенность, и полное отсутствие зависимости от типа ОС.
- Размер программных модулей и требования по ресурсам к аппаратной системе минимальны
- Возможность демонстрации в отличие от стандартных систем ОС Windows (mstsc – не может поддержать такое применение)
- Из требований - нужна только сеть
- Настройка элементарна, что подходит и «не технарям»
В частности, использование интерактивной системы VNC-сервер в качестве управления презентацией со смартфона, планшета или любого другого поддерживающего сеть устройства:
Общий принцип удаленного доступа к рабочему столу на другой машине можно описать так. Команды, поступающие от вашей клавиатуры и мыши, передаются на удаленный компьютер по сети, оттуда вы постоянно получаете снимки экрана. Таким образом, при достаточной скорости сетевого соединения пользователь фактически работает за удаленным компьютером.
Самая примитивная и доступная схема проведения лекционного занятия для педагога практически любого направления выглядит таким образом:
Рис. 1. Физическая схема простейшего соединения
Преподаватель управляет презентацией или программой посредством собственной созданной беспроводной локальной сети. Это незаменимый инструмент, если в аудитории отсутствует сетевая инфраструктура. Плюс такой подход не дает студентам «засыпать» на занятиях, так как преподаватель получает возможность перемещения в пределах действия локальной беспроводной сети.
Если вернуться к технологическому обеспечению учебного процесса, то круг задач, которые можно решать, используя VNC, значительно шире, чем просто мониторинг состояния рабочих мест учащихся.
Вот только некоторые из них:
- наблюдение преподавателем или администратором за рабочим столом пользователя, что предполагает возможность проведения тестирования знания обучаемого в «полевых» условиях;
- управление операционной системой на удаленном компьютере учащегося с различными целями, такими как помощь в решении заданий, установка заданий, оптимизация проектов, в том числе для выполнения задач мониторинга состояния машины, что особенно актуально для студентов технического направления (в частности по дисциплинам, связанным с операционными системами);
- организация преподавателем «видеотрансляции» своих действий, к которой могут подключиться несколько учащихся, стоит оговориться что данная технология в «чистом виде» не предусматривает передачу аудио, но для удаленной демонстрации при отсутствии проектора или большого монитора незаменима;
- удаленная работа нескольких учащихся с неким общим ресурсом; помощь учащемуся путем прямого подключения к его рабочему столу, выполнение совместных действий, что особенно важно при выполнении лабораторных и практических работ на серверных стендах технического ВУЗа.
К задачам контроля состояния рабочих мест пользователей в виртуальном учебной аудитории относятся только первые две позиции из приведенного списка.
Понятно, что преподаватель подключается непосредственно к рабочему столу учащегося и видит то же, что и студент, сидящий за компьютером. В то же время желательно, чтобы при подключении преподаватель с целью выполнения контролирующих действий это происходило незаметно для студента.
В ВУЗе автора эта технология применяется на протяжении последних 3 лет и имеет следующую принципиальную схему:
Рис. 2. Физическая схема подключения к сети ВУЗа
Применение этой схемы позволяет преподавателям, студентам и сотрудникам ВУЗа практически всегда оперативно реагировать на любые ситуации, возникающие в локальной сети, причем находиться в этой самой сети нет необходимости.
Таким образом техническое обеспечение позволяет нам контролировать учащихся ненавязчиво, и не забывать про непринуждённую обстановку и методику проведения презентации.
Понятно, что прежде чем перейти к реализации поставленных задач, следует найти среди установленных программ (или установить на компьютер самостоятельно) средства, реализующие VNC. Прелесть сего программного обеспечения, что оно является open source проектом, что значит условно бесплатное распространение, а также может быть видоизменено и использовано с различными дополнительными модулями (что очень актуально для «технарей»).
Применяя данную технологию на специальных технических предметах автору удалось значительно повысить интерес учащихся к технологиям сетей и систем связи, а также операционным системам.
В качестве результативности в качестве педагогической деятельности удалось установить планку посещения не ниже 95%. Кроме того, повысился общий уровень усваиваемых базовых знаний и принципов.