Проблемы обеспечения достоверности и полноты криминологических показателей в правовой статистике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 24.12.2016

Статья просмотрена: 3301 раз

Библиографическое описание:

Уляшов, А. А. Проблемы обеспечения достоверности и полноты криминологических показателей в правовой статистике / А. А. Уляшов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 290-294. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37347/ (дата обращения: 18.12.2024).



Правовая статистика представляет собой отрасль статистической науки, изучающую количественные показатели деятельности правоохранительных органов и органов юстиции [3], а также правовые процессы и противоправные действия в обществе. В узком смысле правовая статистика исследует с количественной стороны массовые общественные явления, отражая происходящие в этой сфере процессы в виде количественных закономерностей жизни общества в конкретных условиях места и времени [5].

При правильной организации наблюдения государственный единый статистический учет дает достаточно точные результаты, которые можно считать статистически достоверными.

К сожалению, правовая статистика не всегда содержит полную и достоверную информацию. Можно выделить ряд обстоятельств, которые непосредственно влияют на качество статистических данных о преступности, а также на их соответствие реальному положению дел в конкретной области, и, в целом, они представляют собой комплексный и недостаточно изученный результат взаимодействия многих переменных, относительно самостоятельных, но разных по своему значению:

‒ скрытность преступлений от органов, ведущих борьбу с преступностью (в этом состоит смысл латентной преступности);

‒ уголовный закон, определяющий составы преступлений и юридически значимые признаки;

‒ круг преступлений и преступников, подлежащих учету;

‒ результативность деятельности органов, реализующих государственные меры социального контроля, в первую очередь правоохранительных, непосредственно ведущих борьбу с преступностью.

Исходя из вышесказанного, наиболее актуальным вопросом обеспечения полноты и достоверности криминологических показателей в правовой статистике является определение круга подлежащих учету преступлений и преступников, а также оценка контролирующими органами результативности деятельности правоохранительных органов. Решение данной проблемы определяет научную новизну проведенного исследования: на современном этапе необходимо внедрение единого государственного статистического учета, а именно — Государственной автоматизированной системы правовой статистики, которая будет способствовать наличию более полной и достоверной информации о ее качественных и количественных показателях.

Для начала следует определить, какие криминологические показатели подлежат статистическому учету. Криминологические исследования преступности правовой статистики основываются на данных правовой статистики, а именно — совокупности качественных и количественных показателей, характеризующих уровень преступности, массу совершаемых преступлений, их причин, а также противодействия, оказываемого преступности со стороны общества.

В частности, большинство опубликованных криминологических исследований преступности и отдельных ее видов начинаются с оценки такого признака, как уровень преступности [2; с. 11], при этом, содержание данного показателя характеризует распространенность преступности и определяется общим количеством совершенных преступлений, а также числом лиц, их совершивших на определенной территории за конкретный период времени.

Следующий криминологический показатель — масса совершаемых преступлений, или преступное множество. Он отображается при помощи абсолютных (индексы) и относительных (коэффициенты) показателей. Общий индекс зарегистрированных преступлений представляет собой их сумму за определенный период времени (месяц, квартал, год и т. д.).

Наряду с общим индексом употребляется также индекс преступлений, представляющих в конкретный момент времени наиболее актуальную проблему, для оценки определенной ситуации либо в отдельном регионе, либо в их совокупности. Актуальный индекс преступлений в России, несомненно, должен охватывать такие преступления, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, бандитизм, разбой, грабеж, нарушение неприкосновенности жилища, кража, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, терроризм, захват заложника, бандитизм, а также преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и наркотиков, при этом данный перечень не является исчерпывающим, находясь в прямой зависимости от криминогенной обстановки в стране. Индекс зарегистрированных преступлений дополняется индексом выявленных лиц, совершивших преступления. Коэффициент преступного множества показывает соотношение между количеством преступлений либо лиц, совершивших преступление, и численностью населения.

Состав (структура) преступного множества отражает долю в нем различных видов преступного поведения, выделяемых по разным основаниям. Состав преступного множества представляет соотношение видов преступного поведения, различных категорий лиц, совершающих преступления, их характеристики: демографическую (пол, возраст), уголовно-правовую (судимость, опыт отбывания того или иного вида уголовного наказания), социально-экономическую (принадлежность к определенному общественному строю) и иные.

