Стрессу подвергается каждый человек независимо от его пола, возраста, рода деятельности и социального статуса. На сегодняшний день в России не производилась статистика подверженности общества стрессу. В настоящее время большинство работ посвящено рассмотрению профессионального стресса, в то время, как исследования, направленные на изучение отношения к стрессу студентов, отсутствуют, изучаются лишь отдельные составляющие категории «отношение». Важным является изучение отношения к стрессу студентов-первокурсников, которые сталкиваются с новыми условиями обучения, требующими от них больше самостоятельности, ответственности и самоорганизации. Следует отметить, что не все студенты оказываются готовы к решению многочисленных проблем и задач, возникающих перед ними. В любом случае обучение в высшем учебном заведении — это стресс для многих студентов.
Ключевые слова: отношение к стрессу, стресс, экзаменационный стресс, стрессогенные факторы, студенчество
Студенчество как отдельная возрастная и социально-психологическая категория выделена в науке сравнительно недавно — в 1960-х годах. Ленинградская психологическая школа под руководством Б. Г. Ананьева осуществляла исследования психофизиологических функций взрослого населения. В качестве возрастной категории студенчество можно соотнести с периодами развития взрослого человека, где студенчество является переходной фазой от созревания к зрелости и понимается в качестве поздней юности и ранней взрослости в границах от 18 до 25 лет [1].
Отличительной особенностью обозначенного периода являются сложности в становлении черт личности, рассмотренные Б. Г. Ананьевым, А. В. Дмитриевым, И. С. Коном, В. Т. Литовским, З. Ф. Есаревой и др. Характерная черта развития нравственности в студенческом возрасте, опосредуется усилением сознательных мотивов в поведения. Заметным является укрепление целеустремленности, решительности настойчивости, самостоятельности, инициативности, умения владеть собой, то есть тех качеств, которые ранее, в период обучения в старших классах наблюдались в недостаточном объеме.
Происходит повышение интереса относительно моральных проблем: целей и образа жизни, долга. Совместно с этим, учеными в рамках возрастной психологии отмечается совершенствование способности личности осуществлять сознательную регуляцию собственного поведения. Если в 17–19 лет развитие этой способности наблюдается не в полной мере (подвергание себя немотивированному риску, неумение прогнозировать результаты своих действий), то в 19–20 лет личность становится более ответственной [1].
Л. Д. Столяренко говорит о том, что данный период характеризуется наступлением пика в развитии интеллектуальных возможностей; наблюдается стабилизация в характере; устаивается мировоззрение; развивается смелость и решительность в принятии решений; происходит развитие самостоятельности, критичности и самокритичности. Л. Д. Столяренко, отмечает противоречивость самооценки, что приводит к внутренней неуверенности, которую сопровождают резкость, скептицизм. Существующее критическое и ироническое поведение, направленно по отношению к преподавателям и в целом к режиму учебного заведения [5].
Специфические особенности студенчества, в качестве социальной группы, характеризуют особые условия жизни, трудовой и битвой деятельности; социальное поведением и система ценностных ориентаций. Основными чертами, которые отличают студенчество от других групп, возможно рассмотрение социального престижа, активного взаимодействия с разнообразными социальными классами, осуществление поиска смысла жизни, стремление реализовать новые идеи.
Используя за основу подходы Ю. М. Кондратьева [3] и С. А. Багрецова [2], представляется возможным выделить характерные особенности студентов на каждом этапе обучения, начиная с первого курса и заканчивая последним.
На первом курсе студенческая группа выступает в качестве субъекта общения. Высокий уровень развития занимают эмоциональные и волевые стороны личности. На начальном этапе находится формирование группового сознания и самосознания, перцептивного единства. Отмечается малая форсированность целенаправленности и мотивированности в совместной деятельности: отсутствие четкого распределения задач и обязанностей. Наблюдается преобладание делового лидерства над эмоциональным.
Второй курс характеризуется осуществлением совместной деятельности, процессы адаптации завершаются, однако целенаправленность развита в недостаточном объеме. В связи с чем, взаимоотношения способны оказаться неблагополучны.
Сам факт поступления в высшее учебное заведение способствует укреплению веры студентов относительно собственных сил и способностей. Второй и третий курс нередко актуализирует сомнения о верном выборе профессионального рода деятельности. При этом окончание третьего курса характеризуется развитию профессионального самоопределения. Возможно, возникновение мыслей в дальнейшем отказаться от работы по выбранной специальности.
