Актуальность исследования феномена психологического здоровья обусловлена большим количеством стрессовых ситуаций в профессиональной и личной жизни каждого человека. Многие люди не удовлетворены своей профессией, своими взаимоотношениями с окружающими, жизнью в целом, что приводит к ухудшению психологического здоровья, а в некоторых случаях — соматического здоровья. Такой вектор развития общества является негативным, поэтому необходимо искать пути решения проблемы сохранения психологического здоровья личности.
На протяжении долгих лет психологическое здоровье личности рассматривалось только в рамках медицинских наук, таких как психиатрия и неврология. Психологическое здоровье считалось «бесплатным приложением» к соматическому здоровью, которому уделялось основное внимание. Началом другого подхода к пониманию психологического здоровья стали теории З. Фрейда, который рассматривал многие психические нарушения как следствие конфликтов, происходящих внутри личности, влияющих на жизнь и благосостояние и здоровых людей в том числе. Он считал, что все негативные эмоциональные состояния (депрессия, тревожность и др.) являются субъективной стороной этих конфликтов, возникающих при нестыковке целей, которые ставит перед собой человек, и средств их достижения. Следствием этого в последние десятилетия психологическое здоровье личности стало предметом исследования различных наук о человеке и обществе, и, прежде всего, психологии.
Психологически здоровая личность представляет собой самоактуализирующегося человека [5, с. 356], адекватно воспринимающего реальность, умеющего принимать самого себя и других людей, адекватно оценивать окружающую действительность. Для такой личности характерны спонтанность, естественность, рефлексивность, умение находиться в одиночестве, при этом чувствуя себя комфортно. Также, психологически здоровая личность независима от окружения, она способна интересоваться новым, находить неординарное решение жизненных задач. Такая личность отличается философским чувством юмора, креативностью, получает удовольствие от своей деятельности и находится в гармонии с собой и окружающим миром.
Мы согласны с определением А. В. Шувалова, который понимает психологическое здоровье как состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни [8, с. 89].
В целом анализ литературы позволяет выделить ряд существенных признаков, используемых современными психологами при описании психологического здоровья личности:
- Осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром.
- Полнота «включенности», переживания и проживания настоящего, пребывание в процессе.
- Способность к совершенствованию наилучших выборов в конкретной ситуации и в жизни в целом.
- Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком.
- Глубинная событийность как способность человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его.
- Чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состояние осознавания и следования своим главным интересам и наилучшему выбору в ситуации.
- Ощущение собственной дееспособности «Я могу».
- Социальный интерес или социальное чувство (в терминологии А. Адлера), то есть заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постоянное внимание к тому, что рядом — живые люди.
- Состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический, жизнерадостный настрой как интегральное следствие всех перечисленных выше качеств и свойств психологически здоровой личности, Это состояние не стоит путать с состоянием ригидности, «зашоренности» стереотипами и шаблонами. Наоборот, это состояние гибкого, но устойчивого баланса в динамичном, со значительной степенью неопределенности, жизненном мире [5, с. 440].
Подводя итоги вышесказанного можно говорить о том, чтопсихологически здоровая личность стремится к саморазвитию, свободе, состоянию счастья. Такая личность отличается вовлечённостью в процесс жизни, стабильностью, творческим потенциалом.
Нарушенияпсихологическогоздоровья необязательнопринимаютвиддушевногостраданияили деструктивного поведения, проявляющегосяв социальнойдезадаптированностиилиасоциальныхдействиях. Напротив, людимогутуспешноприспосабливатьсяк различнымситуациям, производитьблагоприятноевпечатление, преуспеватьи избегатьповодовдлявнутреннегодискомфорта. Психологическоездоровье, в своюочередь, неисключаеттревогии растерянности, сомненийи заблуждений, конфликтови кризисов. Состояниепсихологическогоздоровьяимеетопределенную парадоксальность, т. е.здоровьеи нездоровьесоприсутствуютв видепротивоборствующихсубъективныхтенденцийи смысловыхсодержаний, каждоеизкоторыхможетпреобладатьв отдельныемоментыжизни [8, с. 89].
Наиболееосновательнопредставленияо психологическомздоровьезакрепилисьсредиспециалистовобразования. Длясистемыобразованияпроблемапсихологическогоздоровьясводитсяк вопросуо том, «что и ктообразуетсяв развитии?», и это воспринимается как значимость его результатов и новообразований, каксубъективныйнастройи духовныйобликстановящегосячеловека. Поэтомупсихологическоездоровьев первуюочередьявляетсянедиагностическим, а контекстнымпонятием, фокусирующимпедагогови специалистовнапрофессиональнойсверхзадаче. В образовании — этоприоритетразвитияребенкакакчеловека: помочьвстатьначеловеческийпутьразвитияи устоятьнанем. И речьздесьнеидеттолькообусвоениизнаний, уменийи навыков, о развитииегоиндивидуальности [5, с. 445].
Чтобыобеспечивать личности человеческиеусловияразвития для поддержания психологического здоровья, необходима определенная система, с помощью которой это могло бы реализоваться. Мы предлагаем развивать в личности субъектность.
