Одной из важных проблем остается обучение детей правилам дорожного движения. Для этого разрабатываются программы обучения, предлагаются тренажеры. Применяя автомобильные тренажеры на практике, школьникам будет проще понять систему работы автомобиля, тем самым сокращая ошибки в правилах поведения на дороге.
Ключевые слова: правила дорожного движения, урок, автотренажер, кабинет безопасности, школьники
С участием детей в 2015 году в Российской Федерации зафиксировано 19549 ДТП, в том числе 737 ребенка погибло, а 20928 были ранены.
По Пензенской области в 2015 году зафиксировано 212 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет — это на 6,6 % меньше чем в 2014 году, погибло 5 человек, а ранено 231 человек.
Большую часть своего времени ребенок проводит в школе, поэтому целесообразно обучать и прививать навыки безопасного движения непосредственно в учебном заведении. В каждом школьном учреждении предусмотрены комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Для того чтобы ознакомить детей с правилами дорожного движения, в школах проводят специальные уроки, посвященные различным темам и позволяющие решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Кроме образовательных учреждений задачи по обеспечению безопасности детей на проезжей части в г. Пензе помогает решать Детский юношеский центр «Спутник». На базе данного центра проводятся конкурсы, игры, беседы сотрудников ГИБДД с родителями. Цель данных мероприятий — уделить особое внимание поведению детей, как участников дорожного движения.
Кроме общеизвестных мероприятий, проводимых на базе школ и центров, авторы статьи предлагают использовать различного рода тренажеры, позволяющие ребенку оценить дорожно-транспортную ситуацию и возможные действия водителя.
Тренажеры способствуют устранению ошибочных действий ребенка-пешехода и ребенка-водителя в различных дорожно-транспортных ситуациях.
Рис. 1. Занятия на тренажерах по устройству транспортных средств
Рис. 2. Требования к детям управляющим транспортными средствами и мотоциклами
Рис. 3. Возможности автотренажеров для детей
На сегодняшний день большой популярностью пользуются автотренажеры легковых автомобилей «Форсаж-1», «Форсаж-2», «Форсаж-2А» и мотоциклов «Мото-1», «Мото-2». Данные тренажеры имеют различную комплектацию. Стоимость зависит и от програмного обеспечения.
Для повышения уровня обучаемости ПДД школьника в каждом образовательном учреждении должен быть кабинет по безопасности дорожного движения. Кабинет по безопасности дорожного движения должен быть оснащен различными агитационными плакатами, стендами, интерактивной доской и автотренажерами.
Для детей младшего школьного возраста все плакаты должны нести информацию в доступной форме. Для проведения тематических встреч, игр, занятий в кабинете по безопасности дорожного движения исходя из количества человек, должны стоять парты и стулья. Предлагаемая схема кабинета безопасности дорожного движения в школах г. Пензы.
Рис. 4. Схема организованного кабинета по безопасности дорожного движения в школах г. Пензы: 1 — рабочее место учителя, 2 — рабочие компьютеры, 3 — автотренажер
Кабинет информатики необходимо дополнительно оборудовать плакатами, стендами по ПДД и БДД, а также автомобильным тренажером.
Для работы на автотренажере требуется инструктор, который будет следить за правильным выполнением задания, давать различные указания и учить детей правилам дорожного движения.
Предполагаемая стоимость оборудования кабинета безопасности в школе 560000 руб.
Литература:
- Анализ аварийности и причины нарушения водителями правил дорожного движения по Пензенской области/И. Е. Ильина, В. В. Лянденбурский, С. А. Пылайкин, С. А. Евстратова//Науковедение. 2013. № 1. С. 1.
- К вопросу пропаганды безопасности дорожного движения / И. С. Морозов, А. В. Лянденбурская, И. Е. Ильина, В. В. Лянденбурский // Юный ученый. 2015. № 3 (3). С. 182–185.
- Некоторые аспекты обеспечения безопасности школьников на дороге/В. И. Рассоха, М. М. Исхаков, И. Е. Ильина, А. В. Вашкевич//Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Омск, 2015. С. 221–225.
- Обеспечение безопасности пешехода в условиях недостаточной видимости/И. Е. Ильина, М. М. Исхаков, П. И. Кокарев, Е. С. Пожидаева//Молодой ученый. 2015. № 7. С. 138–141.
- Повышение безопасности передвижения детей по проезжей части путем использования светоотражающих элементов/И. С. Морозов, А. В. Лянденбурская, И. Е. Ильина, В. В. Лянденбурский//Юный ученый. 2015. № 2 (2). С. 149–151.
- Предотвращение дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом автотранспорта на пешехода в условиях недостаточной видимости/М. М. Исхаков, И. Е. Ильина, П. И. Кокарев, Е. С. Пожидаева//Организация и безопасность дорожного движения. Тюмень, 2015. С. 114–118.
- Статистические данные о ДТП [Электронный ресурс].URL: http://www.gibdd.ru/stat/files/sitddtt6m2016.pdf (дата обращения 15.09.2016)