Методика работы над алгоритмической задачей как способ формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Методика работы над алгоритмической задачей как способ формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики / В. А. Масленкова, К. Г. Горячева, Д. А. Пешкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30.1 (134.1). — С. 27-32. — URL: https://moluch.ru/archive/134/38681/ (дата обращения: 16.11.2024).



Приведём пример методики работы с алгоритмической задачей.

алг закрасить клетки

дано | Т-образная стена

надо| закрасить все клетки вокруг стены

23

Разработка алгоритма совместно с учениками

Вопросы, обобщение учителя

Ожидаемые ответы

Обстановка

(учитель на доске изображает начальную обстановку)

1) Какова начальная обстановка на поле Робота?

Робот находится в левом верхнем углу, около стены.

C:\Users\Анна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\23.jpg

2) Обсудим общие идеи – как Робот может выполнить задание?

  1. Закрасить клетки сверху горизонтальной стены;
  2. Спуститься вниз, закрашивая клетки;
  3. Закрасить клетки снизу горизонтальной стены;
  4. Закрасить клетки справа от вертикальной стены;
  5. Перейти на другую сторону стены, закрашивая клетки;
  6. Закрасить клетки слева от вертикальной стены;
  7. Закрасить клетки снизу горизонтальной стены;

Вернуться в исходное положение, закрашивая клетки.

3) Какое условие продвижения Робота вправо выберем (какие датчики есть у Робота)?

Пока снизу стена, красить

4) Для того чтобы наше условие продвижения робота работало, что необходимо сделать?

Сделать шаг вправо

Ученик у доски закрашивает клетки

7777

5) Где окажется робот после выполнения команды?

В конце горизонтальной стены, на пустой клетке.

Ученик у доски закрашивает клетки

555

6) Как закрасить клетки сбоку от стены?

Пройти вниз на две клетки, закрашивая их.

Ученик у доски закрашивает клетки

222

7) Какое условие продвижения Робота влево выберем?

Пока слева свободно, красить

Ученик у доски закрашивает клетки

454545

8) Какое условие продвижения робота вниз?

Пока слева стена, красить

Ученик у доски закрашивает клетки

C:\Users\Анна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\8888.jpg

9) Что необходимо сделать дальше?

Перейти на другую сторону стены и закрасить клетки под стеной.

Ученик у доски закрашивает клетки

21134476

10) Какое условие продвижения Робота вверх выберем?

Пока сверху свободно, красить

Ученик у доски закрашивает клетки

565665

11) Какое условие продвижения выберем дальше?

Пока сверху стена, красить

Ученик у доски закрашивает клетки

454777

12) Как нам вернуться в исходное положение?

Закрасить текущую клетку, сделать шаг вверх и закрасить.

Ученик у доски закрашивает клетки

C:\Users\Анна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\6666.jpg

Итак, идея нашего алгоритма:

 Закрасить клетки сверху горизонтальной стены;

 Закрасить клетки сбоку от горизонтальной стены;

 Закрасить клетки снизу горизонтальной стены;

 Закрасить клетки справа от вертикальной стены;

 Закрасить клетки снизу вертикальной стены;

 Закрасить клетки слева от вертикальной стены;

 Закрасить клетки снизу горизонтальной стены;

 Вернуться в исходное положение, закрашивая клетки.

Модель частей алгоритма в форме блок-схемы

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек сверху горизонтальной стены (рис.2). Что мы делаем сначала?

Шагаем вправо.

Что идет дальше?

Цикл «пока»

Что пишется в ромбике?

Условие

Какое у нас условие?

Пока снизу стена

Если условие выполняется?

Закрашиваем клеточку, затем идем вправо

Если условие не выполняется?

Конец цикла

Сколько раз выполнится условие?

C:\Users\777\Desktop\1а.PNG

Рис.1. Блок-схема для алгоритма закрашивания клеточек сверху горизонтальной стены

Измените этот алгоритм, чтобы робот закрашивал клеточки снизу от горизонтальной стены.

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек справа от вертикальной стены. Что мы делаем?

Цикл «пока»

Какое у нас условие?

Пока слева стена

Если условие выполняется?

Закрашиваем клеточку, затем идем вниз

Если условие не выполняется?

Конец цикла

Сколько раз выполнится условие?

C:\Users\777\Desktop\2а.PNG

Рис.2. Блок-схема для алгоритма закрашивания клеточек справа от вертикальной стены

Итак, сколько всего будет циклов в нашей программе?

Напишите алгоритм возвращения робота в исходное положение.

Запись алгоритма решения задачи на алгоритмическом языке

использовать Робот
алг закрасить стену

. дано| Т-образная стена
. надо| закрасить все клетки вокруг стены
нач
. вправо
. нц пока снизу стена
. . закрасить
. . вправо
. кц
. закрасить
. вниз
. закрасить
. влево
. нц пока слева свободно
. . закрасить
. . влево
. кц
. нц пока слева стена
. . закрасить
. . вниз
. кц
. закрасить
. влево
. закрасить
. вверх
. нц пока сверху свободно
. . закрасить
. . вверх
. кц
. нц пока сверху стена
. . закрасить
. . влево
. кц
. закрасить
. вверх
. закрасить
кон

Проверка понимания алгоритма и правильности алгоритма

Как вы думаете, будет ли выполняться алгоритм, если поменять длину стен? Проверьте на компьютере.

C:\Users\777\Desktop\апп.PNG

Литература:

  1. Информатика. 7-9 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Я.Н. Зайдельман. — М.: Дрофа, 2001. — 336 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010, № 1897; URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.
Основные термины (генерируются автоматически): горизонтальная стена, клетка, вертикальная стена, алгоритм закрашивания клеточек, исходное положение, Какое условие продвижения Робота, стен, доска, ученик, Т-образная стена.


Похожие статьи

Методика работы над алгоритмической задачей в процессе обучения школьников информатике

Методика работы над алгоритмической задачей как средство подготовки обучающихся по информатике

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи

Технология деятельностного подхода на уроках информатики при изучении темы «Программирование решений»

Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Методические рекомендации по обучению учащихся 7 классов решению задач по информатике на развитие алгоритмического мышления в рамках деятельностного подхода

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Похожие статьи

Методика работы над алгоритмической задачей в процессе обучения школьников информатике

Методика работы над алгоритмической задачей как средство подготовки обучающихся по информатике

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи

Технология деятельностного подхода на уроках информатики при изучении темы «Программирование решений»

Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Методические рекомендации по обучению учащихся 7 классов решению задач по информатике на развитие алгоритмического мышления в рамках деятельностного подхода

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Задать вопрос