Проект «Свободный порт Владивосток» всравнении сконкурентами
Азимов Тимур Айбекович, студент;
Безнощук Лика Юрьевна, студент
Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток)
Работа посвящена подробному сравнению характеристик отечественного свободного порта с мировыми конкурентами.
Ключевые слова: Владивосток, свободный порт
Одной из приоритетных задачей для Правительства Российской Федерации является развитие и повышение конкурентоспособности Дальневосточного Федерального округа. Одним из шагов для выполнения данной задачи является проект «Свободный порт Владивосток».
Но насколько же жизнеспособен этот проект? Есть ли у него перспективы? Способен ли он конкурировать с другими свободными портами, ведь их не мало в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Сравним же с успешными конкурентами основные показатели «Свободного порта Владивосток».
Сравнение будет проводиться с:
– порт Инчхон, Республика Корея;
– порт Гонконг, Китай;
– порт Макао, Китай;
– порт в Шанхае (Цинхай), Китай;
– порт Лабуан, Малайзия.
Таблица 1
Сравнение характеристик «Свободного порта Владивосток» с конкурентами»
Порты |
Свободный порт Владивосток, Россия |
Свободный порт Инчхон, Республика Корея |
Свободный порт вШанхае (Цинхай), Китай |
Свободный порт Гонконг, Китай |
Свободный порт Макао, Китай |
Свободный порт Лабуан, Малайзия |
Показатели
|
||||||
Дата образования |
2015 год |
2003 год |
1990 год |
1841 год |
1845 год |
1990 год |
Площадь |
28 400 кв. км |
964,53 кв. км |
29 кв. км |
1104 кв. км |
27.2 кв. км |
4,36 кв. км |
Население |
1 400 000 чел. |
2 978 367 чел. |
14 000 000 чел. (население Шанхая) |
7 182 724 чел. |
541 200 чел. |
86 908 чел. |
Наличие игорных зон |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
Наличие Ипподрома |
В проекте «Приморское кольцо- Примринг» |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Грузооборот вгод |
5,042 млн тонн (порт города Владивосток) |
56 млн тонн |
590 млн тонн |
298 млн тонн |
неизвестно |
неизвестно |
Налоги |
5 % |
неизвестно |
15 % |
16,5 % (Для юр. лиц) 15 % (Для ИП) |
12 % |
3 % |
Официально Владивосток стал свободным портом 12 октября 2015 года. В свободный порт, кроме самого города Владивосток, вошли так же 14 муниципальных образований.
Ближайшим конкурентом для отечественного порто-франко будет являться свободный порт Инчхон. Он стал свободным в 2003 году. Основные виды деятельности — производство для экспорта, торговля импортными и экспортными товарами, судостроение и ремонт судов. В основном этот порт можно охарактеризовать, как порт направленный на оптовую торговлю, и отсутствие развлечений и туризма.
Следующий ближайший из рассматриваемых свободных портов будет свободный порт в Шанхае. Он располагается в особой экономической зоне Цинхай. Она является экспериментальной и ее основной целью будет способствование развитию международной торговли, финансового лизинга, изучению и созданию международных офшорных услуг.
Свободный порт Гонконг — пожалуй один из самых успешных примеров работы свободного порта. Свободным портом он стал в 1841 году. Основная деятельность этого порта — продажа товаров Китая, произведенных на материковой части и туризм. Так же он является одним из ведущих финансовых центров мира.
Макао — город в Китае, который тоже наделен статусом свободного порта. Свободным портом он стал в 1845 году. Основная его деятельность — игорный бизнес.
Лабуан — свободный порт в Малайзии. Стал свободным портом в 1990 году.
Первый показатель по которому мы будем сравнивать — это площадь свободного порта. Лидирует в этом сравнении несомненно отечественный свободный порт. Площадь — это перспективы развития. Свободный порт Владивосток рассчитан на огромные инвестиции и рост муниципальных образований.
Население. Слабая сторона Приморского края, как и всего Дальневосточного Федерального округа — это демография. Отток населения после развала СССР — одна из главных проблем региона. Как показывают конкуренты — зона свободного порта в основном очень густа заселена. Отток населения может создать в будущем проблемы в обслуживании свободного порта и в данный момент, учитывая площадь отечественного порто-франко, по этому показателю мы сильно проигрываем конкурентам.
Наличие игорной зоны. Ближайшим соседом для Приморского края является Китай. В самом Китае азартные игры официально разрешены только в городе Макао. То есть Макао, как свободный порт с официальной игорной зоной, единственный конкурент для отечественного порта. В Азиатско-Тихоокеанском регионе присутствует множество гостиниц с казино, но туда нужна виза, а на территории свободного порта присутствует безвизовый режим. Причем самим же китайцам выгоднее пересечь границу на машине и в течении пару часов быть в российском казино, нежели ехать в Макао.
Наличие ипподрома. Из всех вышеперечисленных свободных портов, ипподром присутствует только в Гонконге и Макао. В Китае обожают скачки, а проект «Приморское-кольцо — ПримРинг» в будущем, построив ипподром на территории входящей в территорию свободного порта Владивосток, повысит привлекательность для туристов.
Грузооборот. Грузооборот, если сравнивать с вышеперечисленными свободными портами, во Владивостоке очень маленький. За 2015 год порт обработал груза на 5 миллионов тонн. К примеру в Шанхае этот показатель равен 590 миллионов тонн, что в 118 раз больше.
Налоги. По налогообложению Свободный порт Владивосток — один из самых привлекательных. Ставка равна всего 5 % от прибыли. В китайских свободных портах эта ставка равна от 15 % (в зависимости от того юридическое это лицо или ИП). Единственный порт, у которого эта ставка меньше — это порт Лабуан, Малайзия.
Итоги. Свободный порт Владивосток — конкурентоспособный проект. Особенность его заключается в том, что проект пытается охватить все сферы деятельности, а это как игорные развлечения, ориентированные в первую очередь на иностранцев, так и производство и экспорт отечественных товаров. В отечественном порту одни из самых низких налогов на прибыль среди конкурентов и огромные территории для его развития. Единственными проблемами и опасностями для этого проекта являются:
– отток населения из этого региона;
– плачевное состояние технической части порта;
– коррупция.
Литература:
- Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Плюсы и минусы проекта «Свободный порт Владивосток» // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 364–367.
- Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Перспективы развития туризма в Приморском крае // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 361–364.
- Резник С. Д. Управление решениями / С. Д. Резник, М. В. Черниковская, И. С. Чемезов. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 382 с.
- Ременников В. Б. Теория организации: учебник для студентов вузов / В. Б. Ременников. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 175 с.
- Фаррахов А. Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А. Г. Фаррахов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 272 с.
- Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: учебник / Р. А. Фатхутдинов. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 344 с.