Цель урока: формирование представлений о геометрических телах: шар, конус, цилиндр и их элементы. Научить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемых фигур.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Задачи:
Обучающие: сформировать представление о цилиндре, конусе и шаре.
Развивающие: развивать логическое мышление для сознательного восприятия учебного материала, внимание, зрительную память, грамотную математическую речь.
Воспитательные: воспитание познавательной активности, положительной мотивации к изучению предмета.
Результаты:
Предметные: распознают на чертежах и рисунках цилиндр, конус, шар и их элементы; распознают в окружающем мире модели этих фигур.
Метапредметные: отбирать информацию, полученную из разных источников, выделять и формулировать познавательную цель, планировать общие способы работы.
Личностные: развитие навыков сотрудничества, установка на поиск способов решения математических задач.
ХОД УРОКА:
(1 урок)
1 Этап. Организационный момент. (2 мин)
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
2 Этап. Актуализация знаний. (5 мин)
-Кто напомнит нам формулу, по которой вычисляют длину окружности?
-А площадь круга?
- Чему равно число пи?
- Все необходимое для решения заданий мы вспомнили.
3 Этап. Первичное закрепление знаний во внешней речи (30 мин)
Решают следующие задачи:
- Площадь круга S=25π, какова длина радиуса данного круга?
- Диаметр круга равен 10,6 см. Определи площадь этого круга (с точностью до десятых).
- Колесо на расстоянии 1256 м сделало 500 оборотов. Найдите диаметр колеса. Ответ дайте в метрах.
- Диаметр компакт диска равен 12 см. Найдите длину окружности этого диска.
- Чему равна площадь циферблата часов, если длина минутной стрелки равна 4,5 см? Ответ округли до целых.
- Диаметр основания царь-колокола, находящегося в Московском Кремле, равен 6,6 м. Найдите площадь основания. Ответ округлите до десятых долей метра.
- Вычислить площадь заражённой территории, если от места утечки газа до границы очага по радиусу 250 метров.
Если затрудняются, подходят и спрашивают. Желающие могут у доски. Выполнение заданий на применение полученных знаний.
4 Этап. Рефлексия деятельности (2-5 мин)
- Ребята, чем мы сегодня на уроке занимались?
- Возникли ли у вас трудности при изучении этой темы?
- Все ли теперь понятно?
(2 урок)
1 Этап. Организационный момент. (2 мин)
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
2 Этап. Постановка учебной задачи. (3 мин)
Показываю баночку, шапку и мячик, спрашиваю, на какие геометрические фигуры похожи эти предметы.
Формулируем тему «Цилиндр. Конус. Шар»
3 Этап. Построение проекта выхода из затруднения детьми (открытие нового знания) (15 мин)
Откройте учебник на странице 157, тут даны вопросы к параграфу.
- Найдите ответы на эти вопросы и отметьте их карандашом в учебнике, на эту работу у вас 15 минут.
4 этап. Реализация проекта. (7 мин)
Провести опрос по найденным ответам. Помочь найти ответы тому, кто не справился.
Опрос:
- Как можно получить цилиндр в результате вращения прямоугольника?
- Объясните, что называют основанием, боковой поверхностью, высотой, образующей цилиндра.
- Из каких фигур состоит развёртка цилиндра?
- По какой формуле вычисляют площадь боковой поверхности цилиндра?
- Как можно получить конус в результате вращения прямоугольного треугольника?
- Объясните, что называют основанием, боковой поверхностью, высотой, образующей, вершиной конуса?
- Как можно получить шар в результате вращения полукруга?
- Как называют поверхность шара?
- Объясните, что называют центром симметрии, диаметром, радиусом шара.
- Какие тела вращения вы знаете?
5 Этап. Первичное закрепление знаний во внешней речи (12 мин)
Выполнение заданий на применение полученных знаний. Номера из учебника: 767-771 (Сколько успеем до конца).
6 Этап. Рефлексия деятельности (1 мин)
- Ребята, какая сегодня была тема урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Что вы научились сегодня делать?
- Возникли ли у вас трудности при изучении этой темы?
- Запишите домашнее задание в дневник: склеить из бумаги конус.
Литература:
- Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2014.-304с. : ил.