Концепция создания в России международного финансового центра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 24.12.2016

Статья просмотрена: 1102 раза

Библиографическое описание:

Шутина, О. В. Концепция создания в России международного финансового центра / О. В. Шутина, А. Е. Цын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 557-560. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37440/ (дата обращения: 18.12.2024).



Концепция создания в России международного финансового центра

Задача создания Международного финансового центра была впервые была поставлена в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» [21]. Более подробно она была изложена в «Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации» [4] и в Плане мероприятий по его созданию [22].

Для формирования глобального Международного финансового центра в России необходимо повышение рейтинга по ряду критериев: повышение общей конкурентоспособности российской экономики развитие национального финансового рынка, улучшение его регулирования, углубление интегрированности в глобальный рынок, улучшение общих условий жизни и ведения бизнеса, развитие человеческого капитала. Требуется системное (географическое и институциональное) развитие всего российского финансового рынка. Представляется малоперспективным формирование Международного финансового центра в виде особой зоны с льготным налогообложением типа. Территориальные анклавы, как показывает международный опыт, не стимулируют развитие национального финансового рынка. Процесс построения Международного финансового центра можно разделить на две фазы: развитие национального фондового рынка до уровня Международного финансового центра евроазиатского пространства, интегрированного в мировую финансовую инфраструктуру; достижение высокого уровня конкурентоспособности ЕврАзЭС на глобальном уровне.

Ведущие финансовые центры характеризуются большим арсеналом и высокой ликвидностью используемых финансовых инструментов. Поэтому необходимо активизировать выпуск первичных финансовых инструментов (акции, облигации и т. д.) и развивать рынок производных финансовых инструментов (деривативов). Для повышения ликвидности ценных бумаг финансового рынка необходимо стимулировать рост объемов торгов и первых публичных размещения (IPO) в московском финансовом центре ценных бумаг российских компаний (особенно — с государственным участием), а также облегчить доступ нерезидентов к торгам. Необходимые шаги для развития рынка производных финансовых инструментов: уточнить проведение операций хеджирования: разработать типовую документацию выпуска и обращения деривативов; расширить возможности пенсионных фондов и других институтов коллективных инвестиций по разрешенным операциям с деривативами. Важнейшим элементом роста Международного финансового центра является развитие финансовой инфраструктуры (валютная и фондовые биржи, депозитарии, клиринговые палаты и т. д.), эффективной и надежной платежной системы.

19 декабря 2011 года объединились две ведущие российские фондовые биржевые группы — ММВБ и РТС. Объединенная биржа с 1 августа 2012 года получила название Московская биржа. Большую роль в организации биржевой торговли призван сыграть Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах». Закон регулирует отношения, возникающие на организованных торгах на товарном и финансовом рынках, устанавливает требования к организаторам и участникам таких торгов, определяет основы государственного регулирования указанной деятельности и контроля за ее осуществлением. Регламентируются правила проведения торгов и требования к собственным средствам организатора торгов. Согласно закону, организаторы торгов должны будут получать лицензию на осуществление своей деятельности. Для развития Международного финансового центра необходимо повышение уровня технологий и стандартов торговли.

Опыт развитых рынков свидетельствует о необходимости совершенствования централизованной системы учета прав на ценные бумаги, включая существенное изменить законодательного регулирования деятельности учётных институтов (регистраторов и депозитариев); интеграцию российской учётной системы в международную сеть учётных институтов.

Для развития платежной системы необходимо включение в систему банковских срочных платежей (система БЭСП) всех участникам системы, а также создание интерфейсов системы БЭСП с системой SWIFT и системой расчетов CLS-банка.

Для развития банковской системы целесообразно введение институтов номинальных банковских счетов (эскроу-счетов) и безотзывного банковского вклада физических лиц; создание механизма инвестирования части средств государственных фондов в активы российских эмитентов; упрощение реорганизации кредитных организаций; упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг.

