Роль контрольно-диагностической деятельности вобеспечении качественного управления дошкольной образовательной организацией
Рассказова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;
Перисаева Алина Маирбековна, студент
Северо-Осетинский государственный педагогический институт (г. Владикавказ)
Новые вызовы времени порождают принципиально иные требования к образованию. В ходе реформирования образования и расширения перечня образовательных услуг особое внимание уделяется разработке менеджмента в системе управления образованием и подготовке менеджеров, что позволяет повысить уровень профессионализма управленца. Введение менеджмента в образовании позволяет образовательным организациям расширять перечень образовательных услуг и повышать качественный уровень обучения, воспитания и развития. Предоставляет учреждениям образования большие возможности для адаптации к условиям рынка.
Менеджмент в образовании предполагает специальную разработку принципов, методов, средств и форм управления образовательными системами с целью повышения эффективности их деятельности.
Приоритет качества образования как ядра образовательной политики делает остроактуальной проблему поиска эффективных механизмов управления им на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольного учреждения.
В соответствии ФЗ РФ № 273 от 29.12.12г. «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой — повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [6].
Образовательные организации дошкольного образования самостоятельно разрабатывают и утверждают свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования. В образовательном процессе необходимо сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости, соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей [5].
Безусловно, постановка задач на повышение качества образования в дошкольной образовательной организации меняет стиль управления — оно должно быть инновационным, и более того, гибким, способным быстро воспринимать происходящие перемены.
Переход ДОО на ФГОС влечёт за собой и необходимость принятия новых управленческих решений. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает значимость эффективного управления образовательным учреждением, способного обеспечить выполнение поставленных государством задач.
Под управлением ДОО К. Белая, Л. Поздняк, Т. Комарова понимают целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность труда сотрудников; научно-обоснованное воздействие на воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста [1; 4]. Конаржевский Ю. А. утверждает, что управленческий цикл рассматривается как целостная совокупность сориентированных на достижении одной цели, выполняемых одновременно или в некоторой последовательности, взаимодействующих между собой управленческих функций, совершающих законченный круг развития и ограниченных определёнными, предметно-пространственными и временными рамками.
П. И. Третьяков и Г. К. Чекмарёва в качестве самостоятельных, но взаимосвязанных функций управления выделяют:
‒ мотивационно -целевую;
‒ планово-прогностическую;
‒ организационно-исполнительскую
‒ контрольно-оценочную;
‒ контрольно-диагностическую;
‒ регулятивно-коррекционную.
Рассматривая дошкольную образовательную организацию как целостную, динамическую систему, исследователи Л. М. Денякина, Л. В. Поздняк считают, что ее оптимальное жизнеобеспечение возможно лишь при умении руководителя планировать, организовывать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу коллектива на научной основе [4].
Контрольно-диагностическая деятельность — принципиально важный компонент, без которого управление не может существовать. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям. Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей. Контроль тесно связан со всеми функциями управления, но особенно — с педагогическим анализом информации. В ходе контроля полученные данные анализируются. По результатам анализа и оперативной информации руководитель получает возможность выработать управленческое решение и осуществить регулирование (коррекцию) как объекта, который подвергался контролю, так и самой управленческой деятельности. С функцией контроля тесно связано регулирование и коррекция педагогического процесса. Необходимость регулирования обусловлена тем, что целостный педагогический процесс основан на противоречиях: с одной стороны он стремится к организации (организованность ему придаёт целенаправленная деятельность педагогов и учащихся), а с другой — к дезорганизации, обусловленной влиянием различных внешних и внутренних факторов, учесть которые заранее оказывается невозможно. Причинами дезорганизации педагогического процесса могут быть, например, привнесение в его структуру новых форм, методов и содержания, смещение пространственно-временных рамок той или иной деятельности, изменения в контингенте педагогических работников и учащихся, регулирование педагогического процесса должно осуществляться как завершающее звено в цепочке «контроль → анализ результатов контроля → регулирование».