На третьем курсе происходит выбор специализации, где общая студенческая группа разбивается на малые подгруппы. В общении доминирующую роль занимает субъект совместной деятельности. Авторитетное место отводится официальным лидерам учебных групп для их членов. Складывается авторитет официальных лидеров.
Четвёртый курс характеризуется доминированием взаимоотношений, пристраиванием отношений относительно существующих симпатий, что связано с приближающимся окончанием обучения.
Пятый курс, обычно является завершающим. В связи с чем, на первый план выходит выраженная критичность по отношению к себе. Сложившаяся система взаимоотношений в студенческой группе постепенно приходит к своему распаду.
Становясь студентом, личность может испытывать разнообразные трудности, которые, вероятно, связаны как с обучением в высшем учебном заведении, так и с личностной организацией студента.
Обучаясь на первом курсе, студент может быть подвержен стрессу, который связан с переменами в его жизни, такими как новая среда обитания, новые порядки и люди. Происходит осознание того, что детство подошло к концу, теряется связь с одноклассниками и на смену им приходят новые люди. Некоторым студентам приходится покидать родной дом и переезжать в другой город, это означает отдаление от родных и близких людей, также вероятны трудности с финансами.
Студент в своей учебной деятельности связан с эмоциональными переживаниями, ему приходится преодолевать трудные ситуации изо дня в день, особенно остро это наблюдается в период сессии.
К факторам, способствующим развитию стресса можно отнести дефицит времени, конфликтные ситуации с одногруппниками, близкими людьми и преподавателями, плохую успеваемость, необходимость совмещать работу и учебу, чрезмерно большой объем изучаемого материала, недостаток сна.
Для учебного стресса характерны избыточное напряжение тела и умственное переутомление, снижение эмоционального и интеллектуального потенциала, которые могут привести к психосоматическим заболеваниям. Существуют данные о том, что стресс долгое время воздействующий на организм в повседневной жизни сказывается на психическом и физическом здоровье более негативно, чем стресс, воздействующий меньшее время, но имеющий большую интенсивность.
Одной из разновидностей учебного стресса является экзаменационный стресс, который имеет более резко выраженную форму. По мнению Ю. В. Щербатых, экзаменационным стрессом является частная форма психического стресса, нередко обуславливающая экзаменационный невроз и представляется, как несомненный психотравмирующий фактор [7].
В большинстве случаев экзамен является психотравмирующим фактором, учитываемым в клинической психиатрии для определения характера психогений, а также классификации неврозов. В последние годы стало известно, что экзаменационный стресс негативно воздействует не только на нервную систему студентов, но и на сердечнососудистую и иммунную.
Во время ожидания экзамена студент испытывает психологическое напряжение, которое проявляется в различных формах психической активности, таких как страх перед преподавателем или же негативной оценкой своего выступления.
Выделяют две причины стресса перед экзаменом. Первая — неуверенность в качестве своих знаний, которая подразделяется на ложную и истинную. Ложная неуверенность есть боязнь неизвестного, где студент может побороть ее, обсудив процесс сдачи экзамена с людьми, которые сдали его ранее, или же с экзаменатором для выяснения всех нюансов экзамена. Истинная, в свою очередь, вызвана недостаточной подготовленностью студента. Решением в этом случае может быть более качественная подготовка. Второй причиной является переоценка значимости экзамена [6].
Обусловленный вышеизложенными причинами стресс может вызвать серьезные негативные последствия и отрицательно повлиять на психическое здоровье человека, то есть привести к дистрессу.
Литература:
- Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста. — Л: ЛГУ, 1974. — 328 с.
- Багрецов С. А. Диагностика социально — психологических характеристик малых групп с внешним статусом. — СПб.: Лань, 1999. — 640 с.
- Кондратьев Ю. М. Социальная психология студенчества: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. —160 с.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: [учеб. пособие для вузов] / Л. Д. Столяренко. — Изд. 6-е; стер. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 541 с.
- Столяренко. Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 510 с.
- Щербатых Ю. В. Психология страха. — М.: Эксмо-пресс, 2001. — 416 с.
- Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — С. 53–56.