Для увеличения интегрированности инфраструктуры российского финансового рынка в глобальные рынки капитала важна комфортная система доступа иностранных участников на российский финансовый рынок, включая: упрощение доступа иностранных активов к обращению и размещению в России; снижение расходов работы на российском рынке через иностранные депозитарии; упрощение доступа иностранных участников к организованной торговле; облегчение зарубежных инвестиций российским экономическим институтам с целью снижения рисков за счет международной диверсификации; стимулирование международных стандартов финансовой отчётности для российских компаний.

Следующим этапом развития Концепции создания Международного финансового центра стала Государственная программа «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра», которая была утверждена Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2013 № 226-р. Цель программы — создание эффективной финансовой системы в России, способной: качественно повысить уровень инвестиционной активности; успешно конкурировать на глобальных рынках; использовать соответствующие средства в реальном секторе, обеспечивая сбалансированный и основанный на инновациях рост экономики. Задачи данной программы — совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере развития финансового рынка, обеспечение эффективного контроля и надзора в сфере финансового рынка. Её целевыми ориентирами являются: увеличение объёмов торгов биржевого рынка акций в 3,8 раза к 2020 году; достижение объёма публичных размещений акций на внутреннем рынке в 1,8 трлн рублей к 2020 году.

В госпрограмме дается общая характеристика российского финансового рынка как диверсифицированной, многоуровневая профессиональной системы, приближающейся по уровню развития к развивающимся рынкам новых индустриальных стран. Формулируются основные проблемы, препятствующие развитию финансового рынка: несовершенство государственного регулирования в сфере финансового рынка и обеспечения эффективного контроля и надзора; высокие корпоративные и предпринимательские риски, связанные с недостаточным уровнем защиты прав собственности; недостаточная емкость финансового рынка; высокие показатели концентрации капитализации и волатильности на рынке; неэффективность российской инфраструктуры финансового рынка. высокий уровень регулятивных издержек и административных барьеров, недостаточная эффективность осуществления государственного контроля и надзора. Сложившийся комплекс проблем российского финансового рынка противодействует повышению конкурентоспособности российского финансового рынка, формированию Международного финансового центра, улучшению инвестиционного климата, а также развитию экономики Российской Федерации.

Важнейшим приоритетом долгосрочной государственной политики, как говорится в госпрограмме, является формирование финансового центра. Процесс формирования Международного финансового центра стимулируют усиление конкуренции крупнейших центров; модернизация экономики России; ускорение интеграционных процессов в рамках ЕЭП. Формируемый Международный финансовый центр должен быть способен сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов; сконцентрировать спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов; создать условия для формирования цен на такие активы в РФ.

Госпрограмма состоит из двух частей: (1) нормативно-правовое регулирование финансового рынка; (2) контроль и надзор на финансовом рынке.

  1. Мероприятия, направленные на нормативно-правовое регулированиефинансового рынка, сгруппированы по четырём задачам. Первая задача — это расширение финансового инструментария, развитие финансовой инфраструктуры и финансовых рынков. Это ключевое направление, способствующее формированию долгосрочных инвестиций за счёт совершенствования инвестирования пенсионных накоплений. Решение данной задачи включает подготовку нормативно-правовых актов в рамках развития накопительной системы страхования жизни, специальных целевых счетов для долгосрочного инвестирования граждан, развития биржевой инфраструктуры и другие. Вторая задача — совершенствование государственного регулирования финансовых рынков. Для решения этой задачи предусматривается: создание системы пруденциального надзора за участниками финансового рынка; комплексные предложения по совершенствованию регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов; совершенствование механизмов применения санкций за нарушение на финансовом рынке; расширение охвата деятельности бюро кредитных историй; изменения в страховом законодательстве. Низкий уровень развития финансового рынка связан порой с отсутствием показателей, нормативов финансового регулирования, аналогичных существующим в банковском секторе. В госпрограмме ставится задача формирования требуемой институциональной базы с целью обеспечения надежной защиты вложений в финансовый сектор. Третья задача предусматривает совершенствованиенормативной базы в сфере корпоративных отношений, в том числе: раскрытие информации; реализация задачи по внедрению консолидированного надзора и мотивированного суждения в банковской сфере; создание компенсационных механизмов для профессиональных участников; унификация требований для участников страхового рынка. Четвёртая задача — формирование в России Международного финансового центра, для чего предполагается: приведение российского законодательства в соответствие с требованиями Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и практикой регулирования страховой сферы; работа по интеграции финансового регулирования в рамках ЕЭП; подготовка «дорожных карт» по созданию Международного финансового центра.
  2. Совершенствование системы контроляи надзора на финансовых рынках предусматривает консолидацию контрольных и надзорных функций в сфере финансового рынка в рамках единого контрольного органа. Готовится создание так называемого мегарегулятора, единого регулятора.