Динамика преступного множества — это изменение его во времени, чаще в иллюстрированной при помощи динамических рядов преступного множества за ряд лет форме.

Для характеристики причин воспроизводства преступлений используют различные показатели экономической, социальной и демографической статистики, отражающие обострение противоречий и кризисные явления в соответствующих сферах. Показателями организации противодействия государства преступности служат затраты на социальную помощь лицам, оказавшимся жертвами преступления, на социальную реабилитацию людей, совершивших преступление, и потенциальных преступников.

В обобщенном виде процесс исследования криминологических показателей состоит из следующих этапов: подготовка наблюдения, проведение массового сбора данных, подготовка данных к автоматизированной обработке, подготовка предложений по совершенствованию статистического наблюдения на основе полученных результатов.

Точностью статистического наблюдения называют степень соответствия действительной величине какого-либо показателя или признака, полученного по материалам наблюдения. Расхождение между результатом наблюдения и истинным значением величины наблюдаемого явления называется ошибкой наблюдения.

По своему характеру ошибки делятся на случайные и систематические; по стадиям возникновения различают: ошибки регистрации; ошибки, возникающие в ходе подготовки данных к машинной обработке; ошибки, появляющиеся в процессе компьютерной обработки. Отдельно выделяют преднамеренные ошибки, возникающие из-за сознательного искажения данных.

Для минимизации любого рода ошибок в государственном едином статистическом учете нужна четкая и слаженная система контроля за формированием и обработкой в правоохранительных органах документов первичного учета в сфере правовой статистики, а также результативностью их деятельности.

Основными видами контроля достоверности и полноты криминологических показателей статистического учета являются синтаксический (означает проверку правильности структуры документа, наличия необходимых и обязательных реквизитов, полноты заполнения строк формуляров в соответствии с установленными правилами), логический (проверяются правильность записи кодов, соответствие их наименованиям и значениям показателей, выполняется проверка необходимых взаимосвязей между показателями, сопоставляются ответы на различные вопросы и выявляются несовместимые сочетания) и арифметический (сравнивают полученные итоги с предварительно подсчитанными контрольными суммами по строкам и по графам) [2].

В целях обеспечения качества и достоверности государственных статистических отчетов, характеризующих деятельность правоохранительных органов, контролирующие органы обязаны вести учет выполненной работы.

Исходя из вышесказанного, основной проблемой обеспечения достоверности и полноты криминологических показателей является отсутствие специализированной системы единого статистического учета, необходимой для контроля за формированием и обработкой в правоохранительных органах документов первичного учета в сфере правовой статистики, а также результативностью их деятельности. Однако, первые шаги на пути к созданию такой системы уже сделаны.

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации 15.12.2011 одобрена Концепция создания государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС) [1], где предусмотрено создание пилотной зоны ГАС ПС, в которой будет осуществлена отработка нового порядка учета преступлений.

Данная концепция распространяется на органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством России прием и регистрацию сообщений о преступлениях, предварительное следствие и дознание, а также органы прокуратуры, входящие в пилотную зону ГАС ПС.

ГАС ПС — единая централизованная автоматизированная система сбора, обработки и хранения статистической информации о сообщениях о преступлениях, о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состоянии и результатах следственной работы и прокурорского надзора. Иными словами, происходит постепенное отделение учета преступлений от оперативно- справочных и криминалистических учетов. При этом из цепочки лиц, ответственных за заполнение статистических карточек, исключаются сотрудники штабов и ИЦ МВД. Авторами статистических карточек становятся только следователь (дознаватель), его руководитель и прокурор. Вводится электронный учет с момента регистрации сообщения о преступлении. Предусмотрено использование электронных подписей.

ГАС ПС предусматривает три сегмента: ведомственный для прокуратуры, ведомственные для всех иных правоохранительных органов и публичный. Она должна объединять различные программные решения (автоматизированные рабочие места) для пользователей системы, с целью формирования единой базы данных и ее использования через единый федеральный портал, доступ к которому получают пользователи системы через свои личные кабинеты, расположенные на портале ГАС ПС, который находится в г.Москве.

К основным преимуществам данной системы можно отнести:

‒ Формирование единой базы данных книг учетасообщенийо преступлениях, данных первичного учета, результатах надзорной работы;

‒ Снижение трудоемкости подготовки и представления необходимых учетных статистических сведений;

‒ Реализация государственной статистической отчетности и ведомственной статистической отчетности органов прокуратуры;

‒ Обеспечение полноценной аналитической работы;

‒ Открытость статистической информации для граждан;

‒ Технологическое обеспечение информационного межведомственного взаимодействия правоохранительных и надзорных органов.

