Сущностное содержание экономической категории «конкурентоспособность региона» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 27.12.2016

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Винокурцева, Е. А. Сущностное содержание экономической категории «конкурентоспособность региона» / Е. А. Винокурцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37484/ (дата обращения: 16.10.2024).



Необходимость проведения региональных экономических исследований по повышению состояния социально-экономического развития является актуальным вопросом и представляет интерес у многих ученых в России и за рубежом.

Одним из индикаторов социально-экономического развития регионов является конкурентоспособность региона.

Целью написания данной статьи является анализ существующих подходов к изучению сущностного содержания понятия «конкурентоспособность региона».

Базой исследования служат научные труды (статьи, монографии) по изучаемой тематике, а также учебная литература по региональной экономике.

Конкуренция регионов является относительно новым объектом анализа, поэтому необходимо выделение основных теоретических подходов к изучению конкурентоспособности регионов, его структуры, сущностного содержания.

Конкуренцию территорий в целом можно определить, как соревнование между регионами в их стремлении завоевать различные целевые группы потребителей местных ресурсов и условия жизнедеятельности.

Имеется также связь между поведением региональных правительств и движением факторов, которые, согласно экономической теории федерализма, являются предметом конкурентных интересов.

Для рассмотрения этого вопроса определим следующие виды межрегиональной конкуренции.

Вертикальная конкуренция — это конкуренция между разными уровнями власти — центральной и региональной, областной и муниципальной — за объем властных полномочий, за большую долю перераспределяемых ресурсов.

Горизонтальная конкуренция осуществляется между регионами одного ранга, например между областями, между городами, между муниципалитетами, за доступ к ресурсам и привлечение мобильных ресурсов.

Факторами (инструментами) вертикальной конкуренции могут служить трансферты, субсидии, налоговые и неналоговые доходы; горизонтальной — миграция, иностранные и внутренние инвестиции. [1; с.16].

При проведенном автором анализе научной литературы выявлены следующие подходы к определению сущностного содержания категории «конкурентоспособность региона».

По словам Б. М. Гринчель [2] конкуренция регионов может существовать в двух формах — активного противодействия другим регионам для получения собственных преимуществ — это конкурентная борьба, которая приносит пользу одному региону, нанося ущерб другому; и в форме улучшения, развития территории для заинтересованного привлечения новых потребителей социально-экономического пространства.

В общем понимании конкурентоспособность расценивается как результативный показатель, характеризующий совокупность различных факторов и условий. К примеру, конкурентоспособность экономики региона во многом зависит от конкурентоспособности его экономических субъектов [4; с.3].

М. Портер характеризует конкурентоспособность региона как производительность использования таких региональных ресурсов, как рабочей силы и капитала, по сравнению с этими же показателями других регионов, которая при этом результативно выражается не только в уровне валового регионального продукта на душу населения и в динамике данного показателя [5; 6].

В российской экономической науке также рассматриваются проблемы конкурентоспособности регионов, особенно в сложившихся условиях сложно протекающих трансформационных процессов. В настоящее время серьезной проблемой считается отсутствие единого мнения в определении понятия «конкурентоспособность региона».

По мнению Винокуровой М. Н. [7] конкурентоспособность региона — это возможность использования региональными товаропроизводителями имеющегося в их распоряжении экономического потенциала региона с достаточно высокой производительностью.

В работе Перского Ю. К. [8] говорится, что конкурентоспособность региона — это достижение регионом успеха в экономическом соперничестве с другими регионами

Конкурентоспособности региона в научной работе Чайниковой Л. Н. [9] дается определение как «Конкурентоспособность региона — это обеспечение высокого уровня и качества жизни населения региона в соответствии с национальными и мировыми стандартами, в условиях инновационного подхода к использованию существующего ресурсного потенциала и его эффективной реализации с целью формирования устойчивых конкурентных преимуществ во всех сферах экономики региона».

При обзоре учебной литературе автором сделан вывод о том, что наряду с оценкой конкурентоспособности регионов необходимо развивать и совершенствовать механизмы экономического роста.

Развитие конкурентоспособности регионов должно быть направлено на выявление пассивной конкуренции между регионами, роста активной конкуренции.

Обеспечение роста конкурентоспособности регионов можно достичь путем анализа кластерного анализа, создания инновационной системы, поступательного развития предпринимательства.

В соответствии с кластерной концепцией конкурентоспособность определенного региона зависит от наличия кластера взаимосвязанных отраслей. Кластеры — сконцентрированные по географическому принципу группы взаимосвязанных предприятий, специализированных поставщиков услуг.

