Роль местных бюджетов вразвитии социальной сферы вУзбекистане
Юлдашев Аскарали Якубович, кандидат экономических наук, доцент;
Зайлиев Акмалжон Ахмадалиевич, магистр, ассистент, преподаватель
Наманганский инженерно-педагогический институт (Узбекистан)
В статье описывается роль местного бюджета в финансировании развития социальной сферы.
In article it is reflected a role of the local budget of financing of development to the social sphere.
Глубокие преобразования в финансовой системе стали органической частью осуществляемых в Узбекистане экономических реформ, так как без оптимизации финансовых отношений, реальная переработка экономической системы не происходит. В центре изменений находится процесс формирования местных бюджетов, изменения нацелены на более эффективное использования ресурсов местных бюджетов, на рациональную организацию взаимоотношений между республиканским бюджетом и местными бюджетами, на усиление роли местных бюджетов в развитии социальной сферы.
При разработке мер в данном направлении имеет важное значение изучение и использование опыта других стран, которые проводили аналогичные преобразования при переходе к рыночной экономике. Конечно, при этом следует иметь в виду, что целью в данном является коренное улучшение финансирования социальной сферы через усиления роли местных бюджетов в бюджетном процессе [1].
В Узбекистане после приобретения страной независимости в социальном развитии приоритетными были определены адресная социальная защиты населения государством, укрепление и ускорение развитие просвещения и здравоохранения, укрепление и материально-технической базы, поэтапное осуществления Национальной программы подготовки кадров. Адресная социальная защита населения находила свое воплощение и в последовательном повышении минимального размера заработной платы пособий малообеспеченными семьями.
Макроэкономическая стабилизация, достигнутая к началу 2000 года и достаточно высокие темпы экономического роста в последующие годы создали необходимые экономические предпосылки как для финансового оздоровления экономики, так и для дальнейшей оптимизации финансовых отношений на всех уровнях экономики. Преодоления бюджетного дефицита на макроуровне создало предпосылки для проведения в определенных пределах финансовой децентрализации сфере бюджетных отношений и усиления роли местных бюджетов.
Роль местных бюджетов в обеспечении социального развития регионов прямо зависит от их доходной базы. Однако, зачастую доходы, поступающие в местные бюджеты, не позволяют полностью покрыть расходы, необходимые для выполнения возложенных на местные бюджеты социальных задач. Другая сторона данного вопроса — повышения эффективности затрат, производимых за счет средств местных бюджетов.
Но наш взгляд, в настоящее время для совершенствования финансирования развития социальной сферы и повышения роли в этом процессе местных бюджетов требуется проведения следующих мер:
в 126-статье Бюджетного Кодекса Республики Узбекистан указано, что остатки бюджетных средств на бюджетных счетах бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов всех уровней, в части, превышающей утвержденные нормы оборотной кассовой наличности, по решениям Кабинета Министров Республики Каракалпакстан и соответствующих хокимиятов могут направляться на финансирование дополнительных затрат [2];
− в соответствии с этим часть доходов местных бюджетов, превышающая и расходы, направляются на осуществление дополнительных расходов. Однако, на социальные объекты направляются только незначительная их часть, а иногда на эти цели их вообще не направляют. Учитывая приоритетные цели и задачи местных бюджетов, следовало бы законодательно закрепить, обязательность направления превышения доходов местных бюджетов над их расходами, только на финансирование социальных объектов;
− в условиях модернизации в сфер социально-экономической жизни Узбекистана социальное развитие регионов приобретает серьезное значение, государство стремится уделит больше внимания и ресурсов на эти цели. С этой точки зрения, а также с учетом того, что местная власть находится в непосредственном контакте со слоями населения, нуждающихся в поддержке государство, постепенное повышение объемов финансовых ресурсов местных бюджетов и увеличения их доли в общегосударственном бюджете должно быть законодательно установлено на период до 5 лет;
− целесообразно перейти к практике, когда местные власти могли бы в установленных рамках изменить нормы расходов в бюджетном социальной планировании, передать право финансирования капитальных затрат от центральных органов власти к местным бюджетам;
− организовать стройную и грамотную систему подготовки и переподготовки финансовых кадров для работы в сфере местных бюджетов, организовать изучение и применение на практике международного опыта;
− более последовательное и рациональное применение в практике бюджетного планирования на всех уровнях нормативного и балансового методов;
− ввести практику общественного контроля за выполнения социальных программ и их публичного обсуждения.
Система местных бюджетов позволяет более полно учитывать местные потребности и правильно соизмерять их с мероприятиями, осуществляемыми государством в централизованном порядке [3]. Местные органы власти должны постоянно заботиться об увеличении доходов местных бюджетов и экономном использовании ресурсов, так как темпы роста экономики и культуры на местах находятся в прямой зависимости от организации работ по мобилизации резервов местного хозяйства, экономного расходования средств, что, в свою очередь, способствует успешному выполнению государственного бюджета Республики Узбекистан в целом.
В заключение можно сказать, что развитие социальной сферы, а также возможность повышения эффективности бюджетной процедуры связаны укрепление обязанностей с ролью местных бюджетов.
Литература:
- Закон Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 г. № 158-II «О бюджетной системе». Система государственных финансов. / Сборник нормативно-правовых документов. Т.: Узбекистан. 2001. Т.
- Бюджетный Кодекс Республики Узбекистан. (Сборник нормативно-правовых документов, 2013 г., номер 52-I.
- Шеркузиева Н. А. Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе финансов Республики Узбекистан // Молодой ученый. — 2016. — № 15. — С. 330–332.