В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к выводу, что своеобразие героя Брюсова — это человек-путник, который ищет свободу, через героический подвиг или событие, отвергая любовь и свое личное счастье.
Ключевые слова: Брюсов, мировоззрение, стихотворения, герой, история, античность, любовь
Валерий Яковлевич Брюсов в высокой степени обладал, по определению М. Горького, «тонким и редким даром проникновения в прошлое» [1, с.247]. Для него история была не «страной могил», а «знакомым миром», с которым он «одной душой когда-то жил», как он пишет в своем стихотворении «На форуме» [2, с.129]. «Старое», прежде всего, для него «новое». В течение нескольких лет в пустыне декадентского искусства, Брюсов томился и жаждал обновления, и материал для него он находил в прошлых веках. Одним из кладезей, в котором хранился огромный запас знаний, неразгаданных тайн и завораживающей эстетики, была эпоха Античности. Безусловно, отпечаток, оставленный греко-римской цивилизацией во всем ее многообразии, прослеживается на протяжении всего творческого пути Брюсова, являясь ценным источником образов и сюжетов для поэта. Пропуская свои знания и мысли через призму античного мира, он выражал свои представления и взгляды на чувства любви, на человека и его место в мире. Таким образом, история, а именно античность (образы мифологических персонажей, величайших полководцев, культурных деятелей и искусно слагаемые мифы и легенды, исторические события, образцы античного искусства) являлась для него инструментом, иначе говоря, пером и чернилами для создания своих произведений. Она помогала Валерию Яковлевичу преломить в себе проблемы современности и содержала идеи, восходящие к окружающей его действительности. История не уводила поэта от действительности, а скорее приближала к ней, углубляла и объясняла ее. Мы попытаемся выявить своеобразие его взглядов и точку зрения на тему любви и человека через стихотворения с мотивами античной эпохи.
Каждая творческая личность имеет свой взгляд на важные темы и вопросы и, используя свои жизненные знания, художественный вкус и неповторимый талант, выражает это в своих произведениях. Одной из таких тем, несомненно, является человек и его место в мире. Брюсов ценит человеческую жизнь и ставит ее выше богов, это доказывают следующие строки из стихотворения «Служителю муз»:
Пусть боги смотрят безучастно
На скорбь земли: их вечен век.
Но только страстное прекрасно
В тебе, мгновенный человек! (1907) [2, с.130]
Или отрывок риторического обращения к Психее из одноименного стихотворения:
И на пиру богов, под их бесстыдный смех,
Где выше власти все, все — боги да богини,
Не вспоминала ль ты о днях земных утех,
Где есть печаль и стыд, где вера есть в святыни! (1898) [2, с.39]
А в стихотворении «Тайна деда» Брюсов пытается даже разрушить веру юноши и превратить ее в «горькую тайну»:
И не нашли там чертогов — лишь камни нагие:
Не было места, чтоб жить олимпийцам блаженным!
Юноша! горькую тайну тебе открываю:
Ведай, что нет на Олимпе богов — и не будет! (1916) [2, с.183]
Жизнь человека, короткая и драгоценная, должна, по убеждению поэта, быть яркой и посвященной героическому подвигу ради свободы. Человек для Брюсова является героем великой силы, охваченным свободой и преданный своему восхождению, он неподвластен любви, личному счастью и богам. Например, Эней, герой одноименного стихотворения, сын Афродиты, устремляется навстречу высокому подвигу, принося в жертву свое личное счастье и «исторгнув помыслы любви» [2, c.127]. Изображая Ахиллеса у алтаря, которого «Мать звала к спокойной доле…», поэт вкладывает в его уста слова:
Но прекрасен ясный жребий –
Просиять и умереть! (1905) [2, с.98]
Или в стихотворении «Орфей и аргонавты» есть следующие строки:
Мощен Геракл, благороден Менотий,
Мудр многоопытный старец Нелей, –
Ты же провидел в священной дремоте
Путь предстоящий, Орфей! (1904) [2, с.99]
В знаменитых «Гребцах триремы» прикованные пленники являются для поэта героями, которые «Волны упругие роют» [2, с.103]:
Мча на неведомый бой
Бег быстролетной триремы. (1904) [2, с.103]
А стихотворение «Александр Великий» открывают следующие слова:
Неустанное стремленье от судьбы к иной судьбе,
Александр Завоеватель, я — дрожа — молюсь тебе. (1899) [2, с.40]
Приведенные строки показывают своеобразное отношение Брюсова к человеку, он видит его угнетенным героем-путником, который идет к свободе, и путь этот лежит через крах иллюзий и отказ от своего счастья. Во время героических подвигов лирический герой (человек) не должен любить, он должен одержать победу над силой страсти, он должен отречься от нее во имя свободы.
В лирике Валерия Брюсова любовь доведена до уровня трагедии, она болезненна, всепоглощающа. Страсть граничит с геройством. Любовь — лишь миг, в который вложено немыслимое количество оттенков этого великого чувства, но это мгновение настолько коротко, что оно не должно мешать великому предназначению человека. Любовь является жертвой, она принесена в жертву ради свободы. Влюбленные встречают на пути множество преград и препятствий, которые разъединяют их навечно, любовь трагична и печальна, а утешение видится в мечтах и сладости свободы.
Пропитанный знанием истории, вдохновленный героикой выдающихся людей, мифологических персонажей и великих событий прошлого, Валерий Яковлевич Брюсов понимал, предчувствовал катаклизм и падение существующего строя. В отличие от других писателей и поэтов, свободу и любовь он видел как противоборствующие явления, которые несовместимы и не могут друг с другом жить. Брюсов постоянно находился в поиске самого настоящего человека-героя, кто бы мог вести народ к свободе. В конце творческого пути Брюсова завершают эти поиски образ того, кто возглавлял и олицетворял Великую русскую революцию — В. И. Ленин.
Если познать душу, скрытую под тонкой кожей художника, раскрыть его натуру и представление о мире, как увидеть каждую огранку бриллианта, их чистоту и геометрическую точность пропорций, то можно увидеть его минуты озарения, дни тяжких трудов, прожитые годы, как десятки лет назад за письменным столом, талантливый ювелир создает свой драгоценный камень.
Литература:
- Брюсов В. Я., Богомолова Н. А., Котрелев Н. В. Брюсов В. Я. Среди стихов: 1894–1924: Манифесты, статьи, рецензии. — М.: Советский писатель, 1990. — 720 с.
- Брюсов В. Я., Трифонов Н. А. Брюсов В. Я. Избранное: Стихотворения. Лирические поэмы. — 2-е изд. — М.: Московский рабочий, 1983. — 287 с.