Экологическое воспитание является составляющей экологического образования, а также рассматривается как важное направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальности обозначенной проблемы, со всей остротой встает вопрос о совершенствовании работы по экологическому воспитанию подрастающего поколения. Взаимодействие родителей дошкольников и воспитателей детского сада может выступать в качестве эффективного способа организации экологического воспитания.
Ключевые слова: воспитание, экологическое воспитание, природа, окружающая среда, дошкольник
Вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших проблем современного общества является формирование экологической культуры. Экологическая культура является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека.
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок, выражающийся в том, что ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, в формировании осознанного отношения к окружающему миру, что в значительной степени определяет процесс развития личности в дальнейшем.
Успех формирования начал экологической культуры в детском саду обеспечивается готовностью воспитателя к осуществлению экологического образования, личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка, построением экологической развивающей среды, активным участием родителей и общественности в воспитательном процессе [2, с. 161].
Необходимо отметить, что одним из важных источников психического благополучия и физического здоровья ребёнка являются положительные эмоции и чувства. Каким образом можно реализовывать работу по экологическому воспитанию через эмоционально-нравственное развитие? Ведь именно общение с природой вызывают у ребёнка эмоциональный отклик и чувства.
Эмоции — это конкретные переживания, зависящие от ситуации, и поэтому первая задача состоит в том, чтобы создать такие ситуации. Вторая задача — вызвать чувства у ребенка, так как чувства — это более (относительно) устойчивые длительные эмоциональные переживания, обусловленные объектом [5, с. 172]. Чувство бывает на базе эмоции радости, интереса и удивления в процессе: «Мама, посмотри, насекомое появилось», «Ой, почки набухли». У ребёнка формируется в данной ситуации интерес. Чтобы интерес, удивление и эмоции радости появились, на прогулке в сентябре можно организовать цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка. Дети могут находить цветущие растения, определять их названия, могут отмечать, как красив участок с цветущими растениями, кто живет на участке. Воспитателю следует обращать внимание воспитанников на красоту осенних красок и побуждать их самостоятельно находить красивое в природе, например: «Дети, давайте отойдем подальше, чтобы посмотреть на деревья издали. Полюбуйтесь ими и скажите, кому какое дерево нравится и почему, что вы заметили прекрасного».
Затем можно предложить детям рассмотреть растительный покров, определить его сезонное состояние. Воспитатель может обращать внимание на то, что трава ещё зеленая, на ней ярко выделяется опавшие листья. Чтобы поддержать эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе можно использовать средства художественного слова (Ю. Капота «Листья солнцем наливались», В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке», пословицы, народные приметы).
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольной организации является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды (РПС), которая должна способствовать развитию ребёнка в целом, как личности. Главной задачей является создание условий для формирования у ребёнка основ экологического сознания, элементов экологической культуры.
Экологизация РПС в детских садах должна способствовать реализации всех компонентов экологического воспитания, формируя представления:
‒ о многообразии, росте, развитии, приспособленности к среде, взаимосвязях растений и животных; взаимосвязи живой и неживой природы; об охране природы, использовании её ресурсов (познавательный компонент);
‒ о самоценности жизни, природы и человека; об универсальной ценности природы для человека; о созидательной, культурной ценности деятельности человека; об основных нравственных ценностях человека (ценностный компонент);
‒ о законах, декларирующих права и обязанности взрослых и детей; о нормах и правилах поведения в обществе и природе; способах личного участия по отношению к окружающим и природе (нормативный компонент);
‒ о необходимости проявления личной инициативы и участия в созидательной деятельности; о многообразии созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природном окружении (деятельный компонент).
Можно выделить два направления организации РПС: 1) создание новых элементов среды; 2) экологизация существующих.
В работе по созданию и экологизации РПС необходимо учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), что позволит оптимизировать работу в системе воспитания экологической культуры и художественно-эстетического развития. Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, была бы не только развивающей, но и развивающейся [7].
Наиболее традиционными элементами РПС в детском саду являются групповые уголки природы и озеленение прилегающего участка. Участок — место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за окружающими объектами. Здесь дети проводят значительную часть времени, особенно в тёплое время года. Но и зимой участок остаётся основным элементом развивающей игровой среды, где дети получают представление о сезонных представлениях в природе, своеобразие и красота которых производят неизгладимое впечатление [6, с. 135].
Эффективным способом реализации экологического образования дошкольников (а также, как показывает опыт, их родителей, бабушек и дедушек) выступает взаимодействие воспитателя и семьи. В рамках такого сотрудничества можно использовать следующие формы организации экологического образования [3, с. 187–188; 4, с. 180].
Консультации. В ходе консультаций родители получают ответы на интересующие их вопросы по экологическому образованию дошкольников, рекомендации по организации условий экологического воспитания и обучения их ребенка дома, в среде обитания.
