В статье рассматривается актуальные вопросы по проблемам развития становления рынка сферы услуг, сферы рециклинга.
Ключевые слова: характеристика сферы услуг, рециклинг, проблемы
Важнейшей характеристикой современного этапа развития сферы услуг как новой сервисной экономики становится её инновационный характер. Роль сферы услуг в современной экономике обусловлена тем, что в этом секторе формируются основополагающие факторы экономического роста, а именно, новое научное знание, интеллектуальный капитал, информационные технологии, услуги финансового сектора, рециклинга и многое другое.
Развитие новых тенденций в сфере услуг, обусловлено, в том числе, опережающим ростом торговли экологическими услугами над структурными изменениями в глобальной экономике:
– ежегодный прирост в сфере торговли услугами достиг 9,3 %, в то время как прирост в сфере торговли товарами составил только 8,8 %. Экономический кризис оказал меньшее влияние на торговлю услугами, чем на торговлютоварами;
– темпы роста сектора торговли услугами в развивающихся экономиках, таких как страны БРИКС, выше, чем в развитых экономиках Северной Америки и Европы;
– более 50 % доходов от сектора услуг приходится теперь не на традиционные услуги (транспорт и туризм), а на новые, обладающие высокой добавленной стоимостью, например, высокотехнологичные услуги в сфере экологии, телекоммуникаций, использования компьютерной техники, новейших технологий и связанной с ними деятельности, а также научные исследования и опытно-конструкторские разработки, в том числе и разработки в сфере рециклинга;
– глобальный рынок услуг коммерциализирован более чем наполовину, что превышает уровень коммерциализации отдельных национальных рынков услуг.
В реальной доле сектора услуг в российской экономике, следует признать справедливыми выводы о том, что в нашей стране процессы и тенденции, формирующие современную полноценную сферу услуг, находятся в зародышевом состоянии, особенно рециклинга. По степени структурной зрелости сфера услуг России отстаёт от развитых стран примерно на пять-шесть десятилетий.
Как показывает, практика на мировом уровне именно инновации сегодня являются основным фактором, определяющим конкурентоспособность сферы услуг, в том числе и сферы рециклинга. Данную сферу услуг необходимо проектировать и организовывать на региональном уровне, внедрять на рынок услуг и наблюдать за ходом и последствиями ее реализации.
Достаточно показательны в этом плане международные рейтинги, в которых сравниваются экономические и социальные показатели различных 146 стран (таблица 1).
Россия, отстающая от мировых лидеров по содержанию и темпам формирования инновационной экономики, необходимо осуществление модернизации сферы сервиса. Её важнейшим результатом должна стать система обеспечения инновационного развития сферы услуг рециклинга, соответствующая глобальным трендам трансформации мирового рынка и создающая под влиянием сетевого взаимодействия инновационных стейкхолдеров благоприятные условия для быстрой разработки и внедрения сервисных инноваций. Одной из причин низкой конкурентоспособности сферы услуг рециклинга России следует считать низкий уровень её инновационности.
Таблица 1
Место России в международных рейтингах
Показатели |
Место России среди 146 стран мира |
Уровень экономического развития (ВВП в расчёте на душу населения) |
43 |
Реальные доходы на душу населения |
50 |
Индекс социального развития (объединяет показатели уровня реальных доходов, продолжительности жизни и образования) |
65 |
Уровень образования |
40 |
Обеспеченность комфортным жильём (оценка) |
100 |
Средняя продолжительность жизни |
105 |
в том числе мужчин |
130 |
Здоровье нации |
127 |
Качество здравоохранения |
130 |
Услуги рециклинга в России можно нужно рассматривать как услугу-новинку в области производственно-рыночной деятельности данной сферы. Для удовлетворения потребностей населения и повышения эффективности качества «услуг» в сфере рынка услуг необходимо применять разнообразные инновационные технологии.
При внедрении на рынок новых «услуг» в сферу услуг, очень важны подготовительные мероприятия, система внешнего представления, сопроводительные материальные атрибуты, репутация и имя продавца в деловых кругах.
