Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Суслова, М. В. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа / М. В. Суслова, Н. П. Чеботарева, Ю. А. Головина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 600-603. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37426/ (дата обращения: 18.12.2024).



Чувства патриотизма и гражданственности необходимо воспитывать у детей с самого раннего возраста. За период дошкольного детства дети должны получить начальные представления о возникновении Государства Российского, его первых князьях; о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогащает их любовь к Отчизне, вызывает стремление быть похожими на наших великих предков, любить и уважать семью, товарищей, окружающих.

Белгородчина по праву считается жемчужиной Черноземья. Богатство и самобытность музыкального и обрядового фольклора, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов обусловлены органичным слиянием национальных культур пограничных южнорусских народов: русского и украинского. Изучение традиций и культуры народа помогает глубже проникнуть в ментальность нации, постичь ее дух, воспитать подрастающее поколение в духе патриотизма.

Сбор материала и подготовка диагностического инструментария были начаты на базе Муниципального дошкольного учреждения детский сад комбинированного вида № 85 «Красная шапочка» в рамках эксперимента «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на материале народной художественной культуры с учетом регионального компонента».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 85 (далее МБДОУ № 85) располагается по адресу: г. Белгород, ул. Спортивная, д. 9. МБДОУ № 85 — не молодое образовательное учреждение микрорайона. Оно завоевало славу уникального, яркого, современного детского сада. В МБДОУ № 85 огромное внимание уделяется работе с семьей, семейным и народным ценностям и традициям. Одной из важнейших задач МБДОУ является воспитание, с учетом возрастных категорий, у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье.

Таким образом, в детском саду созданы благоприятные условия для эффективного обеспечения воспитательно-образовательного процесса и оздоровления дошкольников.

Согласно содержанию Федеральных государственных требований, Федерального государственного образовательного стандарта, система образования Российской Федерации должна обеспечить воспитание достойных патриотов России, граждан правового и демократического государства. Молодое поколение должно уважать права и свободы личности, обладать высокой нравственностью.

С формированием патриотических чувств неразрывно связано понятие культуры. Культура, в широком смысле, это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень его развития. В узком смысле — это сфера духовной жизни людей.

Сейчас остро стоит вопрос о возрождении культуры, исторических корней нации в обществе. И начинать это необходимо уже в дошкольном возрасте перед поступлением в школу. Дошкольный возраст — это то время, когда закладываются основы знаний о своей Родине, ее истории и традициях, а также идет процесс воспитания патриотических чувств, чувства любви к родному краю, чувства уважения к старшим.

Решение федеральной задачи приобщения дошкольников к истокам исторического наследия, формирования патриотических чувств и обогащения социального опыта, вовлечения старших дошкольников в работу по возрождению духовно-нравственных ценностей семьи и общества полностью соответствует потребностям ребенка дошкольного возраста, родителей и семьи, дошкольного образовательного учреждения и общества в целом.

Дошкольники испытывают дефицит знаний о своей семье, родном крае и его истории, своей стране, особенностях русских традиций и их региональной самобытности. Как показывают наблюдения, у дошкольников не развито чувство гордости за свою семью, родной край, страну. Это частично объясняется тем фактом, что многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных и патриотических норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Возникает противоречие:между необходимостью формирования патриотических чувств у старших дошкольников и недостаточной разработанностью технологии использования исторического наследия русского народа (в том числе регионального компонента).

Теоретическую основу опыта составляют исследования в области патриотического воспитания старших дошкольников.

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает первые жизненные ориентиры. Исследования О. П. Радыновой, Е. П. Горловой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры или базовой личности ребенка-дошкольника.

Основываясь на анализе ряда работ отечественных и зарубежных психологов (А. Валлон, А. В. Запорожец, А. Н. Монтоев, О. М. Дьяченко, Н. С. Денисенкова, Н. Н. Поддъяков), раскрывающих закономерности и факторы психического развития детей дошкольного возраста, педагог видит целесообразность внедрения предложенной модели ознакомления с историческим наследием русского народа через ознакомление с историей родного края, прежде всего.

Базируясь на психологических исследованиях, старшие дошкольники наиболее восприимчивы к социальным процессам окружающего их мира, что позволяет им проводить эксперименты и принимать участие в совместной с родителями и воспитателем деятельности.

Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек, Х. Литтон, С. А. Козлова, В. А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовывать такую деятельность ребёнок еще не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии, ориентированные на отношения «ребёнок — взрослый», и построенной на соучастии в деятельности. Использование модели ознакомления с историческим наследием при формировании патриотических чувств позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и дает возможность педагогу сделать первый вклад в культуру личности дошкольника: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность и т. д.

В процессе анализа теоретического материала было установлено, что достаточно широко освещены вопросы патриотического воспитания, но недостаточно изучено использование регионального компонента для формирования патриотических чувств у старших дошкольников.

Работа по патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:

− развитие поискового поведения у старших дошкольников;

− формирование знаниевого компонента;

− воспитание патриотических чувств.

В ходе реализации любого проекта перед педагогом стояла задача связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка, таким образом вовлекая его в социально-значимую деятельность.

Для этого педагогом был разработан перспективный план, состоящий из следующих блоков:

− Мой детский сад.

− Будем Родине служить.

− Моя малая родина.

− Моя семья.

− Страна, ее символика. Культура и традиции.

Каждый блок включает различные виды НОД и других форм организации и методов, отличающиеся по продолжительности, количеству участников: комплексные, творческие, игровые, исследовательские, индивидуальные, групповые.

В содержание проектов были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: занятия, праздники, экскурсии, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, конкурсах, практических занятиях.

Для формирования поискового поведения, развития любознательности широко используется метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, опытно-исследовательскую деятельность.

Наилучшего результата в работе педагог достиг, объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический, литературный материал, используя разнообразные формы и методы работы.

Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».

Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на интересующие его вопросы — ему помогает педагог. Развивая творческую и поисковую активность в ходе реализации отобранных методов обучения, педагог учитывает ряд особенностей: уважение к личности ребёнка, принятие его целей, интересов, создание условий для самоопределения и самореализации.

Так, исследовательско-творческий проект «Моя родословная», проводимый в рамках блока «Моя малая родина» помог детям познакомиться с историей своей семьи, узнать о своих предках.

Данный проект объединил усилия дошкольников и родителей по составлению родословной семьи и подготовке генеалогического дерева. Дети совместно с родителями приняли участие в конкурсе, который прошел в дошкольном образовательном учреждении.

Знания, полученные во время совместной деятельности, дети пронесут всю жизнь. В рамках данного проекта были оформлены выставки родословных детей.

В рамках педагогической деятельности была проведена серия НОД: «Мы живем в России», «Русский богатырь — защитник Родины», «Александр Невский — защитник земли русской», «Святой Серафим Саровский» и др.

Так, НОД «Мы живем в России» предполагала решение следующих образовательных, развивающих и воспитательных задач: закрепление знаний детей о Москве — столице России; флаге РФ и гербе; научить пониманию слова «Родина»; расширение запаса слов детей, совершенствование умения использовать в речи сложные предложения, закрепление умения отвечать на вопросы, воспитание культуры речевого общения. Также — развитиевнимания, памяти, мышления, творческих способностей детей; воспитание любви и чувства гордости к Родине, чувства гордости и уважения к своему народу,воспитание у детей дружеских взаимоотношений.

Содержание НОД «Русский богатырь — защитник земли русской» предполагало, что дети будут ознакомлены с русскими былинными героями — богатырями, узнают их имена и подвиги. В ходе НОД будут формироваться эмоционально-положительное отношение к богатырям, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости.

Очень содержательным с точки зрения воспитания патриотических чувств было содержание НОД «Святой Серафим Саровский», где дети познакомились с проявлениями святости, учились различать людские пороки и доброту, узнали о житии святого Серафима Саровского. Содержание НОД способствовало воспитанию у детей гуманных чувств на примере жизни святого Серафима Саровского.

В преддверии празднования Дня Победы воспитанники старшей группы приняли участие во Всероссийской акции «Почты России» «Благодарность земляков». Под руководством педагогов Победа А. В., Дмитриевой В. Н., Зайцевой Л. И., Бережной К. С. ребята изготовили поздравительные открытки для ветеранов, а 30 апреля организованно отправили их через почтовое отделение.

Немаловажную роль в формировании патриотических чувств у дошкольников играет предметно-развивающая среда. Так, в группе оформлен «Уголок краеведения», «Полочка красоты», составлены картотеки пословиц о Родине, пословиц и поговорок о русских богатырях, собран материал по геральдике России и Белгорода, подобрана мини-библиотека о былинных богатырях, русских полководцах (Александр Невский, Дмитрий Донской, А. Суворов, М. Кутузов), известных людях Белгородчины (Иоасаф Белгородский) и т. д.