Родительские собрания являются важнейшим средством повышения эффективности образовательного процесса, могут проводиться в форме деловой игры, встречи за «круглым столом», интеллектуальной экологической игры, обмена опытом по экологическому воспитанию и образованию дошкольников и др.
Праздники и развлечения. Успех их проведения зависит от подготовки, чёткого определения характера работы и разъяснения подготовительных заданий детям и родителям. Подготовка может быть длительной или кратковременной. Чтобы заинтересовать этой работой, необходимо внести в неё элементы игры, конкурса, соревнования и т. д.
Просмотры открытых занятий проводятся с целью ознакомления родителей с методами, формами и технологиями работы педагогов с детьми по экологическому образованию.
В числе нетрадиционных, но весьма эффективных форм сотрудничества детского сада и семьи по экологическому образованию дошкольников можно отметить следующие.
Университет экологических знаний организуется с целью вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для экологического образования детей в семье, обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи, обобщить и распространить опыт экологического образования в семье, привлечь родителей к природоохранной деятельности в детском саду.
«Круглый стол» — форма организации педагогов и родителей, основанная на неформальном общении. Цель «круглого стола» — в непринуждённой обстановке обсудить актуальные проблемы экологического образования своих детей. На заседание приглашаются родители, выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой проблемы экологической направленности со специалистами (воспитатель-эколог, педагоги дошкольной организации).
Выставки творческих работ детей и родителей (рисунки, фотографии, поделки и т. п.) организуются в целях организации личностно-ориентированного общения родителей и детей на основе общего дела экологического содержания, что позволяет создать атмосферу совместного творчества детского сада и семьи. Экспонатами выставки являются продукты совместного творчества детей и родителей.
Трудовые десанты, природоохранные акции организуются с целью привлечения внимания родителей к экологическим проблемам города, поселения (озеленение, изготовление искусственных гнездовий, кормушек и пр.).
Мастер-классы — это практические тренинговые занятия по экологическому образованию для родителей с детьми (могут проводиться как специалистами, так и родителями, имеющими интересный и тиражируемый опыт семейного экологического воспитания).
Семейные практикумы — форма организации детей и родителей, предполагающая совместное выполнение какой-либо практической работы экологического содержания (например, экономия ресурсов в быту).
Интеллектуальные игры экологической направленности позволяют извлечь из привычных фактов смысл в жизни природы, расширяют кругозор родителей, позволяют погрузить детей в активное общение, где они могут взаимодействовать со взрослыми, проявляя свою непосредственную сущность.
Совместная деятельность в пространстве мини-музеев краеведческой, экологической направленности включает в себя участие родителей в создании экспозиций экологического содержания.
Совместная продуктивная (проектная, трудовая) деятельность помогает связать обучение ребенка с жизнью, формирует у него навыки исследовательской деятельности, развивает его познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе, способствует воспитанию детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, развитию осмысленного желания и умения понимать и участвовать в целесообразном преобразовании мира, что в целом даёт возможность формировать эмоционально положительное отношение между родителями и детьми; способствовать повышению уровня и темпов интеллектуально-нравственного развития воспитанников в духе единстве и взаимосвязи, непринужденное общение способствует развитию диалогической речи. Организация такой деятельности требует от родителей специальных эколого-педагогических компетенций. В связи с этим необходимо рассмотреть методы формирования педагогической компетентности родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
При знакомстве с родителями целесообразно проведения опроса в форме анкетирования (подразумевает заполнение родителями предварительно составленного опросного листа, содержащего список вопросов или заданий экологической тематики) либо тестирования (родителям предлагается ответить на вопросы с выбором варианта ответов, что позволяет охватить большое количество показателей). На основном этапе целесообразны беседа (метод получения информации от родителей об успехах и затруднениях в экологическом образовании детей дошкольного возраста в условиях семьи), а также решение проблемных ситуаций (для поиска ответа на вопрос о приращении представлений ребёнка относительно предмета, способов или условий действия в природе, о продуктивном развитии самого ребёнка как субъекта экологической деятельности). Развитию творческих способностей детей и их родителей, способом мотивации познавательной деятельности, служит метод проектов — если он строится на соучастии в деятельности, ориентирован на субъект — субъектное отношение «ребенок — взрослый».
Литература:
- Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. — М.: ВАКО, 2008. — 240 с.
- Зенина, Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре / Т. Н. Зенина. — М.: Центр педагогического образования, 2008. — 300 с.
- Зенина, Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными / Т. Н. Зенина. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 64 с.
- Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. — М.: Просвещение, 2004. — 208 с.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С. Н. Николаева. — М., 2005. — 472 с.
- Николайкин, Н. И. Экология / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. — М.: Дрофа, 2006. — 624 с.
- Разумихин, Н. В. Природные ресурсы и их охрана / Н. В. Разумихин. — Л., 2008. — 638 с.