Одной из основных проблем взаимодействия контейнерных терминалов с автомобильным транспортом является простой автомашин в ожидании погрузки. В связи с увеличения объёмов перевалки контейнеров до 6.16 млн. тонн в 2015 году проблема сильнее сказывается на пропускной способности контейнерного терминала. Статья посвящена анализу времени простоя автомобиля в ожидании погрузки на примере контейнерного терминала ОАО «Новорослесэкспорт».
Ключевые слова: контейнер, подвижной состав, автотранспорт
Новороссийские контейнерные терминалы являются важной артерией, соединяющей южные регионы России с крупнейшими мировыми контейнерными потоками. По данным «Росморпорта» Новороссийск входит в 10-ку крупнейших контейнерных терминалов России. Темпы увеличения грузооборота ставят задачи по увеличению производственных мощностей терминалов и, как следствие, сокращению времени операционных циклов.
На данный момент на предприятии применяется несколько технологических схем при погрузке контейнеров на автотранспорт (см. табл. 1;2).
Таблица 1
Технологические операции погрузки контейнера на автотранспорт мостовым краном. (тех. схема №1)
№пп |
Наименование операции |
Марки технических средств |
Время операции, мин. |
1–2 |
Маневрирование (Вне территории порта) |
VolvoFH + МАЗ 933060 |
10 |
2–3 |
Оформление документов |
5 |
|
2–4 |
Ожидание погрузки |
21 |
|
4–5 |
Маневрирование (На территории порта) |
Volvo FH+МАЗ 933060 |
6 |
5–6 |
Погрузка (мостовой кран) |
ZPMC |
2 |
6–7 |
Маневрирование (На территории порта) |
Volvo FH+МАЗ 933060 |
8 |
ИТОГО |
47 |
||
Рис. 1. Технологическая схема № 1
Таблица 2
Технологические операции погрузки контейнера на автотранспорт ричстакером. (тех. схема №2)
№пп |
Наименование операции |
Марки технических средств |
Время операции, мин. |
1–2 |
Маневрирование (Вне территории порта) |
VolvoFH + МАЗ 933060 |
10 |
2–3 |
Оформление документов |
5 |
|
2–4 |
Ожидание погрузки |
13 |
|
4–5 |
Маневрирование (На территории порта) |
Volvo FH+МАЗ 933060 |
3 |
5–6 |
Погрузка (ричстакер + спредер) |
SMVSC4123 TB5 |
1 |
6–7 |
Маневрирование (На территории порта) |
Volvo FH+МАЗ 933060 |
4 |
ИТОГО |
31 |
||
Рис. 2. Технологическая схема № 2
Распределение ожидания погрузки представлено в таблице 3 и на рисунке 3.
Таблица 3
Статистическая обработка экспериментальных данных
Границы интервалов, αi-βi, мин. |
Середины интервалов, tci, мин. |
Опытные частоты, mi* |
Опытные частости, pi* |
Теоретические вероятности, Рi |
Теоретические числа попадания винтервалы |
Слагаемыекритерия Пирсона
|
0–6 |
3,0 |
56 |
0,544 |
0,506 |
52,1 |
0,289 |
6–12 |
9,0 |
23 |
0,223 |
0,252 |
26,0 |
0,337 |
12–18 |
15,0 |
11 |
0,107 |
0,125 |
12,9 |
0,273 |
18–24 |
21,0 |
6 |
0,058 |
0,062 |
6,4 |
0,023 |
24–30 |
27,0 |
3 |
0,029 |
0,031 |
3,2 |
0,012 |
30–36 |
33,0 |
3 |
0,029 |
0,015 |
1,5 |
1,370 |
36–42 |
39,0 |
1 |
0,010 |
0,008 |
0,8 |
0,038 |
Сумма |
- |
103 |
1 |
1 |
103 |
2,249 |
Вычисляем статистическое математическое ожидание:
Находим статистическую дисперсию:
Определяем статистическое среднеквадратическое отклонение:
По полученным данным строим гистограмму распределения (рис. 3), на основании которой выдвигаем гипотезу о принадлежности выборки к показательному закону. Проверим гипотезу по критерию Пирсона.