Под субъектностью в современной психологии понимается свойство человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования; специфичность субъектного ‒ авторская постановка и решение задач, определение приоритетных действий и поступков, личностное определение отношения к решаемым задачам, самоопределение своей позиции по отношению к миру, людям и самому себе; есть особые личностные качества, связанные с активно-преобразующими свойствами и способностями (активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, способность к рефлексии, интернальность, креативность, коммуникативность в ракурсе принятия и понимания другого, целостность и др.); высокий уровень функционального развития [1, с. 59].
Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности. Наиболее употребительным в психологии является выражение «субъект деятельности». В таком контексте использовал категорию «субъект» Б. Г. Ананьев [2, с. 142]. Он отмечал, что «человек — субъект прежде всего основных социальных деятельностей — труда, общения, познания». Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т. д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.
Вместе с тем понятие субъекта в психологии рассматривается в более широком контексте — как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей. Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.
Мы понимаем субъектность как свойство личности к преобразованию (внешний вектор-творчество) и самодетерминации, самообусловливанию (внутренний вектор-смыслообразование), в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю. Выше сказанное позволяет утверждать, что субъект как социокультурное явление выходит за пределы социальной личности. Логично также заключить, что именно в этом порыве выхода за пределы заданного — главное назначение субъектности как личностного свойства. В этом ключе субъектность личности становится механизмом личностного саморазвития, выхода за собственные пределы, полигоном человеческих возможностей.
Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т. д.
Понятие субъектности потенциально включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность. Отсылаясь к словам А. В. Брушлинского [4, с. 270], следует упомянуть, что: «Человек как субъект это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного».
Субъект как целостность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. Чтобы человек встал в отношение к своей жизнедеятельности, она должна быть ему дана как несовпадающая с ним; должен случиться выход за пределы непосредственного, натурального течения жизни. Однако собственно органических, врожденных органов «выхода» у человека нет. Имеющиеся же телесные способности позволяют человеку лишь сливаться, совпадать со своей жизнедеятельностью.
Особую область исследования составляет поиск субъектных свойств личности. В отношении их определения в науке не сложилось однозначного представления. Субъектными свойствами человека, как считает К. А. Абульханова-Славская [1, с. 83], являются активность, способности к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию. Исследователи включают в структуру субъектности такие ее атрибутивные характеристики как активность, рефлексия, свобода выбора, уникальность, принятие другого, саморазвитие, осознанность, активность, автономность.
К. А. Абульханова-Славская [1], А. К. Осницкий [7] рассматривают активность личности как центральный компонент субъектности. Активность выступает ядром, основой структурной организации субъекта.
Субъектная позиция и устремления опираются на достижения, способности выразить себя. Характерно на данном отрезке жизни стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя. Сопротивление обстоятельствам, стремление к волевым усилиям побуждает активность, направленную на построение образа себя в мире, что наиболее реализуемо в деятельности, так как он не только осуществляет ее, но и планирует, организует, а также управляет ею. Причем изменения, происходящие во внешнем мире, являются предпосылкой и условием для самоизменения (становления) самого человека. Непосредственно деятельность позволяет выявить его субъектную составляющую, что непосредственно связано со становлением его субъектной позиции. Как мы уже отмечали, деятельность представляет собой форму связи субъекта с миром, включает в себя два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом и изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя все более широкой части предметного мира. Подросток, открывая пространственно-временные ценности культуры, обнаруживает широту культурного пространства, за счет соизмерения ценностных смыслов при глубоком осмыслении и осознании им.
Итак, основу понятия «субъектность» составляют следующие характеристики: активность; диспозиционность, проявляющаяся в отношении «к жизни как к личной проблеме», в «отношении человека к себе как к деятелю», в способе интерпретации действительности. Субъектность как интегративное качество личности выступает фактором устойчивости личности и способствует ее сохранению от профессиональных деформаций, создает основу внутренней гармонии, высокой работоспособности, определяет жизнеспособность и профессиональную и личностную продуктивность.
Таким образом, можно говорить о том, что через развитие субъектных свойств можно поддержать психологическое здоровье личности, так как субъектность предполагает наличие тех компонентов в личности, которые необходимы для того, чтобы личность оставалась психологически здоровой. Также, необходимо отметить, что в качестве центрального образования субъекта выступает активность особого качества и способность ею распоряжаться, то есть мы говорим об осознанной саморегуляции внешней и внутренней активности. Данное свойство является, по нашему мнению, наиболее важным как для субъектности в целом, так и для развития психологически здоровой личности.
Литература:
- Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — С. 56–98.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. 4-е издание / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2010. — 288 с. — (Мастера психологии). — Библиогр.: С. 134–152.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович — СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 398 с. — (Мастера психологии). — Библиогр.: С. 376–389.
- Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский. — М.: 2003. ‒ С. 266–279.
- Дубровина, И. В. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. ‒ М.: ТЦ Сфера, 1997. — С. 439–448.
- Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. — С. 350–367.
- Осницкий, А. К. Психологические механизмы самостоятельности / А. К. Осницкий. — М.: Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. — С. 48–89.
- Шувалов, А. В. Психологическое здоровье человека / А. В. Шувалов // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология — 2009. Вып. 4 (15). — С. 87–101.