Методики изучения жизненного цикла организации и их анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 01.01.2017

Статья просмотрена: 1010 раз

Библиографическое описание:

Однокоз, В. Г. Методики изучения жизненного цикла организации и их анализ / В. Г. Однокоз. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 236-237. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37607/ (дата обращения: 18.12.2024).



Жизненный цикл организации — это стадии, которые должен пройти хозяйствующий субъект за промежуток своей «жизнедеятельность». Его стадиями являются: рождение, стабилизация, спад и ликвидация (возрождение). Теория получения баланса между комплексом и средой является методологическим базисом цикла. Смысл принципа, который заложен в базисе изучения понятия жизненного цикла организации, это достижение постепенного баланса между внешней средой (взаимоотношения внутри отдельных слоев организации, вид профилирующего объекта хозяйствования, которые может определить для компании ее набор рынка, а также ее контрактную систему, включая такие аспекты, формирование которых происходит вне этой среды) и, конечно же, внутренней среды (включают в себя такие характеристики, которые могут быть определены руководством, это, например: направление работы предприятия, структурный состав, план, то, в каких отношениях состоит коллектив, и прочие аспекты).

Только благодаря динамическому типу равновесия, у хозяйствующего субъекта может быть стабильная структура. Все это благоприятствует условиям для ее существования в пространстве и во времени. Когда предприятие входит в нестабильное состояние, то это начинает вести к постепенному разрушению предприятия, а в дальнейшем и к его последующей ликвидации.

То есть, смыслом этого является то, что предприятие — это субъект хозяйствования, который функционирует лишь на определенном (конкретном) промежутке времени. И этот конкретный промежуток времени может как быть увеличенным, так и быть уменьшенным. На данную закономерность влияет временной период, за время которого этот хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность [1]. Этот промежуток может занимать как пару дней, так и сотни лет.

В своих трудах О. Лавизина постаралась дать осмысление социальной природе предприятия и рассмотреть все возможности для управления жизненным циклом предприятия при помощи управления социальной составляющей организации.

Лавизина выдвинула предположение, касающейся типизации стадий ЖЦО. Она сделала акцент на биологические подходы и подчеркнула 4 этапа, в которые входили: этап «становления», этап «развития», этап «зрелости» и, конечно же, этап «старости» [2]. Также в своих работах она освятила такие аспекты, как занятие предприятием свое ниши на рынке и уровень многообразия видов конкуренции в нем. Ее мнение создает принципиально новую цепочку новых элементов, которые помогают точно определить, на каком из этапов находится предприятие на данный момент. Хотя, эта теория и не дает каких-либо новых изменений в само понятие ЖЦО. То есть, все внимание в данной концепции, как, в принципе, и в большинстве других, в основном сосредоточен на характере изменений, количестве этапов, а также их длительности и на признаках.

Существует и другая теория, она основывается на том, что для понятия ДЦО нужно создать совершенно новую систему позиций. Эта система позволит понять не только, каким образом функционирует наше предприятие и развивается, но также и то, что происходит с самим хозяйствующим субъектом в этот промежуток времени. Группа ученых, поддерживающих эту концепцию, считают, что само понятие «предприятие» в качестве системы есть не что иное, как управление» [3]. Но оно не может быть раскрыто в полной мере. Предприятие в теориях ЖЦО может принимать вид первичного элемента анализа, чье развитие может быть не изученным.

Люди, которые работают в организации, предстают лишь как нужные объекты, либо как ресурсы для осуществления деятельности. При создании теории управления предприятием социальные аспекты организации имеют значения только для стимулирования. Примером этого могут являться: Проекты Г. Минцберга, который посвятил их структурам; Модель эволюции организационных способностей, представленная К. Кристенсеном; Концепцию эволюции культуры и лидерства, которую сформулировал Э. Шейн.

Хмелькова Н. В., Попов Е. В. разработали модель жизненного цикла организационной рутины: С системно-интеграционной точки зрения организационные изменения реализуются как трансформация всей многослойной пирамиды внутренней среды организации в целом, при условии, что каждый уровень имеет собственную скорость преобразований [4].

На момент создания организации существует только сам организм предприятия, и, чтобы он начал работать, нужно вложить в него некоторое количество ресурсов, которые необходимы для хозяйствующего субъекта, чтобы дать возможность ему достигнуть определенного результата, который будет подходить для определенного (малого) количества клиентов.

Предприятие начинает свое становление, начинает организовывать пути продажи своих услуг и продукции. Основной целью является обеспечение предприятия достаточным количеством необходимых ему ресурсов, а также умение грамотно конкурировать в своем секторе экономике [5]. Самое важное на этой стадии это анализ внешней и внутренней среды, а также своевременное обладание объективной информацией.

На этапе стабилизации предприятие начинает претерпевать изменения. Начинают появляться новшества, происходит внедрение инноваций, определяется четкая цель, стоящая перед организацией. Начинается более организованное и размеренное планирование. Происходит процесс прогнозирования результатов деятельности хозяйствующего субъекта. Также, расширяется трудовой состав, приглашаются специалисты.

На этапе спада, когда предприятие достигает предела своих возможностей либо полностью удовлетворяет свои запросы, то предприятие концентрируется на возможностях и путях удержания рынков. Это этап, который характеризуется стремительным падением сбыта и снижением прибыли; организация вынуждена искать новые. Стадия спада организации может быть определена как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов на занятом рынке или в исчезновении рынка.

На этапе ликвидации происходит насыщение рынка, и спрос на продукцию, производимую предприятием, резко снижается. На данном этапе становится нужен высококвалифицированный персонал. В предприятии постепенно начинается разлад. Перед ней возникает задача создания принципиально нового пути. Если соответствующие меры приняты не будут, компания либо ликвидируется, либо будет поглощена, так как не сможет конкурировать.

Литература:

  1. Акулов В. — «Теория организации» — Москва, ПетрГУ, 2009 год
  2. Алексеева М. М., — «Планирование деятельности фирмы». — М.: ФиС Финансы и статистика, 2003;
  3. Богданов А. А., — «Всеобщая организационная наука», — Экономика, 2009 год;
  4. Лафта Дж.К., — «Эффективность менеджмента организации». — 1999год;
  5. Попов Е., Хмелькова Н., — «Эволюционная теория предприятия». — 2002 год.
Основные термины (генерируются автоматически): хозяйствующий субъект, предприятие, промежуток времени, этап.


Задать вопрос