Рис. 3. Распределение времени ожидания погрузки
Находим интенсивность поступления заявок в единицу времени:
где µ(t) — параметр закона, представляющий собой интенсивность событий в единицу времени.
Плотность распределения показательного закона определяется зависимостью:
f(t)=0,116e-0,116t.
Теоретические вероятности попадания случайной величины в интервалы определяем по формуле
Результаты расчетов заносим во вспомогательную таблицу 4.
При этом сумма вероятностей должна быть равна 1.
0,503+0,25+0,124+0,062+0,031+0,015+0,008=0,992
Таблица 4
Вспомогательная таблица
γi |
0 |
6 |
12 |
18 |
24 |
30 |
36 |
42 |
|
1 |
0,497 |
0,247 |
0,123 |
0,061 |
0,03 |
0,015 |
0,008 |
Piус |
0,503 |
0,25 |
0,124 |
0,062 |
0,031 |
0,015 |
0,008 |
- |
Исправленные вероятности:
0,506+0,252+0,125+0,062+0,031+0,015+0,008=1
На основании этих данных наносим на гистограмму, сглаживающую ее теоретическую кривую усеченного показательного закона.
Вычисляем теоретические числа попадания случайной величины в интервалы на примере интервала 0–6 минут. Полученные результаты расчетов заносим в таблицу.
Вычисляем слагаемые критерия Пирсона в последнем столбце таблицы 3.
Суммируя эти значения получим:
χ2 = 0,289+0,337+0,273+0,023+0,012+1,370+0,038=2,342
Проверяем правдоподобность гипотезы о принадлежности опытных данных к показательному закону. По таблице приложения с — помощью линейной интерполяции находим
P(χ2;k) = P(2,342;5)=0,800>0,05
Как видим по критерию Пирсона гипотеза о принадлежности опытных данных к показательному распределению не отвергается.
Если пост погрузки свободен, то прибывающий автомобиль будет обслуживаться немедленно. За время его обслуживания могут прибыть автомобили, которые поступят на обслуживание в порядке очереди, если она будет существовать. Основной дисциплиной очереди является «первым прибыл — первым обслужен». Однако возможны и другие варианты. Например, при организации централизованных перевозок грузов подвижной состав, непосредственно занятый этими перевозками, загружается вне очереди по отношению к подвижному составу, прибиваемому в пункт погрузки, не участвующему в централизованных перевозках и др.
Следует учитывать, что распределение числа единиц подвижного состава в очереди не зависит от дисциплины очереди. На сколько уменьшается ожидание автомобилей, пользующихся приоритетом, на столько же возрастает длительность простоя остальных автомобилей.
В нашем случае среднее время ожидания погрузки довольно высоко и составляет 9 минут, это говорит о не эффективном использовании погрузочно-разгрузочных устройств и о необходимости составления нового оптимального графика прибытия автомобилей в пункт погрузки.
Литература:
- РОСМОРПОРТ [Электронный ресурс]. М., 2008–2016. Режим доступа: http://www.rosmorport.ru. (Дата обращения: 20.07.16).
- Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для вузов/ А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Куликов. — М.: Горячая линия — Телеком, 2006–560 с.: ил.
- Теоретические основы организации функционирования транспортных систем: Методические указания по выполнению курсового проекта. /Сост. А. В. Вельможин, А. В. Куликов; Волгоградский государственный технический университет. — Волгоград, 2001. — 20 с.
- Перевозка грузов контейнерами [Электронный ресурс]. М., 2016. Режим доступа http://gruz.trans-portal.com.ua/perevozka_gruzov_konteinerami (Дата обращения: 23.07.16).
- Железнодорожные контейнерные перевозки [Электронный ресурс]. М., 2012–2016. Режим доступа: http://cont-nn.ru/zheleznodorozhnye-kontejnernye-perevozki.html (Дата обращения 24.07.16).
- AVIA.PRO [Электронный ресурс]. М., 2007–2016. Режим доступа: http://avia.pro/blog/mi-26-samyy-bolshoy-vertolyot-v-mire (Дата обращения: 15.07.16).