В статье рассматриваются некоторые вопросы о правовом режиме международных проливов и международных морских каналов на основе анализа международно-правовых актов, общетеоретических материалов, научных подходов и авторского понимания.
Ключевые слова: правовой режим, международный пролив, международный морской канал, международно-правовой акт, материалы, подходы, анализ
Многие столетия морские державы сражались за контроль над проливами, ведь они наряду с каналами играют весьма значимую роль. История человечества знает кровопролитные битвы за тот или иной водный канал или пролив. Они имеют существенное значение для функционирования и развития государств. Право владения тем или иным проливом или каналом означало для государства, владеющего им, возможность регулировать и контролировать морские сообщения. Государства, владеющие каналами или проливами, могли устанавливать военную или экономическую блокаду для других государств, что в свою очередь оказывало воздействие на экономическое состояние данных стран. Объясняется это тем, что морские перевозки являлись самыми доступными, а в ряде ситуаций без них невозможно было осуществлять торговлю (например, торговля с Американскими государствами).
Международные проливы и международные морские каналы соединяют берега различных государств. Международно-правовое регулирование морских проливов и морских каналов имеет большое значение в стратегическом планировании экономики государств. Под влиянием принципа свободного судоходства сформировались нормы международного права, регулирующего особенности применения право пользования морскими проливами и морскими каналами.
В юридической литературе вопросам анализа правового режима международных проливов и международных морских каналов посвящено немало публикаций [1, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17], что не мешает автору продолжить исследование данной темы. Предметом рассмотрения будут некоторые вопросы о международных проливах и международных морских каналах, и их правовом режиме.
Прежде чем перейдем к анализу общетеоретических положений и проблем [2, с. 684] связанных с правовым режимом международных проливах и морских каналах следует определиться в содержании используемых терминов «международный пролив» и «международный морской канал».
Международные проливы относятся к естественным морским сужениям, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над которыми регулируются нормами международного права [3, с. 28].
В международном праве выделяется два вида морских проливов: проливы мирного прохода и проливы транзитного прохода [3, с. 29].
В свою очередь проливы, предназначенные для мирного прохода имеют свои разновидности:
– образованные от континентальной части государства острова, принадлежащего этому государству (например, Мессинский пролив в Италии);
– выходящие в воды государства, прибрежного этому государству (к примеру, Тиранский пролив, соединяющий Красное море с Акабским заливом).
Транзитные проливы также делятся на две разновидности:
– проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств (Гибралтарский, Малаккский, межостровные проливы в Эгейском море и др.);
– проливы, которые имеют полосу вод открытого моря (например, пролив Па-де-Кале). Согласно ст. 38 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву под транзитным проходом понимается осуществление свободы судоходства в целях непрерывного и быстрого транзита [4].
Особую значимость для России представляют черноморские проливы, регулируемые на основании трех принципов, прописанных в Конвенции о режиме проливов, принятой 20 июля 1936 г. (далее — Конвенция о режиме проливов): во-первых, обеспечивать национальную безопасность РФ; во-вторых, закрывать проливы для всех военных кораблей в мирное и военное время; в-третьих, абсолютная независимость торгового мореплавания. Цель Конвенции о режиме проливов — это регулирование прохода и судоходства в проливах «в рамках, отвечающих безопасности Турции и безопасности в Черном море прибрежных государств» [5].
В мирное время все государства имеют право пользования транзитными проливами, независимо от их флага, соблюдая при этом формальности при осмотре груза. Для покрытия расходов, связанных с международным судоходством (построение инфраструктуры, оплата таможенным службам и т. д.) Турция имеет право на морской сбор, в соответствии со статьей 2 Конвенции о режиме проливов [6].
Согласно Конвенции о режиме проливов военные корабли государств, не имеющих черноморского побережья, могут находиться в черноморских проливах лишь до 21 суток.
Черноморские прибрежные страны имеют право проводить через Босфорский пролив любое количество военных кораблей, но при этом проходить они должны по одному, с вывешенным флагом и обязательно над водой.
