В данной статье рассмотрена процедура создания организации, ведущей деятельность по оказанию возмездных юридических услуг, а также проанализированы нормативные правовые акты, которыми прямо или косвенно регулируется такая деятельность. В данной работе не рассматриваются те аспекты деятельности в правовой сфере, которые законодательно закреплены исключительно за институтом адвокатуры и нотариата. Выявлено минимальное участие государства в осуществлении контроля за данной коммерческой деятельностью. Рассмотрена государственная программа «Юстиция» и ее возможное влияние на коммерческую сферу юридических услуг.
Ключевые слова: коммерческие юридические услуги, создание юридической организации, контроль за юридическими услугами
This article describes how to create a company operating activity on rendering of commercial legal services, as well as analysis of normative legal acts, which directly or indirectly regulated by such activities. In this work does not address those aspects of activity in the legal sphere, which legislatively fixed solely institution advocacy and state notary's office. Revealed minimal government involvement in the control of commercial activities in the field of law. Studied the state program «Justice» and its possible impact on the commercial sphere of legal services.
Keywords: commercial legal services; the creation of a legal company; control of legal services
На данный момент в Российской Федерации оказание юридических услуг является не просто весьма востребованной деятельностью, но и рентабельной возможностью использования своих способностей. В организации, оказывающие такие виды услуг на возмездной основе, часто обращаются юридические и физические лица. Однако не все имеют для этого финансовые возможности, не смотря на то, что право на юридическую помощь гарантировано каждому Конституцией. Но в этом и кроется отличие юридической помощи от юридических услуг.
Юридическая помощь специалиста необходима большинству граждан, в связи с тем, что изменяющиеся законы и часто нечеткие нормы законодательства вызывают необходимость в грамотных разъяснениях, дать которые могут только профессиональные юристы. Следовательно, существует необходимость подробного рассмотрения процедуры создания коммерческих организаций, ведущих деятельность в области оказания юридических услуг, а также законодательных требований, предъявляемых к деятельности таких организаций, прежде всего, требований, обеспечивающих высокий профессионализм и качество оказываемых услуг.
Собственно, процесс создания любой организации начинается с идеи, изучения спроса и предложения, а также ознакомления с требованиями, предъявляемыми к реализуемым услугам.
Спрос и предложение в сфере предоставления юридических услуг в каждом субъекте РФ будет обладать своими отличиями, зато процедура регистрации и законодательно установленные требования к организации и осуществлению такой деятельности будут общими для всех, поэтому подробнее остановимся на рассмотрении именно таких моментов.
В первую очередь, еще до подачи необходимых документов для осуществления государственной процедуры регистрации, обязательно нужно определиться с организационно-правовой формой компании и адресом, по которому будет осуществляться ее регистрация. На данный момент в Российской Федерации наиболее распространенной и удобной формой является общество с ограниченной ответственностью (ООО), но существует и менее популярная форма — акционерное общество. Порядок учреждения таких обществ установлен соответствующими федеральными законами. [7;8] Также оказывать юридические услуги населению может и индивидуальный предприниматель. Его статус и порядок регистрации регламентирован рядом нормативных правовых актов: ГК РФ, НК РФ, Федеральным законом № 129-ФЗ. [6]
При создании организации (или регистрации предпринимателя) немаловажным будет выбор адреса регистрации. Для предпринимателя адресом регистрации будет являться адрес его места жительства. А для организации это будет адрес, по которому находится ее «постоянно действующий исполнительный орган». [6] Также есть возможность в качестве адреса юридического лица использовать адрес нахождения помещения, здания или сооружения, которое принадлежит учредителю на праве собственности либо ином законном основании (например, по договору аренды).
После выбора адреса, по которому будет осуществлена регистрация, необходимо организовать сбор пакета документов для подачи в регистрирующий орган по месту нахождения предприятия. Согласно законодательству, [10] таким регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба.
Для осуществления государственной регистрации организации оказывающей юридические услуги, перечень документов не будет отличаться от стандартного, можно упомянуть только сумму государственной пошлины в размере 4000 рублей, [4] а также необходимость указать в «заявление о государственной регистрации юридического лица» [12] код ОКВЭД. Согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2), [13] для организации оказывающей юридические услуги — это будет код 69.10 «Деятельность в области права». Для предпринимателя пакет документов также не будет отличаться от стандартного. Сумма госпошлины составит 800 рублей, [4] а код по ОКВЭД в заявлении о регистрации для предпринимателя желающего оказывать юридические услуги будет аналогичен коду для юридического лица.
Свидетельство о государственной регистрации можно получить спустя три рабочих дня. Также существует возможность того, что регистрирующий орган откажет в регистрации. Изучив законодательство, [6] приходим к следующему выводу: причины отказа носят формальный, общий для всех субъектов, характер.
Проанализировав федеральные законы, устанавливающие пакет необходимых документов для осуществления процедуры государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, можно сделать вывод о том, что процедура создания индивидуального предпринимателя более проста, первоначальные затраты меньше, но в соответствии с законодательством индивидуальный предприниматель, как гражданин, ведущий коммерческую деятельность без образования юридического лица, «отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание». [3] Юридическое лицо, напротив, формирует существенно больший пакет документов и несет больше первоначальных затрат, но отвечает по своим обязательством только имуществом, принадлежащим организации.