В организационном отношении у продавца рециклинга как услуги возникают две проблемы:
– сложно показать покупателям свою продукцию;
– трудно обосновать клиентам достоинства своей продукции и объяснить им, за что они платят деньги.
Чтобы повысить степень доверия и укрепить желание клиента, продавец услуг вынужден предпринимать ряд соответствующих мер:
– попытаться представить свою услугу в осязаемом виде и максимально повысить восприятие клиентом этой осязаемости;
– подчеркнуть значимость услуги и особенную ценность для конкретного покупателя;
– заострить внимание на прямых и побочных выгодах от предлагаемого обслуживания;
– привлечь к пропаганде своей продукции известную личность, максимально использовать благоприятную ситуацию (событие) или применить оригинальные методы продвижения и реализации.
Инновациям в сфере рециклинга на базе новых технологий необходимо пройти через три стадии: разработка, внедрение нового продукта и его распространение.
По мнению экспертов аналитического центра McKinsey и многих ученых, для нашей страны проблема состоит не в нехватке новых идей, а в медленном распространении более эффективных и производительных инноваций среди российских компаний. Прослеживается ряд серьёзных факторов, затрудняющих непосредственное внедрение инноваций в практику сферы рециклинга в России, включая следующие:
– высокая стоимость и длительные сроки окупаемости нововведений;
– высокий экономический риск, связанный с разработкой нового продукта и его внедрением в производство;
– неопределённость сроков инновационного процесса;
– недостаток собственных средств у предприятий вообще и у предприятий сферы сервиса (малых и средних) в частности для утилизации и переработки отходов;
– недостаток финансовой поддержки инновационной деятельности со стороны государства;
– недостаток законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих инновационную деятельность;
– неразвитость инновационной инфраструктуры;
– низкий инновационный потенциал у значительной части малых и средних предприятий рециклинга.
Для совершенствования сферы услуг рециклинга в соответствии с глобальными трендами России нужна особая система обеспечения инновационного развития, основанная на адекватной нормативно-правовой и инфраструктурной поддержке и стимулирующая рост рынка высокотехнологичных услуг по переработке и реализации производственных и бытовых отходов.
При этом необходимо учитывать ряд специфических черт сферы услуг на Российском рынке, обусловливающих особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.
Рынок сбора и вывоза твердых бытовых отходов в сфере рециклинга остается привлекательным сегментом российского рынка. По прогнозам аналитиков, средние темпы роста российского рынка рециклинга в 2010–2015 гг. составят не менее 12,8 % в денежном выражении.
Дальнейшее развитие сферы рынка рециклинга невозможно без существенных инвестиций в модернизацию производственной базы и оптимизации технологий сбора и вывоза твердых бытовых отходов, которые позволят увеличить прибыльность компаний и улучшить экологическую обстановку в регионах РФ.
Основными проблемами, с которыми сталкивается российский бизнес в сфере рециклинга, являются:
– дорогостоящее импортное оборудование и технологии, аналогов которым отечественная промышленность не выпускает;
– отсутствие инвестиций и системы льгот;
– отсутствие четкой законодательной базы;
– высокая цена на вывоз отходов на легальные полигоны;
– высокие экологические требования;
– высокая себестоимость сортировки — 35–40 долларов за тонну.
Рынок рециклинга характеризуется наличием различных барьеров входа на рынок. При анализе основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по вывозу, переработке и захоронению твердых бытовых отходам служат:
- административные ограничения;
- экономические и организационные ограничения.
Примером административных барьеров может также служить процедура получения земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.
Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги переработке твердых бытовых отходах.
Литература:
- Официальный портал администрации города Омска [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.admomsk.ru/web/guest/city/urban-planning/masterplan/transport.
- Федеральная служба государственной статистики по Омской области. Российский правовой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://omsk.gks.ru/
- ГОСТ 30772–2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. Введ. 01.07.2002 -М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2002
- Амелинг Д. Рециклинг стали промышленное использование ресурсов и охрана окружающей среды /Д. Амелинг // Черные металлы, — 2000, № 12, С. 58–62.
- Садовничая И. О. Экономические и экологические аспекты эксплуатации полигонов по переработке бытовых отходов.//Научный вестник МГИИТ, 2011. № 6.