Кроме того, введение государственной автоматизированной системы правовой статистики предполагает некоторые нововведения в системе государственного единого статистического учета:

‒ Создание портала ГАС ПС — информационный ресурс, состоящий из следующих разделов, при этом доступ к тому или иному разделу будет зависеть от наличия у пользователя соответствующих прав:

1) личного кабинета (персональная страница авторизованного пользователя ГАС ПС, предназначенная для обеспечения взаимодействия в процессе согласования и утверждения документов первичного учета в электронной форме соответствующих сотрудников подразделений правоохранительных органов и прокуратуры; позволяющая обеспечитьзагрузку статистических карточек и записей КУСП в единое хранилище данных и их хранение; форматно-логический контроль загруженных данных; просмотр данных документов первичного учета с функциями сортировки и выборки; подписание документов первичного учета электронной подписью; направление на рассмотрение и отклонение (возврат) документов первичного учета, формирование оперативной статистической справочной информации; просмотр, экспорт и печать сформированной оперативной статистической справочной информации с возможностями сортировки и выборки);

2) модуль «Учет работы прокуроров» (осуществляет ведение прокурорами документов первичного учета по видам надзора в электронной форме и обеспечивать формирование ведомственной отчетности Генеральной прокуратуры Российской Федерации);

3) фиксирование действий пользователей ГАС ПС в журнале действий пользователя. Загруженные статистические карточки и записи КУСП также отражаются в соответствующих журналах;

4) Документы первичного учета, в которых входят Свободный поиск статистических карточек и КУСП, Реестры (уголовных дел, преступлений, лиц, сообщений о преступлениях).

‒ организация доступа к статистической информации с использованием мобильных технологий с автоматизированного рабочего места руководителя, которое обеспечивает представление значений выбранных показателей в табличном виде, в виде диаграмм и на электронной карте.

‒ Введение единого хранилища документов первичного учета в электронном виде, размещаемого в Центре Обработки Данных Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В целях обеспечения статистического учета состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы проектом приказа системой будут введены в действие новые формы статистических карточек, а также Временная инструкция о порядке сбора, обработки и учета сведений о преступлениях и уголовных делах в пилотной зоне государственной автоматизированной системы правовой статистики и Инструкция о порядке заполнения статистических карточек, используемых в пилотной зоне государственной автоматизированной системы правовой статистики.

Для упорядочения учёта преступлений проектом приказа предполагается ввести единую в рамках всей страны систему нумерации преступлений. В новых статистических карточках вместо указания порядковых номеров преступлений в уголовном деле будут использоваться уникальные номера преступлений.

По аналогии с нумерацией преступлений и последующего обеспечения поэтапного перехода на единую в Российской Федерации систему нумерации уголовных дел на стадии опытной эксплуатации ГАС ПС используется идентификационный код уголовного дела.

Такая система позволит программными средствами способствовать обеспечению полноты и достоверности криминологических показателей в правовой статистике при определении круга подлежащих учету преступлений и преступников, а также внедрении и обработке в правоохранительных органах документов первичного учета в сфере правовой статистики.

Согласно Приказа Генеральной прокуратуры РФ № 37 от 30.01.2013 года включены в состав пилотной зоны прокуратуры Республики Татарстан, Орловской, Псковской, Смоленской, Тульской областей, Приволжскую транспортную прокуратуру, территориальные органы федеральных государственных органов и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, дознание и предварительное следствие, поднадзорные указанным прокуратурам, а также судебные органы в республиках Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртской Республике, Владимирской, Кировской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Псковской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Тульской, Ульяновской областях (по согласованию). Согласно Приказа Генеральной прокуратуры РФ № 727 от 26.12.2014 года включены в состав пилотной зоны государственной системы правовой статистики прокуратуры республик Адыгея, Бурятия, Калмыкия, Саха (Якутия), Тыва, Пермского и Хабаровского краев, Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Кемеровской, Кировской, Курской, Московской, Новгородской, Новосибирской, Рязанской, Сахалинской, Свердловской областей, территориальные органы федеральных государственных органов и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, дознание и предварительное следствие, поднадзорные указанным прокуратурам, а также судебные органы республик Адыгея, Бурятия, Калмыкия, Саха (Якутия), Тыва, Пермского и Хабаровского краев, Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Кемеровской, Кировской, Курской, Московской, Новгородской, Новосибирской, Рязанской, Сахалинской, Свердловской областей, а по Приказу Генеральной прокуратуры РФ № 515 от 29.09.2015 года включена и Рязанская область.