Теперь необходимо выяснить, нужны ли какие-либо дополнительные разрешения для ведения «деятельности в области права». В соответствие с Федеральным законом о лицензировании, [9] положения которого содержат исчерпывающие перечни работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, коммерческая деятельность в области права не требует специальных разрешений. Логичным выводом будет то, что наличие какого-либо юридического образования у руководителя или наемного работника такой организации, для оказания юридических услуг также не требуется. Но из всей сферы возможных юридических услуг можно выделить сегмент защиты прав и законных интересов в суде, в котором все же существует ряд ограничений и требований, предъявляемых к организациям, занимающимся профессиональной деятельностью в области права. Таким ограничением будет являться требование ч. 1 ст. 55 Кодекса административного судопроизводства РФ [2] к представителям в суде по административным делам о наличии у них высшего юридического образования. Аналогичные требования содержаться и в ряде Кодексов профессиональной деятельности тех или иных представителей юридической профессии. Есть они и в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в РФ» от 21.11.2011 № 324-ФЗ. Еще одним из немногих существенных ограничений является предусмотренная в ч. 2 ст. 49 УПК РФ [1] необходимость наличия у защитника при производстве уголовного дела статуса адвоката. Правда, при производстве у мирового судьи по ходатайству обвиняемого в качестве защитника может выступать «иное лицо», требования к которому не оговорены.
Попытку ограничить сферу коммерческой деятельности в области права можно увидеть в Федеральном законе об адвокатуре, [5] где статья 4 устанавливает для организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления возможность в гражданском и административном судопроизводстве иметь в качестве представителя только адвоката или работника состоящего в штате. Но продолжение этой же статьи «если иное не установлено федеральным законом» делает данное ограничение ничтожным.
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы, что процедура создания и регистрации организации, ведущей деятельность в области права, достаточно проста и не требует значительных материальных затрат. Ограничений и требований, предъявляемых к деятельности таких организаций немного, и все они сосредоточены в сегменте защиты прав и законных интересов лиц в суде. Контроль за предоставлением юридических услуг коммерческими организациями законодательно не установлен, и в своей деятельности организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие данный вид услуг, могут руководствоваться лишь общими нормами, предусмотренными в Налоговом и Гражданском Кодексах РФ.
В заключение можно сказать о существовании государственной программы «Юстиция», [11] целями одной из подпрограмм которой, является упорядочивание сферы оказания квалифицированной юридической помощи в правовой области, а также структурирование рынка оказания юридических услуг. Для достижения данных целей, программой ставиться задача по развитию рынка в сфере профессиональных юридических услуг и повышения качества и доступности данного вида услуг для всех слоев населения. Конечно, в первую очередь положения программы касаются института адвокатуры, но существует достаточно высокая вероятность, что с принятием в 2017 г. федерального закона, предусмотренного мероприятиями программы «Юстиция», и направленного на стандартизацию рынка профессиональной юридической помощи, деятельность коммерческих организаций, оказывающих услуги в области права, претерпит серьезные изменения.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ:. Принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 22.11.2001: Одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. 05.12.2001: в ред. от 22.11.2016 // Рос. газ. № 249. — 2001. — 22 дек.
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ: Принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 20.02.2015: Одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 25.02.2015: в ред. от 03.07.2016 // Рос. газ. № 49. -2015. — 11 марта.
- Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ: Принят Государственной Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 21.10.1994: в ред. от 03.07.2016// Рос. газ. № 238–239. — 1994. — 08 дек.
- Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ: Принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 19.07.2000: Одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 26.07.2000: в ред. от 30.11.2016 // Собр. законодательства Рос. Федерации — 2000. № 32, ст. 3340.
- Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федер. закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ: Принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 26.24.2002: Одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 15.05.2002: в ред. от 02.06.2016 // Рос. газ. № 100. — 2002. — 05 июня.
- О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федер. закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ: Принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 13.07.2001: Одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 20.07.2001: в ред. от 03.07.2016 // Рос. газ. № 153–154. — 2001. — 10 авг.
- Об обществах с ограниченной ответственностью: Федер. закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ: Принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 14.01.1998: Одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 08.01.1998: в ред. от 03.07.2016 // Рос. газ. № 30. — 1998. — 17 фев.
- Об акционерных обществах: Федер. закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ: Принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 24.11.1995: в ред. от 03.07.2016 // Рос. газ. № 248. — 1995. — 29 дек.
- О лицензировании отдельных видов деятельности: Федер. закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ: Принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 22.04.2011: Одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 27.04.2011: в ред. от 30.12.2015 // Рос. газ. № 97. — 2011. — 06 мая.
- Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: Постановление Правительства Рос. Федерации от 30.09.2004 № 506: в ред. от 12.11.2016 // Собр. законодательства Рос. Федерации — 2004. — № 40. ст. 3961.
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»: Постановление Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 № 312: в ред. от 23.04.2016 // Собр. законодательства Рос. Федерации — 2014. — № 18 часть II, ст. 2158.
- Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств: Приказ ФНС Рос. Федерации от 25.01.2012 г. № ММВ-7–6/25@: Зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2012 г. № 24139. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 44. — 2012. — 29 окт.
- ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности: утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст: в ред. от 26.08.2016: [Электронный ресурс] www.consultant.ru [сайт] // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 21.11.2016).
- Ахтямова Е. В., Субхангулов Р. Р. Особенности юридической услуги как объекта гражданских прав // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. № 3–1 [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-yuridicheskoy-uslugi-kak-obekta-grazhdanskih-prav (дата обращения: 26.12.2016).
- Баскакова Д. В. К вопросу о коммерческой направленности юридических услуг // Юриспруденция. — 2010. № 2 [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kommercheskoy-napravlennosti-yuridicheskih-uslug (дата обращения: 26.12.2016).
- Данилова В. А. Юридические и правовые услуги как формы оказания квалифицированной юридической помощи в России. // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2010. № 10. -С. 58–61.
- Муранов А. И. Принципиальная допустимость адвокатской монополии в свете актов Конституционного суда и Конституции РФ. // Закон. — 2009. № 4. -С. 53–71.