Разработка и реализация инноваций включает в себя отношения научно- исследовательских организаций с предприятиями_ производителями, формирование инновационных структур, таких как бизнес-инкубаторы, технопарки, тренинг-центры. Накопление знаний и создание институтов, способствующих нововведениям, повышает жизнеспособность регионов.

Третья группа факторов, связанная с условиями и темпами развития предпринимательства, включает в себя следующие экономико-географические положения: имидж региона, черты и элементы, объединенные с ментальными характеристиками людей, их поведением, эффективностью взаимодействия и другими институтами конкурентоспособности.

В заключении, следует отметить, что особая роль в повышении уровня конкурентоспособности регионов отводится проведению региональных маркетинговых исследований с целью привлечения в регион инвесторов, создания благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса, привлечение в регион новых потребителей товаров и услуг, усиление известности и имиджа региона.

Литература:

  1. Производственные кластеры и конкурентоспособность региона[Текст]: монография / колл. авт. под рук. Т. В. Усковой. — Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2010. — 246 с.
  2. Гринчель Б. М. Методы оценки конкурентной привлекательности регионов: монография / Б. М. Гринчель, Е. А. Назарова. — СПб: ГУАП, 2014. —244 с.
  3. Зяблицкая Т. С. Конкурентоспособность региона с туристской специализацией [Текст]: монография / Т. С. Зяблицкая, Е. Е. Шваков. — Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2014. — 156 с.
  4. Кузнецова Э. Р., Радостева Э. М. Сущностное и экономическое содержание понятия «конкурентоспособность региона»//Интернет-журнал «Науковедение». Том 7. № 5.2015.с.11.
  5. Портер М. Е. Экономическое развитие регионов / М. Е. Портер // Пространственная экономика, 2007. — № 1. — С. 109.
  6. Портер, М. Конкуренция: пер. с англ. / М. Портер. — М.: Вильямс, 2006. — 608 с.
  7. Винокурова М. В. Повышение конкурентоспособности региона: кластерный подход: монография / М. В. Винокурова. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. — 203 с.
  8. Перский Ю. К. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты: монография / Ю. К. Перский, Н. Я. Калюжнова. — М.: ТЕИС, 2003. — 472 с.
  9. Чайникова Л. Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография / Л. Н. Чайникова. — Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического ун-та, 2008. — 148 с.
  10. Региональная экономика: учебник/ под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова, М.: ИНФРА-М, 2007.- 666 с.
  11. Региональная экономика: учебник. 2-е изд./под ред. Аюпова А. Н. и др., Бишкек: Изд-во КРСУ, 2015. — 374 с.
  12. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие. В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: КНОРУС,2016.- 280 с.
  13. Региональная экономика: учебник / Ю. А. Дмитриев, Л. П. Васильева.- М.: КНОРУС, 2016. — 264 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Конкурентоспособность региона, регион, вертикальная конкуренция, имидж региона, конкуренция регионов, ресурс, сущностное содержание, учебная литература.


Похожие статьи

Сущность и содержание понятия культура предпринимательства

О содержании категории «инвестиционная сфера национальной экономики»

Конкуренция: понятие, виды. Экономическая эффективность конкурентного рынка

Категория «свобода выбора» как философская основа субъект-субъектной парадигмы современного профессионального педагогического образования

Сущность понятия «инновация» как экономической категории

Понятие и роль производственного потенциала в стратегическом развитии организации

Понятие, сущность и классификация кредитоспособности экономического субъекта

Себестоимость продукции животноводства как базовое понятие для экономического анализа

Содержательная основа иноязычной продуктивно-деятельностной компетентности (продуктивный подход)

Феноменология сущности содержания понятия «социальные способности»

Похожие статьи

Сущность и содержание понятия культура предпринимательства

О содержании категории «инвестиционная сфера национальной экономики»

Конкуренция: понятие, виды. Экономическая эффективность конкурентного рынка

Категория «свобода выбора» как философская основа субъект-субъектной парадигмы современного профессионального педагогического образования

Сущность понятия «инновация» как экономической категории

Понятие и роль производственного потенциала в стратегическом развитии организации

Понятие, сущность и классификация кредитоспособности экономического субъекта

Себестоимость продукции животноводства как базовое понятие для экономического анализа

Содержательная основа иноязычной продуктивно-деятельностной компетентности (продуктивный подход)

Феноменология сущности содержания понятия «социальные способности»

Задать вопрос