В статье приводятся элементы программы (проекта) подготовки и проведения некоммерческой организацией музыкального мероприятия с целевой аудиторией в лице молодежи населенного пункта. Автор обобщил основные мероприятия музыкального проекта «Опера и балет» с целью популяризации сферы культуры и приобщения молодежи к центру светского театрального искусства.
Ключевые слова: команда проекта, музыкальная сфера, общественность, культурное пространство, социальные медиа
В рамках проведенной работы установлены основные стадии программы (проекта) подготовки и проведения некоммерческой организацией музыкального мероприятия с целевой аудиторией в лице молодежи населенного пункта. Цель музыкального проекта «Опера и балет» заключается в популяризации сферы культуры в части приобщения молодежи к светскому театральному искусству.
Задачи проекта определяются помощью молодежи:
1) в осознании необходимости участия в культуре своего края;
2) в понимании сущности структуры в театральной области, в оперном направлении и т. д.;
3) в росте интереса и пробуждения потребности индивидов в культурной социализации.
При реализации проекта использовались следующие приемы:
− психолого-социального действия;
− манипулятивного метода рекламы и пиара;
− привлечения и взаимодействия с организациями благотворительными, коммерческими, политическими;
− использования имиджа и авторитета известных деятелей шоу-бизнеса и искусства для формирования интереса молодежи.
В итоге сформирован положительный дискурс со стороны общественности, а также возрос интерес к новому образу известного всем культурного наследия.
В рамках изучения особенностей проекта музыкального мероприятия обобщены выводы:
1) в процессе реализации проектов в творческой сфере к работе привлекаются специалисты различных профилей — артисты, певцы, юристы, финансисты, специалисты по продвижению и рекламе, эффект руководства деятельностью рабочей группы зависит от компетентности продюсера проекта;
2) в процессе оценки деятельности рабочей группы проводится оценка показателей выполнения плана — по объему выполненных работ и израсходованных ресурсов. Кроме того, оценивается результативность — количество проданных билетов, а также проводится оценка мнений посетителей.
В этой связи стоит также отметить, что важнейшим элементом подготовки концерта является успешно организованная команда (рабочая группа) проекта, соответствующие PR-ходы, а также телевизионная и радио реклама, подготовленная на базе маркетингового исследования рынка [1].
По данному поводу С. Корнеева, автор монографии «Как зажигают «звезды…», указывает, что процессы подготовки и продвижения проекта в музыкальной сфере условно следует разделять на последовательные и параллельные этапы [2, с. 49]:
− стадию генерации идей;
− этап разработки общей концепции проекта;
− стадию привлечения финансов;
− этап создания проекта с элементами: проведения кастинга, отбора участников-исполнителей, формирования имиджа и стиля, проведения репетиций;
− стадию организаций и проведения пиар кампании (мероприятия стимулирования спроса на композиции и альбом, прямая реклама в СМИ, в эфирах на радио, в показе на телевидении видеоклипов, в промоакциях в Интернете;
− этап запуска проекта с элементами дистрибуции, организации гастрольной и концертной деятельности;
− стадию постпромоушна.
Вместе с этим, рабочие инструменты и формы продвижения включают участие исполнителя в других PR-акциях (проведение презентаций в клубах, организация автограф-сессий), в прочих выступлениях, в участиях в различных фестивалях, в конкурсах, в премиях, в публичных мероприятиях, в пресс-конференциях [2, c. 81].
Роль указанных мероприятий как средств продвижения отмечается многими авторами, поскольку, например, пресс-конференция рассматривается основным способом выстраивания коммуникационной стратегии взаимодействия с целевой аудиторией поклонников и других заинтересованных лиц. Поэтому продюсеры подчеркивают значимость эффективной подготовки пресс-конференции, разработки вопросов и ответов в рамках PR-концепции музыкального проекта согласно ожиданиям целевой аудитории [1], [2], [3].
Схожая схема продвижения обозначена и используется в рамках информативных мероприятий создания «звезды» музыкального продюсера А. В. Коновалова. Его комплекс мероприятий продвижения включает более 30 стадий:
1) начало продвижения позиционированием исполнителя с определением социально-возрастных критериев целевой аудитории;
2) определение образа и имиджа артиста с учетом интереса потребителя;
3) подбор радиостанций, телеканалов, а также печатных изданий, в которых можно представить информацию в отношении артиста и его работы [3, с. 107].
