Связь защитно-совладающего поведения родителей младших школьников со стилем семейного воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 28.12.2016

Статья просмотрена: 299 раз

Библиографическое описание:

Андреева, А. Р. Связь защитно-совладающего поведения родителей младших школьников со стилем семейного воспитания / А. Р. Андреева, Н. С. Борзилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37257/ (дата обращения: 19.12.2024).



Семья является первым воспитательным институтом, являющимся важным фактором личностного, интеллектуального, духовного развития человека. От стабильности семейной среды может зависеть эмоциональная уравновешенность и психическое здоровье не только родителей, но и ребенка. В связи с тем, что основное влияние на развитие личности человека имеет семья (родители, в том числе и родственники), то немало важным моментом является непосредственно воспитательная способность родителей, а также их защитно-совладающее поведение, которое определяет успешную или неуспешную адаптацию в самых различных жизненных ситуациях.

К настоящему времени выполнен ряд исследований по изучению проблем механизмов психологических защит и копинг-поведения А. И. Еремеева, И. М. Никольская, Р. М. Грановская [1] и др. З. Фрейд впервые использовал термин «защита», под которым понимал средство разрешения борьбы Эго (Я) против болезненных импульсов Ид (Оно), выполняющее функцию «снятия внутреннего конфликта». Если психологическая защита носит более бессознательный характер, то «копинг» включает широкий спектр человеческой активности, от бессознательных защит до целенаправленного преодоления каких-либо стрессовых событий. По мнению С. К. Нартова-Бочавер [2], «копинг» — это индивидуальный способ взаимодействия с возникшей ситуацией в соответствии с ее логикой, важностью в жизни индивида, а также его психологическими способностями. Изучению семейных отношений и влияния стилей семейного воспитания на детей посвящены работы таких авторов, как В. Б. Агакий, А. Я. Варга, О. А. Карабанова, Ю. М. Минияров, Л. Б. Шнейдер и др. В частности, Е. А. Овсяникова и Н. С. Ткаченко [3] изучали влияние детско-родительских отношений на выбор подростками копинг-стратегий. Однако недостаточно работ, которые изучают и раскрывают связь защитно-совладающего поведения родителей младших школьников со стилем семейного воспитания, что и определило актуальность настоящего исследования.

Мы предположили, что существует связь между защитно-совладающим поведением родителей младших школьников и их стилем семейного воспитания, а именно использование неосознаваемых защитных механизмов и непродуктивных копинг-стратегий родителями приводит к выбору нарушенных стилей семейного воспитания, таких как гиперпротекция, чрезмерность требований (обязанностей) и минимальность санкций.

В контексте нашего исследования для решения поставленных задач использовались следующие методики: Опросник «Индекс жизненного стиля», разработанный Р. Плутчиком с соавторами, адаптированный Л. И. Вассерманом с коллегами; методика «Индикатор копинг-стратегий», автор Д. Амирхан, адаптированна Т. Л. Крюковой; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса. Статистическая обработка данных проводилась с использованием U-критерия Манна-Уитни и rs-Спирмена на основе SPSS — 17. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 31» г. Белгорода. В нем приняло участие 25 полных семей. Общее количество респондентов составило 50 родителей, из них 25 матерей и 25 отцов младших школьников.

С целью выявления гендерных различий в выборе зашитно-совладающего поведения родителей младших школьников и стиля семейного воспитания был проведен статистический анализ данных с применением U-критерия Манна-Уитни. В результате были получены следующие данные, представленные в таблице 1. Выявленные статистически значимые различия по таким показателям, как «отрицание» (U=162,500; p≤0,01), «замещение» (U=174,000; p≤0,01), «дистанцирование» (U=186,000; p≤0,1), «самоконтроль» (U=139,000; p≤0,01), «поиск социальной поддержки» (U=81,500; p≤0,01), «гиперпротекция» (U=75,000; p≤0,01), «чрезмерность требований (обязанностей)» (U=104,000; p≤0,01), «минимальность санкций» (U=138,000; p≤0,01), «расширение сферы родительских чувств» (U=147,500; p≤0,01), «воспитательная неуверенность» (U=186,500; p≤0,1), означают, что между отцами и матерями существуют различия в выборе защитно-совладающего поведения и стилей семейного воспитания.

Таблица 1

Результаты статистического анализа показателей защитно-совладающего поведения родителей младших школьников истиля семейного воспитания

Показатели защитно-совладающего поведения истилей семейного воспитания

Изучаемые показатели в %

Uэмп

мать

отец

Отрицание

31,50

19,50

162,500***

Замещение

19,96

31,04

174,000***

Дистанцирование

20,44

30,56

186,000*

Самоконтроль

18,56

32,44

139,000***

Поиск социальной поддержки

34,74

16,26

81,500***

Гиперпротекция (Г+)

35,00

16,00

75,000***

Чрезмерность требований (обязанностей) (Т+)

17,16

33,84

104,000***

Минимальность санкций (С-)

32,48

18,52

138,000***

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ)

32,10

18,90

147,500***

Воспитательная неуверенность (ВН)

