Предмет: Информатика
Класс: 10-11
Образовательная область – Межпредметный
Количество часов: 36
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место курса в образовательном процессе:
Курс «Современные веб-сервисы в творческих профессиях» — элективный курс для учащихся 10 классов школ. Курс предназначен для учащихся гуманитарного профиля. Курс рассчитан на 36 часов, и является межпрофильным.
Актуальность курса: Этот курс направлен на выработку практических умений навыков работы в современных веб-сервисах, которые позволят людям творческих профессий редактировать продукты творчества он-лайн, создавать интересные и необычные презентации, видео-ролики, рекламные брошюры и так далее. В учебной деятельности это может помочь при необходимости представления результатов деятельности и структурирования информации в визуальной форме, созданию совместных продуктов не выходя из дома (каждый за своим компьютером). Курс может способствовать дальнейшему самообразованию.
В процессе обучения учащиеся ознакомятся с различными веб-сервисами, выберут наиболее удобный именно для них. Большая часть курса рассчитана на выполнение практических заданий, теоретическая часть курса занимает не большую часть.
Цели изучения курса
Образовательные: Сформировать целостное представление об использовании различных веб-сервисов в творческих профессиях.
Развивающие: Развитие аналитического мышления, обобщения и систематизации в процессе сравнения веб-сервисов.
Воспитательные: Воспитание элементов правовой культуры в области использования веб-сервисов. Воспитание ответственности за результаты своей работы в коллективе, адекватная оценка своего вклада в общее дело.
Формируемые Компетенции |
|
Ключевые общеобразовательные (общеучебные умения, способы деятельности; универсальные учебные действия) |
Общекультурная компетенция – освоение правового аспекта информационной культуры. |
Учебно-познавательная компетенция – умение сравнивать, анализировать творческий продукт по заданным критериям. |
|
Информационная компетенция – умение самостоятельно искать, отбирать информацию по заданным критериям. |
|
Коммуникативная компетенция – освоение навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение отстаивать свою точку зрения. |
|
Компетенция личностного самосовершенствования - формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения. |
|
Предметные компетенции (предметные умения, способы деятельности) |
Навыки работы в веб-сервисов Понимание принципов работы веб-сервисов. Опыт работы в веб-сервисов. Опыт работы в различных веб-сервисов. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ п/п |
Название темы |
Количество часов (теор./ практ.) |
1. |
Вводное занятие |
1 (1/0) |
2 |
Современные веб-сервисы |
10 (1/9) |
2.1. |
Основные понятия |
2 (1/1) |
2.2. |
Принцип работы с веб-сервисами |
2 (0/2) |
2.3. |
Поиск информации о различных веб-сервисов |
2 (0/2) |
2.4. |
Упрощение жизни, благодаря использованию веб-сервисов(эссе) |
1 (0/1) |
3. |
Сравнение веб-сервисов |
12 (2/10) |
3.1. |
Сравнительный анализ предложенных веб-сервисов |
2 (1/1) |
3.2. |
Сравнение процессов работы в каждом веб-сервисе |
3 (0/3) |
3.3. |
Выявление сходств и различий предложенных веб-сервисов |
3 (0/3) |
3.4. |
Выбор своего веб-сервиса и его презентация |
3(0/3) |
3.5. |
Рекламный проект программного средства на выбор |
2(0/2) |
4. |
Работа в веб-сервисах |
11 (1/10) |
4.1. |
Выбор проекта:
|
2(1/1) |
4.2. |
Работа над выбранным проектом |
6 (0/6) |
4.3. |
Презентация проекта |
2(0/2) |
4.4. |
Обсуждение проделанной работы |
1(0/1) |
5. |
Итоговое занятие |
2(0/2) |
5.1. |
Рефлексия |
1(0/1) |
5.2. |
Дебаты |
1(0/1) |
ВСЕГО: |
36 (5/31) |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. «Вводное занятие»
Презентация целей, задач и содержания элективного курса. Нацеливание учащихся на конечный результат по итогам курса, сбор информации и формирование собственного мнения для участия в дебатах. Мотивация учащихся на работу в течение курса. Презентация критериев оценивания работы для учащихся. Нацеливание учащихся на сохранение своих работ и формирование собственного портфеля достижений. Совместная установка правил поведения в течение курса. Проведение занятия в виде лекции с элементами эвристической беседы.
2. «Современные веб-сервисы»
Изучение основных понятий и принципов работы в веб-сервисах для реализации совместной деятельности. Принципы поиска информации. Как веб-сервисы могут помочь в жизни.
Изучение таких веб-сервисов: Google Docs, Draft, typewrite,StackEdit, Penflip, Authorea. Эти сервисы предназначены для совместной работы, создания и редактирования документов. Учитель предаставляет ресурсы, на которых можно ознакомиться с теорией и особенностями применения данных сервисов. Именно эти веб-сервисы понадобятся ученикам для создания своей итоговой работы. Принципы поиска информации. Как веб-сервисы могут помочь в жизни.