В этой связи А. В. Коновалов указывает, что технология раскрутки исполнителя наполняется теми же приемами и технологиями продвижения, что и перед выборами у депутатов. Продюсер должен сформировать требуемую публикой репутацию для своего артиста в целях быстрого восприятия образа, который уже сформирован и должен соответствовать действиям и внешнему виду исполнителя [3, с. 105].
По данному поводу С. В. Иванов, Е. И. Жданова, Н. В. Кротова отмечают, что менеджеры шоу-бизнеса с учетом возрастных особенностей понимают идеалы подрастающего поколения, которые отражают их мечту. Верно сформулированный идеальный образ исполнителя является первым шагом к популярности, поскольку для молодежи, фанатов главное — это образ, который создан имиджмейкерами и сопровождает исполнителя на протяжении его сценической жизни, поскольку успех образа (имиджа) обусловлен супераншлагами, гигантскими тиражами видео и аудиопродукции. [4, с. 96].
Таким образом, многими последователями и деятелями музыкальной сферы отводится особая роль именно имиджу исполнителя, который оценивается существенным фактором, обеспечивающим высокий уровень популярности, известности, признания публики, средством формирования общественного интереса к артисту и увеличения спроса на соответствующий музыкальный продукт [5, с. 170].
В зависимости от состава продюсерской команды, объема исполняемых задач и соответствующей системы управления категории продюсеров могут включать: генерального, исполнительного, линейного, проектного или креативного продюсера. На рис. 1 приведен состав рабочей группы проекта, их роль и взаимодействие с музыкальным продюсером.
Рис. 1. Состав рабочей группы музыкального проекта
С учетом вышеизложенного, члены рабочей группы рассматриваемого проекта: продюсер, пресс-атташе, PR-директор, арт-менеджер, финансовый менеджер, художественный директор, режиссер, сценарист.
После рассмотрения рабочей группы проекта определены основные мероприятия проекта:
- Создание нового мультимедийного официального сайта проекта. Важными характеристиками нового сайта должны стать: яркий дизайн, соответствующий современному имиджу, удобная навигация, большое количество фото и видео-материалов. Обязательным направлением деятельности должно быть написание и публикация оперативных новостей о событиях проекта, чтобы посетители сайта видели, что рабочая группа ведёт активную деятельность.
- Проведение необычного скандального мероприятия для привлечения внимания широкой общественности. Желательно проводить его в неформальной атмосфере — социальных медиа — с привлечением ограниченного количества журналистов из центральных СМИ, т. к. важно установить дружеские отношения с этими изданиями. Организация тематических интервью с руководством и членами рабочей группы проекта (квартира, машина, домашние животные, отдых, хобби и т. п.), приглашение специалистов в различные вебинары в качестве гостей или экспертов.
- Использование блогов, форумов — сторонних площадок.
- Создание текстов.
- Аналитические мероприятия.
В результате был составлен примерный календарный план проведения следующих мероприятий: организация интервью и эфиров, продвижение рок-концента, информационное наполнение сайта, привлечение PR-агентства, аналитический этап, составление плана PR-кампании, написание пресс-релизов и новостей для сайта, привлечение информационных спонсоров, создание сайта и материалов для сайта, запуск сайта, приглашение журналистов, отслеживание выходов материалов, создание концепции и сценарного плана статусного мероприятия, проведение статусного мероприятия, подготовка отчета (см. табл. 1).
Таблица 1
Примерный календарный план
Эффективность указанных мероприятий определяется по следующим критериям:
− количества потребителей культурных (музыкальных) услуг;
− суммы спонсорского вложения и меценатского участия;
− перечня рекламных позиций в финансировании спонсора;
− экспозиции (числа сообщений и публикаций в СМИ);
− количества посещений целевой аудиторией Интернет-ресурса.
Таким образом, целевой группой проекта является молодежь населенного пункта. Цель проекта — приобщение молодежи к музыкальной культуре. В процессе реализации музыкального проекта была создана рабочая группа, состоящая из четырех блоков: финансового, организационно-правового, креативно-управленческого, PR-блока.
Литература:
- Пригожин И. И. Политика — вершина шоу-бизнеса. — М.: АСТ. 2001. — 318 с.
- Корнеева С. М. Как зажигают «звезды». — СПб.: Питер, 2004. — 318 с.
- Коновалов А. В. Маленькие секреты большого шоу-бизнеса. — СПб.: Питер, 2005. — 195 с.
- Иванов С. В., Кротова Н.В., Жданова Е. И. Управление и экономика в шоу-бизнесе. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 176 с.
- Редько А. М. Продюсирование — форма управления персоналом в музыкальной индустрии// Проблемы современной науки и образования. 2013. № 2 (16). С. 170.