Во-первых, выделяются следующие проблемы: при разработке ГАС ПС не были в полной мере учтены интересы всех участников (субъектов, формирующих первичные документы) и передовой опыт отдельных ИЦ МВД, имеющих хорошие технологические решения, а также учет сообщений о преступлениях и уголовных дел по-прежнему «разорван»: сообщение, зафиксированное в КУСП, учитывается в отдельном программном продукте. Последними записями (в случае возбуждения уголовного дела) в нем будет факт возбуждения уголовного дела. Судьба уголовного дела и преступления учитывается по прежним принципам. Во-вторых, основная трудность изменения подходов к сбору статистики тесно связана с тем, что решение проблемы достоверности статистики о состоянии преступности видится в усилении контроля и снижении технических возможностей фальсификации статистических карточек.

Кроме того, остаются проблемы с внедрением ГАС ПС на местах — проблема, как это часто бывает, связана с финансированием. У правоохранительных структур пока нет необходимой материальной составляющей для вступления в новую эру статистики — речь о техническом оснащении, программном обеспечении и специалистах, которые будут обслуживать новшество.

Чтобы решить этот вопрос, Генеральной прокуратурой разрабатывается федеральная целевая программа, где будут учтены потребности всех правоохранительных структур для воплощения нового проекта в жизнь. По самым оптимистичным прогнозам, система заработает повсеместно к 2020 году, в том числе и в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.

Таким образом, введение государственной автоматизированной системы правовой статистики обозначит переход на новый уровень достоверности и полноты данных при формировании государственного единого статистического учета криминологических показателей.

Литература:

  1. Концепция создания государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС). Электронный ресурс // Режим доступа: http://ex.kabobo.ru/docs/163500/index-7024–5.html
  2. Методические пособие Главного организационно-аналитического Управления правовой статистики «Работа прокурора по проверке полноты и достоверности статистических данных при реализации органами прокуратуры функции ведения государственного единого статистического учета». Электронный ресурс // Режим доступа: http://chuvprok.gov.ru/documents/statistic/informmater/12.doc
  3. Воронцова О. Р. Правовая статистика. Теоретическая часть: учебно- методическое пособие / О. Р. Воронцова, О. Б. Садовская. — Кострома: Изд-во Костромского гос. технол. ун-та, 2012. — 43 с.
  4. Кобец П. Н. Современное состояние теории предупреждения преступности и ее роль в оптимизации борьбы с преступлениями // Российская юстиция. М., 2012. — № 1. — С. 11.
  5. Лунев В. В. «Юридическая статистика», М. Юристъ. 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): правовая статистика, первичный учет, преступление, государственная автоматизированная система, преступное множество, показатель, Российская Федерация, государственный единый статистический учет, Генеральная прокуратура, статистическая информация.


Похожие статьи

Проблемы правовой специфики гражданского оборота в современной российской правовой системе

Проблемы формирования корректной нормативной базы оценочной деятельности в России

Специфика и виды информационно-рекламных источников в профориентационной работе вузов

Теоретико-правовые аспекты реализации демографической функции государства

Проблемы оценки эффективности целевых программ на стадии их отбора и реализации

Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях

Закономерности, итоги и уроки процесса правового регулирования деятельности отечественной военной школы

Анализ отечественных научных подходов к определению этнополитики

Методологические основы анализа финансового состояния предприятий

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Похожие статьи

Проблемы правовой специфики гражданского оборота в современной российской правовой системе

Проблемы формирования корректной нормативной базы оценочной деятельности в России

Специфика и виды информационно-рекламных источников в профориентационной работе вузов

Теоретико-правовые аспекты реализации демографической функции государства

Проблемы оценки эффективности целевых программ на стадии их отбора и реализации

Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях

Закономерности, итоги и уроки процесса правового регулирования деятельности отечественной военной школы

Анализ отечественных научных подходов к определению этнополитики

Методологические основы анализа финансового состояния предприятий

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Задать вопрос