На современном этапе социально — экономического развития России жилищная проблема, по — прежнему, остается актуальной. И заключается она не только в нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям. Серьезной социальной проблемой является состояние жилищного фонда. Начиная с 1991 года, когда вступил в силу Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство практически полностью прекратило проведение капитального ремонта многоквартирных домов, и с этого времени жилищный фонд стал деградировать. [2]
Вступивший в силу с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ возлагает обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на собственников, которые далеко не все и далеко не сразу прониклись чувством собственности к общему имуществу. [1]
А ведь в многоквартирном доме общее имущество (инженерные коммуникации, посредством которых осуществляется поставка и потребление газа, горячей и холодной воды, водоотведение, лифты, подвал, крыша) в значительной мере определяет качество и комфорт жизни собственников жилых и нежилых помещений. Из этого следует, что как бы мы ни заботились об общем имуществе, со временем капитальный ремонт неизбежен.
Федеральным законом № 271-ФЗ от 25.12.2012 в Жилищный кодекс РФ был введен раздел «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Названным законом установлена обязанность собственников как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт, определены требования к организации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов. [3]
Система, по которой оплачивать ремонт стали сами жильцы, заработала к 2014 году и вызвала большое недовольство среди россиян. Дело дошло до протестных митингов. Проблема капремонта из экономической стала превращаться в политическую. В ряде регионов прошли митинги против взносов на капремонт: в Москве, Тюмени, Нижнем Новгороде, Биробиджане и других городах. Как отмечалось в ряде научных публикаций, причиной негативного отношения к новым правилам проведения капитального ремонта, явилось то, что многие дома уже в момент приватизации требовали капремонта. И выполнить эту обязанность должны были муниципалитеты или уполномоченные ими лица. В соответствии со ст. 16 Закона РФ.
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обязанность по производству капитального ремонта, не исполненная наймодателем на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. По нашему мнению, вряд ли это осуществимо. Однако граждане в судебном порядке имеют право требовать исполнения указанной обязанности.
На наш взгляд, многое зависит от того, насколько продумана и организована эта работа в регионах. Рассмотрим теоретические и практические аспекты организации и проведения капитального ремонта на примере отдельного региона, а именно Владимирской области.
Во Владимирской области жилищный фонд имеет большой процент износа, техническое состояние большей части общего имущества многоквартирных домов не соответствует требованиям, которые предъявляются к жилому фонду. И основной причиной неудовлетворительного состояния многоквартирных домов выступает отсутствие своевременного капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Действующим жилищным законодательством предусмотрены два способа формирования капитального ремонта:
− Накопление на специальном счете многоквартирного дома;
− Накопление на счете регионального оператора [1].
Правовой основой организации капитального ремонта многоквартирных домов во Владимирской области являются:
− Жилищный кодекс РФ;
− Постановление Губернатора Владимирской области «Об утверждении региональной программы капитального ремонта на период с 2014 по 2043 года»;
− Постановление Губернатора Владимирской области от 15.04.2013 № 424 «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области». Отметим, что Учредителем регионального оператора является администрация Владимирской области, а в состав Попечительского совета Фонда входят представители администрации Владимирской области, представители Законодательного Собрания Владимирской области и представители Общественной палаты Владимирской области. [6]
− Закон Владимирской области от 06.11.2013 № 121-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Владимирской области».
Региональная программа капитального ремонта Владимирской области рассчитана на 2014–2043 годы и направлена на улучшение технического состояния многоквартирных домов, которые расположены на территории Владимирской области, что будет способствовать комфортности проживания граждан, улучшению эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирных домах. [5]
В региональной программе капитального ремонта предусмотрены мероприятия, которые позволяют сформировать действующую на постоянной основе систему капитального ремонта общего имущества собственников в многоквартирных домах.
В 2015 году Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области велась активная информационно- разъяснительная работа среди собственников помещений в многоквартирных домах. Основной целью информационной работы было осуществление максимально возможного информирования жителей непосредственно о сути программы капитального ремонта и о ходе ее реализации.
И такая работа дала положительные результаты. К концу 2015 года уменьшилось количество обращений жителей к специалистам фонда, а также изменилось содержание вопросов. Если в начале 2015 года жители спрашивали, что вообще такое капремонт, кто создал Фонд, как рассчитывался размер взноса, то к концу 2015 года собственников стало интересовать, как можно повлиять на очередность капремонта, как сменить способ формирования фонда капремонта своего дома, то есть, содержание вопросов изменилось, что свидетельствует об эффективности информационно-разъяснительной работы среди собственников многоквартирных домов.
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах во Владимирской области в 2015 году осуществлялся на основании краткосрочного плана, который утвержден Постановлением администрации Владимирской области от 3 декабря 2014 года № 1236 «Об утверждении краткосрочного сводного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2015 год». [7]
Финансирование капитального ремонта в 2015 году в многоквартирных домах производилось за счет следующих источников:
− 12213, 05 тыс. руб. — средства государственной корпорации — Фонд содействия реформированию ЖКХ;
− 15518, 47 тыс. руб. — средства областного бюджета;
− 25233, 03 тыс. руб. — средства местных бюджетов;
− 773193, 96 тыс. руб. — средства собственников.
В результате проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 31 декабря 2015 года капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов был завершен в полном объеме в 550 многоквартирных домах.
Общая стоимость работ, направленная на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в 2015 году составила 533766, 03 тыс. рублей.Долгосрочная программа реализуется во Владимирской области с 2014 года. За этот период в регионе отремонтировано 1047 домов (497 и 550 домов в рамках краткосрочных планов 2014 и 2015 года соответственно). [4]
Программа по реализации капитального ремонта продемонстрировала хорошие показатели и высокое качество работ. Благодаря программе капитального ремонта улучшили свои жилищные условия более 100 тысяч жителей региона. По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, Владимирская область занимает первое место в Центральном федеральном округе и 12-е — по России по количеству многоквартирных домов, капитально отремонтированных в рамках программы.
Таким образом, можно сказать, что краткосрочный план капитального ремонта, предусмотренный на 2015 год во Владимирской области был успешно выполнен. Полагаем, что главный аргумент убеждения россиян в своевременной оплате взносов на капитальный ремонт лежит в практической плоскости: лучшим аргументом будет эффективная работа региональных операторов по своевременному и качественному выполнению планов капитального ремонта, обеспечения прозрачности и открытости при проведении этой работы.
Литература:
- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ.
- Закон РФ от 04.07.1991 № 1541–1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 25.12.2012 № 271-ФЗ«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
- Закон Владимирской области от 06.11.2013 № 121-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Владимирской области».
- Постановление Губернатора Владимирской области «Об утверждении региональной программы капитального ремонта на период с 2014 по 2043 года».
- Постановление Губернатора Владимирской области от 15.04.2013 № 424 «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области».
- Постановление администрации Владимирской области от 3 декабря 2014 года № 1236 «Об утверждении краткосрочного сводного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2015 год».