20,46

30,54

186,500*

Примечания: * — p ≤ 0,1: ** — p ≤ 0,05; *** — p ≤ 0,01

Так для матерей, воспитывающих младших школьников, более свойственно в преодолении внутренних конфликтов отрицать фрустрирующие, вызывающие тревогу ситуации, или же разрешать возникшие проблемы путем привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска эмоциональной, информационной и действенной поддержек. Для отцов, воспитывающих младших школьников, более характерна разрядка подавленных эмоций (враждебность, гнев), которая направляется на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. В преодолении негативных переживаний отцам свойственно стремление к самообладанию, сдерживать эмоции, снижать значимость возникшей стрессовой ситуации, и тем самым степень эмоциональной включенности в нее. Также были выявлены различия в выборе стилей семейного воспитания, так, матери младших школьников достаточно много внимания, времени и сил уделяют своему ребенку. В то время как отцы, наоборот, предъявляют достаточно большие, непомерные и не соответствующие возможностям ребенка, требования, что не только не содействует развитию его личности, а, напротив, ставят ребенка под угрозу, а также чаще испытывают неуверенность в воспитании своих детей.

С помощью коэффициента корреляции rs-Спирмена были обнаружены тесные корреляционные связи между показателями защитно-совладающего поведения родителей младших школьников и стилями семейного воспитания. Между показателем стиля семейного воспитания «гиперпротекция» и показателем защитно-совладающего поведения «отрицание» (r=0,346, p≤0,01), «регресс» (r=0,333, p≤0,01), «конфронтация» (r=0,283, p≤0,01), «поиск социальной поддержки» (r=0,527, p≤0,01) и «бегство-избегание» (r=0,377, p≤0,01), то есть, чем более склоны родители уделять ребенку крайне много сил, времени, внимания, тем выше у них способность к отрицанию некоторых фрустрирующих, вызывающих тревогу обстоятельств; к избеганию этой тревоги путем перехода на более ранние стадии развития; к разрешению проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, привлечения внешних социальных ресурсов, а также за счет реагирования по типу уклонения от ответственности и проявления пассивности.

Прямая корреляционная связь между стилем семейного воспитания «чрезмерность требований» и показателями защитно-совладающего поведения «замещение» (r=0,390, p≤0,01), «самоконтроль» (r=0,305, p≤0,01) означает, что, чем больше требований предъявляют родители к ребенку, что не всегда соответствует его возможностям, тем более они склонны к проявлению разрядки подавленных эмоций, направленных на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные (возможно, речь идет о ребенке), а также к преодолению негативных переживаний за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, стремлению к самообладанию. Такие противоречивые данные можно объяснить самой фрустрирующей ситуацией, в которой оказались родители, а также социально желаемым результатом и личностными особенностями.

Показатель стиля семейного воспитания «минимальность санкций» положительно коррелирует с «отрицанием» (r=0,316, p≤0,01) и «поиском социальной поддержки» (r=0,441, p≤0,01), то есть, чем предпочтительней для родителей в воспитании детей обходиться без наказаний, тем более склоны они к отрицанию внутренних импульсов, некоторых аспектов внешней реальности, а также к привлечению эмоциональной, информационной, социальной поддержек и помощи.

Прослеживается обратная связь между компонентами «чрезмерность требований» и «поиском социальной поддержки» (r=-0,409, p≤0,01), таким образом, чем более склонны родители требовать от ребенка большего, чем он способен сделать, тем менее выражено стремление у родителей искать внешнюю социальную поддержку и помощь.

Таким образом, в результате проведенного исследования наша гипотеза подтвердилась. Действительно, родители младших школьников, использующие непродуктивные способы совладания со сложными, стрессовыми ситуациями, чаще всего используют такие же негативные стили воспитания, которые характеризуются либо чрезмерной опекой над ребенком, либо, напротив, предъявлением к нему завышенных, непомерных требований.

Литература:

  1. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — СПб.:Речь, 2000. — 507 с.
  2. Нартова-Бочавер С. К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. — 1997. — № 4 (18). — С. 20–30.
  3. Овсяникова Е. А., Ткаченко Н. С. Влияние детско-родительских отношений на выбор подростками копинг-стратегий // Вестник НИУ БелГУ. Серия Гуманитарные науки. — 2014. — № 26 (197). Выпуск 24. — С. 162–168.
Основные термины (генерируются автоматически): семейное воспитание, поведение родителей, социальная поддержка, родитель, школьник, SPSS, минимальность санкций, отец, ребенок, чрезмерность требований.


Похожие статьи

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у учащихся дополнительного образования

Роль педагога в формировании представлений о ценности здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Взаимодействие социального педагога и семьи в обучении школьников здоровому образу жизни

Формирование семейных традиций как профилактика семейного неблагополучия в рамках курса повышения родительской компетенции

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи

Похожие статьи

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у учащихся дополнительного образования

Роль педагога в формировании представлений о ценности здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Взаимодействие социального педагога и семьи в обучении школьников здоровому образу жизни

Формирование семейных традиций как профилактика семейного неблагополучия в рамках курса повышения родительской компетенции

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи

Задать вопрос