Согласие Турции не требуется для прохода военных кораблей. Однако, для прохода необходимо заблаговременно известить Турецкое правительство.
Контроль за положениями данной Конвенции о режиме проливов входят в перечень обязанностей Правительства Республики Турция. Аналогична ситуация международно-правового регулирования в Керченском и Гибралтарском проливах.
Анализ приведенных положений позволяет непосредственно перейти и к рассмотрению вопроса [7, с. 361] о правовом режиме международных морских каналах.
Международные морские каналы являются искусственно построенным сооружением, с целью уменьшения морского пути для доставки груза. Они находятся под суверенитетом государства, вдоль которого они проходят. Исторически постройка таких каналов преследовала две цели: во-первых, уменьшение итогового количества пути морского транспорта; во-вторых, более безопасная транспортировка грузов.
В основе регулирования правового положения таких каналов лежат следующие принципы: уважение суверенитета государства, по территории которого проходит канал, неприменение силы или угрозы силы при решении всех вопросов, касающихся канала, свобода судоходства невоенных судов и военных кораблей без всякой дискриминации, недопустимость использования канала во вред международной безопасности [8, с. 72].
Правовой режим Суэцкого канала регулирует Египетская Конвенция «О Суэцком канале» 1888 года, а также законодательство республики Египет. В соответствии с вышеназванными актами, Суэцкий канал является открытым для любого государства в мирное или военное время для транспортировки грузов. Сообщение о проходе военного флота должно поступить в Министерство иностранных дел Египта не позднее чем за 10 дней. В ходе военных действий, воюющим странам запрещаются любые действия вблизи канала, связанные с военным конфликтом. Военные корабли не имеют права находиться в портах Суэц и Эль-Саид более 24 часов, также к каналу невозможно применить блокаду [9, с. 18].
Несколько в иной степени регулируется правовой режим Панамского канала. В 1903 году был подписан договор, в соответствии с которым, США получили право пользоваться в своих целях территорией Панамы, а также единолично обслуживать Панамский канал. Такое положение существовало вплоть до 7 сентября 1977 года, когда между США и Панамой были подписаны дополнения к договору и протоколы, характеризовавшие Панаму как суверенное и независимое государство, а Панамский канал как зону нейтралитета, использование которой возможно всеми государствами-членами Организации Объединенных наций. Тем самым было ликвидировано право США на владение Панамским каналом, а также Панаме было возвращено около 70 % территорий, оккупированных США. До 2000 года Панамским каналом управляла так называемая «панамская комиссия», состоящая из 5 граждан США и из 4 граждан Панамы [10, с. 86].
С 2000 года канал полностью перешел под суверенитет Панамы, на него стало распространяться панамское законодательство. Однако США оставило за собой право осуществления обороны данного канала.
По мнению автора, данный факт делает фикцией положения о нейтралитете Панамского канала, так как если США будет одной из воюющих сторон, то естественно в военных целях может быть задействован и Панамский канал.
Представляет интерес правовое положение Кильского канала. Кильский канал является судоходный и располагается в Германии, который соединяет Балтийское и Северное моря. Проходит от Кильской бухты, у города Киль (пригородный район Хольтенау) до устья реки Эльба, у города Брунсбюттель.
Кильский канал был введен в эксплуатацию 20 июня 1895 года, строительство продолжалось 8 лет. Является одним из самых загруженных судоходных путей Европы. Этот путь экономит около 519 километров по сравнению с плаванием вокруг Ютландского полуострова. При этом канал не только сокращает время пути примерно на сутки, но и позволяет избегать морских штормов.
Чтобы соответствовать требованиям гражданского и военно-морского флота, между 1907 и 1914 канал был расширен. Расширение канала позволило проходить дредноуту размером с линейный корабль [10, с. 523]. Это означало, что эти линейные корабли могут прибыть с Балтики до Северного моря без необходимости идти вокруг Дании. После Первой мировой войны и Версальского договора канал стал международным, оставаясь под немецкой администрацией. Адольф Гитлер отказался от международного статуса в 1936. После окончания Второй мировой войны канал снова вернулся к открытому международному пользованию.