Основным видом деятельности в этом разделе является исследовательская работа учащихся. На первом уроке, где учитель предоставляет критерии для поиска информации, используется поисковый метод. Учитель, имея готовые критерии, направляет учащихся, задавая наводящие вопросы, на самостоятельное формулирование критериев. Возможно изменение списка критериев, если учащиеся обнаружат неважный критерий или придумают другой и докажут его важность.
Результатом работы этого раздела является краткий экскурс в виде эссе, из которого видно, насколько полно и целостно усвоен учащимися пройденный материала. В эссе учащиеся отражают своё отношение к использованию веб-сервисов в будущемс( пригодятся они им? Какие именно?). А так же планируют свою дальнейшую деятельность в курсе.
По окончанию этого раздела учащиеся создают свой портфель достижений, в который они будут вкладывать свои работы. И первой работой является эссэ. Важным требованием является наличие и сохранение всех готовых работ, так как портфель достижений является важным элементом итогового оценивания учащихся.
3. «Сравнение веб-сервисов»
Основным видом деятельности данного раздела является репродуктивная деятельность учащихся, кроме этого используется аналитическая деятельность и эвристическая беседа.
Первый урок в этом разделе является вводным, где с помощью эвристической беседы учитель обращается к жизненному опыту учащихся. Обсуждается вопрос важности умения работать с современными веб-сервисами. Рассматриваются 6 веб-сервисов: Google Docs, Draft, typewrite,StackEdit, Penflip, Authorea.
На практических занятиях учащимся предлагается поработать в каждом сервисе, выявить «+» и «-» каждого сервиса, выбрать подходящий именно для него веб сервис и по итогу составить сравнительную таблицу веб-сервисов. Так же учащиеся презентуют свой веб-сервис, создав в нем рекламную брошюру, выбранного ими веб-сервиса, и объяснив, почему они выбрали именно его. Работа проходит в группах, в этих группах учащиеся будут работать постоянно.
По окончанию этого раздела учащиеся пополняют свои портфели достижений всеми работами, выполненными в течение занятий(сравнительная таблица и рекламная брошюра). Важным требованием является наличие и сохранение всех готовых работ, так как портфель достижений является важным элементом итогового оценивания учащихся.
4. «Работа в веб-сервисах»
Основными видами деятельности данного раздела, как и предыдущего, являются репродуктивная деятельность учащихся, аналитическая деятельность и эвристическая беседа. Учащимся снова предлагается выбрать один из 6 ,предложенных изначально, веб-сервисов, для выполнения проекта. После выбора наиболее удобного веб-сервиса, учащиеся делятся на группы и выбирают тему из предложенного учителем списка –
1. Статья о походе на выставку/совместная статья для иллюстрированного журнала
2. Написание онлайн-пьесы
3. Ментальный анализ юридических документов
4. Анимационная карта ключевых военных действий Второй Мировой войны.
После выбора темы, учащиеся приступают к формированию практических навыков работы с наиболее оптимальным, по их мнению, веб-сервисом.. Работают в группах, совместно редактируют, дополняют друг друга, с помощью выбранного веб-сервиса. Затем учащиеся подготавливают презентацию проделанной работы(своего проекта).
По окончанию этого раздела учащиеся пополняют свои портфели достижений своим проектом. Важным требованием является наличие и сохранение всех готовых работ, так как портфель достижений является важным элементом итогового оценивания учащихся.
5. «Итоговое занятие»
Итогом элективного курса является презентация каждым учащимся собственных достижений, то есть работ, сделанных учащимися в течение курса (их портфелей достижений). Такой вид работы поможет самим учащимся и их коллегам оценить проделанную работу, увидеть результаты.
Кроме этого повторение и обобщение всего пройденного теоретического материала происходит посредством участия в дебатах. В течение курса у учащихся сложится собственное мнение и отношение к использованию веб-сервисов в творческих профессиях, появятся его сторонники и противники. В этом случае деление на две группы для проведения дебатов можно доверить самим учащимся, которые будут руководствоваться своими интересами. В противном случае, учителю следует самому определить группы, или воспользоваться жребием, каждый из учащихся получает свою роль, в соответствии с которой будет представлять интересы того или иного веб-сервиса.
Важным условием проведения дебатов, является непрерывность процесса, таким образом, два урока, рассчитанные на это мероприятие, должны стоять друг за другом.
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И СПОСОБАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование умений и навыков работы в веб-сервисах для совместного выполнения работы, в частности создание и совместное редактирование. Воспитание таких качеств, как работа в группах, индивидуальная работа – способность планировать и анализировать собственную деятельность.
КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
№ |
Тема |
Цель контроля |
Вид контроля |
1 |
Эссе « Упрощение жизни с помощью веб-сервисов |
Диагностика |
диагностирующий контроль |
2. |
Работа в различных веб-сервисах |
Диагностика овладения умениями и навыками работы в различных web-сервисах. |
корректирующий контроль |
3. |
таблица сравнения веб-сервисов |
диагностика |
корректирующий контроль |
3. |
проект «реклама вашего веб-сервиса. |
выбор своего веб сервиса посредсвом сравнения его с др. и представления классу. |
диагностирующий контроль. |
4. |
Работа над выбранным проектом. |
корректирующий контроль. |
|
5. |
Презентаци своих проектов |
Оценивание и самооценивание результатов работы в течение курса. |
Итоговый контроль. |
10. |
Дебаты. |
Обобщение и систематизация знаний изученных на протяжении всего курса. |
рефлексивный контроль. |
ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс разработан для учащихся старшей школы, таким образом, основываясь на возрастные особенности учащихся, была сформирована система контрольно-оценочной деятельности. Ведущей деятельностью учащихся старших классов является учебно-профессиональная деятельность. Учащиеся умеют анализировать и систематизировать информацию, этот навык нужно укреплять и развивать.
Кроме того у учащихся этого возраста сильно развита критичность мышления, поэтому целесообразно использование исследовательского метода, результатами которого является проект-презентация.
Большая часть времени курса рассчитана на практическую деятельность, отработку умений и навыков с целью овладения технологией работы с веб-сервисами. Все выполненные работы оцениваются самими учащимися, для учителя обязательно их наличие. На одном из последних уроков, после окончания всех практических работ учащиеся представляют свои достижения, таким образом, и сам учащийся и учитель и другие учащиеся могут оценить проделанную работу и увидеть результат и прогресс.
В заключение курса учитель проводит дебаты. Это обосновано тем, что учащимся в этом возрасте хочется высказывать и отстаивать свое мнение.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Информационные ресурсы
- веб-сервис Google Docs
- веб-сервис Draft
- веб-сервис typewrite
- веб-сервис StackEdit
- веб-сервис Penflip
- веб-сервис Authorea.
- Новик М. Технология групповой работы. - (Электронный ресурс). - http://www.znanie.org/jornal/n3/st_tehnol_grup_rab.html
- Тим О’Рейли. Что такое Веб 2.0. // Компьютерра Online 2005. – Режим доступа: http://www.computerra.ru/Authors/233481/ .
- Совместное редактирование и совместная работа над документами [Электронный ресурс]. URL: https://support.office.com/ru-ru/article/Совместное-р..
Программно-аппаратные ресурсы
● Методические особенности организации учебно-познавательной деятельности
Основными методами, используемыми в течение курса, являются продуктивный, репродуктивный, исследовательский метод и эвристическая беседа.
Эвристическая беседа используется учителем на теоретических занятиях. Очень многое в программе основывается на исследовании, учащиеся самостоятельно изучают, исследуют незнакомые им веб сервисы, на основе чего делают выводы, анализируют и систематизируют информацию.
Продуктивный метод используется при систематизации материалов, полученных при аналитической деятельности.
Особенности коммуникационного взаимодействия
На вводном занятии учитель совместно с учащимися устанавливает правила поведения на уроке. Предполагается, что атмосфера в классе будет дружеской, но рабочей. Учитель в классе является помощником для учащихся, к которому они при возникновении проблем могут обратиться. Учащиеся могут общаться друг с другом, но их общение должно проходить в рамках темы урока, а так же не мешать другим учащимся работать. Так же приветствуется взаимопомощь и взаимовыручка на уроке.
Дидактические средства обучения, в том числе и на основе ИКТ
- Критерии сравнения веб сервисов:
- Простота использования
- Требования к знаниям при использовании веб сервисов
- Интуитивность интерфейса
- Легкость обучения и использования
- Локализация (руссифицированность)
- Задания(проекты)
- Примерные вопросы, обсуждаемые в ходе дебатов:
- В чем вы видите плюсы использования веб-сервисов в творческих профессиях?
- Каким образом веб-сервисы могут помочь и упростить жизнь творческого человека?
- Какие проблемы могут возникнуть при применении веб сервисов?
- Какой веб сервис выбрали вы? Почему?
Критерии оценивания итогового проекта
Критерий |
Уровни |
|
Базовый |
Повышенный |
|
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем |
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь учителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного |
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета |
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки |
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регулятивные действия |
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена на итоговом занятии; Некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержкеучителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося |
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Коммуникация |
Продемонстрированы навыки оформления проектной работыа также подготовки презентации. Все ученики в группе отвечают на вопросы |
Тема ясно определена и поеснена. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Представленная итоговая работа вызывает интерес. Все ученики группы свободно отвечает на вопросы |
Уровень |
Отметка |
Количество баллов |
Базовый |
«удовлетворительно» |
4 (по одному за каждый критерий) |
Повышенный |
«хорошо» |
7-9 |
«отлично» |
10-12 |
Литература:
- Информатика. 7-9 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Я.Н. Зайдельман. — М.: Дрофа, 2001. — 336 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010, № 1897; URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.