Дошкольная образовательная организация получила право самостоятельно контролировать и нести полную ответственность за конечные результаты обучения, воспитания, развития детей и подготовке их к школе. Это даёт возможность, с одной стороны, коренным образом перестроить контроль за работой каждого сотрудника, усилив в контроле гуманистические начала, индивидуальный подход, с другой — повысить ответственность руководителя за результаты, а, значит, и за их объективную оценку. Соблюдение норм взаимоотношений между сотрудниками, определенный ритм работы образовательной организации, способствующий выполнению плана, обеспечивает контроль.
Контроль — один из самых сложных видов деятельности руководителя образовательной организации, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции. Контроль выступает как один из показателей качества управления образовательной организацией, является одной из важнейших управленческих функций. Он непосредственно связан с функциями анализа и целеполагания. Данные контроля без их анализа мертвы, а, с другой стороны, при отсутствии цели, к которой движется подчиненный, в принципе нечего контролировать.
Контроль за состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса, пишет В. С. Лазарев, должен ежегодно планироваться, и планы контроля в форме циклограмм должны доводиться до всех педагогов, те же в свою очередь должны овладеть приемами и методами эффективного контроля на всех стадиях учебно-воспитательного процесса.
В.Зингер, Л.Ланг, М. М. Поташник, Л. И. Фишман в своих работах по проблеме управления выявили типичные и общие правила контроля:
‒ контроль не должен быть неожиданным, исполнители должны знать о его сроке;
‒ контроль не должен быть всеобъемлющим. Необходимо сосредоточиться на наиболее важных моментах, где руководитель может помочь избежать ошибки или оказать иную помощь;
‒ контролируя, необходимо не только выявлять промахи, недостатки, но и обращать внимание на успехи, анализируя причины успешности и побуждать исполнителей к дальнейшим удачам;
‒ сделанные в результате контроля выводы нельзя держать при себе, если даже эти выводы негативные. Иначе результаты контроля бесплодны;
‒ отмечая недостатки, руководитель должен убедиться, что исполнители согласны с его выводами, и понимать, как можно исправить положение;
‒ контроль должен быть опережающим, ориентированным на поддержание положительной мотивации.
Хотелось бы отметить, что, как показывает практика, контроль помогает выявить не только недостатки, но и положительные результаты. Ведь, по сути, контроль — это постоянное сравнение того, что есть с тем, что должно быть. Авторы исследований, посвящённых проблемам управления образовательным учреждением, отмечают важность функции контроля, реализация которой обеспечивает знание состояния дел в учреждении.
Можно выделить основные принципы, которыми следует руководствоваться при осуществлении контроля, это:
‒ Стратегическая направленность контроля — то значит, что все основные усилия педагогов, контролируемых и контролирующих, должны быть сосредоточены на главных направлениях образовательного процесса.
‒ Целевая, предметная, персональная и временная определенность контроля, деятельность его субъектов будет осуществляться успешно, если определены: а) цель и задачи контроля; б) предмет контроля; в) состав контролирующей и контролируемой групп; г) сроки контроля.
‒ Системность контроля.
‒ Демократичность и толерантность.
‒ Оптимальность и объективность. При реализации контроля следует избирать содержание, формы и методы, которые являются адекватными целям проверки и позволяют получать объективную информацию о состоянии контролируемого объекта. В то же время, информация, полученная в результате целенаправленных наблюдений и как итог продуманной системы контроля, должна быть реальной и объективной.
‒ Созидательность осуществляемой проверки, повышение качества, улучшению деятельности всего педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности.
Процесс управления требует надёжной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Именно контроль в различных его формах и методах (способах, средствах и взаимодействиях) обеспечивает такую обратную связь, помогает выявить недостатки в работе, установить их причины, а, значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности.
Литература:
1. Белая К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. — М.: Творч. центр «Сфера», 2008. — 62 с.
2. Езопова, С. А. Менеджмент в дошкольном образовании / С. А. Езопова. — М.: Академия, 2012. — 220 с.
3. Зубкова Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 38–41.
4. Поздняк Л. В. Управление дошкольным образованием:учебное пособие для студентов пед. вузов / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 432с.
5. Рассказова Ж. В., Басиева З. М. Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — № 9.- С. 1168–1170.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.06.2016).