В статье обоснована необходимость повышения информативности уличной дорожной сети. Выявлено, что большинство дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием пешеходов происходит в темное время суток. Предложены мероприятие по снижению количества ДТП — применение фотоэлектрических панелей.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, пешеходы, темное время суток
Во многих регионах России остро стоит проблема безопасности дорожного движения. Высокую аварийность обуславливают несколько факторов:
– высокая мобильность населения;
– тенденция отказа от общественного транспорта в пользу личного автомобиля;
– существующая уличная дорожная сеть зачастую не справляется с большими и постоянно увеличивающимися транспортными потоками;
– низкий уровень дисциплины участников дорожного движения и другие.
Во многих городах, в частности, в городе Волгоград происходит множество дорожно-транспортных происшествий, причина которых в недостаточном информировании участников движения: пешеходов, пассажиров и водителей. На долю дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешехода в среднем приходится почти четверть всех происшествий, около трети всех жертв ДТП и около пятой части всех раненых. На диаграмме (рис. 1) представлены данные статистики дорожно-транспортных происшествий, классифицируемых как «наезд на пешехода» в Волгограде за 2013–2014 года.
Существуют различные подходы к повышению уровня безопасности дорожного движения. Одним из направлений является повышение информативности уличной дорожной сети, в частности, в темное время суток.
Качественное уличное освещение повышает производительность зрительного аппарата и существенно влияет на снижение числа аварий. Установлено, что общее количество ДТП может быть уменьшено на 30 %, а число происшествий на дорогах государственного значения и в зонах особой опасности (например, на перекрестках) — на 45 % (рис. 2).
Рис. 1. Статистика ДТП, связанных с наездом на пешеходов за 2013–2014 гг. в Волгограде
Рис. 2. Статистика ДТП, связанных с наездом на пешеходов за 2013–2014 гг. в Волгограде
Основное назначение освещения дорог и улиц в тёмное время суток — это обеспечение безопасности движения.
На сегодняшний день существует огромное количество систем освещения автомобильных дорог и пешеходных переходов. Из всего многообразия не составляет труда выбрать подходящую систему для конкретного участка дороги или какого-либо дорожного объекта. Но имеет значение не просто наличие искусственного освещения как такового, важно еще и его качество. Плохо спроектированное освещение может нанести больший вред, чем его отсутствие в том случае, если оно ослепляет водителей или создает неприятный эффект «зебры» на дороге: чередующиеся тёмные и светлые участки.
При проектировании систем освещения пешеходных переходов необходимо учитывать особенности ночного зрения человека. Человек различает объекты благодаря контрасту между объектом и фоном. Если рассматривать освещение автомобильной дороги в целом, данная особенность ночного зрения человека говорит в пользу выбора светильников с натриевыми источниками света.
Недостатки освещения пешеходных переходов, часто встречающиеся на дорогах:
- Отсутствие освещения;
- Слабое освещение;
- Отсутствие светового контраста;
- Слепящее освещение.
Спроектируем освещение пешеходных переходов с учетом вышеизложенных недостатков. Предлагается на загородных дорогах в зонах остановочных пунктов устанавливать системы освещения, состоящие из фотоэлектрических панелей, со следующим принципом работы. По периметру устанавливаются датчики пересечения (направленные диоды, работающие в ИК-диапазоне, и светоприемники, на рис.3 обозначены квадратами). Прерывание ИК-лучей будет свидетельствовать о входе (или выходе) человека в периметр. Для уменьшения числа ошибок параллельно устанавливается датчик присутствия (на рис.3 обозначены кружками).
Рис. 3. Пример использования системы освещения на загородной дороге
Характерный способ установки таких приборов — по обе стороны пешеходного перехода. Дополнительно светильники для пешеходных переходов окрашиваются в чёрно-белый цвет в стиле пешеходных переходов.
При входе человека в периметр от датчиков подается сигнал на контроллер, загорается свет. При выходе человека из периметра включается таймер. Если за время работы таймера человек не появился в периметре с другой стороны дороги, свет гаснет.
Данный принцип работы систем освещения может позволить:
- За счет параллельной работы датчиков разного типа исключить возможность ложного срабатывания системы и дать водителю точную информацию о присутствии или отсутствии людей в зоне остановочного пункта.
- Обеспечить более низкую стоимость системы освещения в сравнении с рассматриваемыми выше, так как:
– видеокамеры дороже датчиков, применяемых в предлагаемой схеме;
– система не будет гореть всю ночь, что позволит экономить достаточно электроэнергии и применять менее мощные, а значит более дешевые солнечные панели.
Таким образом, выполнение грамотного освещения пешеходных переходов позволяет не только повысить безопасность движения, но и создаёт более комфортную обстановку участникам движения — пешеходам и водителям.
Литература:
- Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Официальный веб-сайт Госавтоинспекции МВД России. — 2016. — Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat/, свободный.
- Создание модели процесса наезда транспортного средства на неподвижное препятствие для экспертной оценки ДТП / Ю. Я. Комаров, В. М. Волчков, В. Н. Федотов, А. В. Лемешкин // Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах»: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. — Волгоград, 2008. — Вып. 5, № 8. — C. 35–37.
- Терещук, А. В. Повышение информативности уличной дорожной сети в тёмное время суток / А. В. Терещук, В. В. Горина // Молодой учёный. — 2016. — № 15 (119), ч. II. — C. 201–204.
- ТрансСигнал. Средства организации дорожного движения [Электронный ресурс]. — 2016. — Режим доступа: http://transsignal60.ru/uslugi/obustroystvo-peshehodnyih-perehodov/, свободный.
- Полуэктов, М. В. Оценка эффективности внедрения системы фиксации проезда автомобиля на запрещающий сигнал светофора в Волгоградской области / М. В. Полуэктов, В. В. Горина, Е. Ю. Липатов // Автотранспортное предприятие. — 2015. — № 7. — C. 47–49.