Вместе с воспитателями старшие дошкольники посещают библиотеку-филиал № 17 Централизованной библиотечной системы г. Белгорода, где знакомятся с известными людьми Белгородчины, узнают об историческом прошлом русского народа и принимают участие в различных конкурсах и викторинах исторической тематики.

В нетрадиционной форме прошел праздник, посвященный Защитникам Отечества. Мотивацией детей для изготовления поздравительных открыток для своих пап, дедушек стала выставка военной формы разных родов войск, орденов, медалей. А изготовление совместно со взрослыми медалей из пластилина и разнообразных подручных средств, рисование кольчуги богатырей способствовало появлению в группе мини-выставки «Медали» и «История военной формы». Данное мероприятие позволило вовлечь родителей в образовательный процесс, сплотить детско-родительский коллектив.

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляются через знакомство старших дошкольников с традициями, обычаями, фольклором, бытом и прикладным искусством русского народа и Белгородчины.

Был разработан цикл познавательных занятий «Игрушки древних славян», «Разновидности глиняных игрушек», «игрушки Белогорья». В группе были оформлены выставки народно-прикладного творчества к праздничным датам.

Накапливая творческий опыт, дети в развивающем пространстве группы самостоятельно создают игрово-ролевые проекты с народными игрушками, игрушками-говорушками «На ярмарке», «В музее», «Магазин сувениров и подарков», придумывают сказки «В царстве глиняных игрушек», озвучивают их в кукольном театре младшим дошкольникам, моделируют народные костюмы в своих творческих работах на занятиях и в свободной деятельности.

Развитие поискового поведения происходит в опытно-исследовательской деятельности. Наличие познавательной литературы в группе «Большая книга занимательных опытов», «Большая книга экспериментов для дошкольников» дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получаемые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

В социально-значимую и общественную деятельность дети вовлекаются посредством реализации благотворительных проектов. Благотворительный проект «Юный патриот», включает ряд мероприятий, направленных на воспитание у детей патриотического сознания, любви к малой родине, обогащение опыта социально-значимой деятельности взрослых и детей, приобщение дошкольников к работе по возрождению духовно-нравственных ценностей. В рамках данного проекта осуществлялось поздравление ветеранов с 9 мая и участие дошкольников в акции «Почты России». Дети совместно с педагогами изготовили сувениры и поздравительную открытку, отправили в почтовом отделении. Это вызвало положительный эмоциональный отклик у дошкольников и взрослых и способствовало формированию уважения к старшему поколению.

В ходе деятельности значимые взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным и отеческим отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие.

Таким образом, используя исторические сведения о Белгородском крае, образцы фольклора и декоративно-прикладного искусства южнорусского региона, приобщая старших дошкольников к изучению своего исторического прошлого на примере составления собственной родословной, удалось повысить уровень сформированности патриотических чувств у детей, приобщить их к истории русского народа, воспитать гордость за свою большую и малую Родину.

Литература:

  1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. — Волгоград: Учитель, 2007. — 203 с.
  2. Аюева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в детском саду. — 2001. — № 5. — С. 69–72.
  3. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В. А. Шаповалова. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. — 410 с.
  4. Белгородская энциклопедия / Гл. ред. В. В. Овчинников. — Белгород: Обл. типография, 2000. — 464 с.
  5. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — СПб.: ООО Издательство «Детство — ПРЕСС». 2011. — 192 с.
  6. Вишневская В. Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5–7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». — М.: АРКТИ, 2004. — 112 с.
  7. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 528 с.
  8. Истоки: Историко-краеведческий сборник статей о Белгородчине / Под ред. Ф. П. Тройно. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. — 114 с.
  9. Ривина Е. К. Герб и флаг России: знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. — М.: АРКТИ, 2002. — 64 с.
  10. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 6. — С. 45–55.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, русский народ, дошкольник, историческое наследие, поисковое поведение, родной край, святой Серафим, чувство, детский сад.


Похожие статьи

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к культуре страны средствами музейной педагогики и активного сотрудничества с семьями воспитанников

Развитие креативного потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народному творчеству

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через краеведческо-туристическую деятельность

Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре родного края

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Формирование ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным симбирским творчеством

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Похожие статьи

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к культуре страны средствами музейной педагогики и активного сотрудничества с семьями воспитанников

Развитие креативного потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народному творчеству

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через краеведческо-туристическую деятельность

Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре родного края

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Формирование ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным симбирским творчеством

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Задать вопрос