Госпрограмма предусматривает достижение важных результатов работы финансовых рынков к 2020 году. Во-первых, это увеличение совокупных активов банковского сектора до 89 % ВВП, доли страховых премий — до 5 % ВВП, совокупного инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов и накопительного страхования жизни — до 5,5 % ВВП (с нынешних 2,6 %). Во-вторых, это рост доли участников финансового рынка, считающих, что качество государственного нормативно-правового регулирования и пруденциального надзора улучшилось и находится на достойном уровне. В-третьих, это существенное повышение уровня конкурентоспособности — достижение место в верхней десятке двух ведущих рейтингов международных центров (Global Financial Centers Index и Xinhua-Dow Jones International Financial Centers Development Index). Конечным результатом программы должно стать создание в России одного из крупнейших центров, обеспечение лидирующих позиций на финансовых рынках евразийского пространства.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года»
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. № 911-р «О Плане мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации»
  4. Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 5 февраля 2009 г.)
  5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года N 1364 «О Концепции создания в городе Алмааты международного (регионального) финансового центра».
  6. Абалкина А. А. Банковское взаимодействие стран СНГ // Взаимодействие финансовых систем стран СНГ / отв.ред. М. Ю. Головнин. СПб.: Алетейя, 2010.
  7. Авдокушин Е. Ф. Некоторые черты и особенности функционирования международных финансовых центров (МФЦ) // Вопросы новой экономики. 2008. № 2 (6).
  8. Аксенов Д. Рубль — резервная валюта? // Депозитариум. 2010. № 9.
  9. Быков А. Россия и евразийская интеграция в условиях глобализации // Проблемы прогнозирования. 2004. № 4.
  10. Быков А. Постсоветское пространство: стратегии интеграции и новые вызовы глобализации. М.: Алетея, 2009.
  11. Верников А. В. Доля государственного участия в банковской системе России // Деньги и кредит. 2009. № 11.
  12. Винокуров Е., Либман А. Тренды региональной интеграции на постсоветском пространстве: результаты количественного анализа // Вопросы экономики. 2010. № 7.
  13. Винокуров Е. Ю., Либман А. М. Евразийская континентальная интеграция. СПб.: Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития, 2012.
  14. Ворота в глобальную экономику / под ред. О. Андерсен, Д. Андерсен; пер. с англ. М.: Фазис, 2001.
  15. Гилева А. А. Формирование и использование общего бюджета Европейского Союза: дис. … канд. эк. наук: 08.00.14. Москва, 2011.
  16. Данилов Ю. Настоящих буйных мало // Эксперт. 2011. № 29. 25 июля 2011 г.
  17. Евзеров Р. Глобализация и евразийский выбор // Свободная мысль. 2001. № 10.
  18. Иванов И. Д. О глобализации всерьез и с проекцией на Россию // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 2.
  19. Итоги и перспективы интеграционных процессов на постсоветском пространстве // Российский экономический журнал. 2012. № 1.
  20. Климачев В. В. Международные финансовые центры в глобальной финансовой системе: дис. … канд. эк. наук: 08.00.14. Москва, 2012.
  21. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года утверждена правительством РФ 29 декабря 2008 г..
  22. План мероприятий по созданию МФЦ в России утвержден правительством РФ 11 июля 2009 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Международный финансовый центр, финансовый рынок, Россия, развитие, Российская Федерация, российский финансовый рынок, задача, рынок, банковский сектор, государственное регулирование.


Задать вопрос