Подводя итог необходимо отметить, что международные конвенции и соглашения заключенные государствами по режиму использования международных проливов и морских каналов являются ключевыми и их соблюдение государствами-участниками является залогом мирного сосуществования государств и активного развития гражданского морского судоходства.
При этом, по мнению автора, международные конвенции и соглашения, отображающие в себе правовую основу пользования проливами и каналами в военное время изживают себя, так как с появлением баллистических ракетоносителей средней и дальней дистанции (межконтинентальные ракетоносители) военная значимость проливов и каналов значительно уменьшается.
Если раньше, государства, в ходе военных действий, использовали проливы и каналы как переброску военных сил для высадки войск на территории врага, либо же на территории союзника, прилегающего своими границами к территориям врага, то на данный момент любой крупный военный конфликт и не только между сверхдержавами, но и другими государствами, обладающими современным оружием массового поражения (ядерного оружия) и межконтинентальными ракетоносителями, может решаться с использованием указанных видов межконтинентальных ракет и применения оружия массового поражения, а также другого современного разрушительного вооружения.
Таким образом, международная значимость проливов и каналов в военных действиях в ХХI веке значительно ниже, чем в предыдущих столетиях, в связи с возникновением и развитием современного межконтинентального окружения. В части гражданского использования проливов и каналов, то значение их ни в коей мере не уменьшается, так как увеличиваются грузоперевозки крупнотоннажными судами природных ресурсов, промышленных и сельскохозяйственных товаров, а океанскими и морскими судами морские путешествия и туристические круизы. Тем самым следует отметить, что международно-правовое регулирование международных проливов и международных морских каналов необходимо совершенствовать под современную международно-политическую ситуацию, отображающую интересы всех заинтересованных участников данных международных правоотношений.
Литература:
- Батычко, В.Т. Международное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
- Жадан, В. Н. О международном терроризме как угрозе для мирового сообщества // Молодой ученый. — 2016. — № 2. — С. 683–689.
- Международное право: учебное пособие / Под ред. А. Н. Жеребцова. — М.: Проспект, 2015. — 459 с.
- Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // Бюллетень международных договоров. — 1998. — № 1. — 168 с.
- Конвенция о режиме проливов (г. Монтре, 1936) // — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/2541161/ (дата обращения: 09.12.2016).
- Международное право: Учебник для вузов / Под ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунова. — М.: ИНФРА-М. — 2013. — 562 с.
- Жадан, В. Н. Международное право и его значение при изучении в вузах // Молодой ученый. — 2013. — № 2. — С. 359–362.
- Международное право. Особенная часть / Под ред. Р. М. Валеева, Г. И. Курдюкова. — М.: Статут, 2012. — 624 с.
- Старкин, С. В. Основные направления внешней политики Египта: региональный аспект // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2012. — № 6 — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-vneshney-politiki-egipta-regionalnyy-aspekt (дата обращения: 22.12.2016).
- Талалаев, А. Н. Право международных договоров. Т.1 Общие вопросы. — М.: Зерцало, 2011. — 598 с.
- Кожохин, Б. И. К вопросу о правовом статусе международных морских проливов и каналов — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1128505 (дата обращения: 22.12.2016);
- Международные каналы и проливы, их правовой режим — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m232/10_7.htm (дата обращения: 22.12.2016)
- Международные каналы и проливы, их правовой режим — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5641975/page:175/ (дата обращения: 22.12.2016)
- Международные проливы: понятие, право транзитного прохода — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.be5.biz/pravo/m004/50.htm (дата обращения: 22.12.2016);
- Международные морские проливы — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studopedia.su/1_12863_mezhdunarodnie-morskie-prolivi.html (дата обращения: 22.12.2016);
- Никитина, Г. С. Международно-правовой режим Суэцкого канала: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. — М., 1953. — 16 c.;
- Правовой режим международных проливов и каналов — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://isfic.info/mpra/intlow108.htm (дата обращения: 22.12.2016)