В статье освещены вопросы совершенствования рынка ценных бумаг в Узбекистане, роль инфраструктуры рынка в свободном движении денежных средств и ценных бумаг и изложены ее элементы. Подробно рассмотрено развитие каждого элемента инфраструктуры и даны предложения по ее совершенствованию.
Ключевые слова: рынок ценных бумаг, инфраструктура, фондовая биржа, брокер, дилер, инвестиционный фонд,инвестиционный посредник, инвестиционный консультант, инвестиционный фонд, доверительный управляющий инвестиционными активами, трансфер-агент.
The article covers issues of improvement of securities market in Uzbekistan, the role of market infrastructure in the free movement of funds and securities and set forth its elements. Discussed in detail the development of each infrastructure element and provided suggestions for its improvement.
Keywords: security market, infrastructure, stock exchange, broker, dealer, investment fund, investment intermediary, investment consultant, investment fund, trustee investment assets, transfer agent
Рынок ценных бумаг – это часть финансового рынка, осуществляющая эмиссию и оборот ценных бумаг, через который свободные финансовые ресурсы направляются в различные сферы экономики. Его развитие отражает состояние экономики государства. Эффективная организация рынка ценных бумаг может стать финансовым рычагом, способным в короткие сроки обеспечить высокий уровень экономического роста. Создание такого рынка – задача, которая в настоящее время решается в Узбекистане.
С каждым годом в Республике Узбекистан растет операционная способность рынка ценных бумаг. Ежегодноувеличиваются темпы роста совокупного объема эмиссии, возрастает объем сделок по ценным бумагам.Так, на 1.07.2016 года в Едином государственном реестре выпуска эмиссионных ценных бумаг зарегистрировано всего (действующих и аннулированных) 15 715 выпусков акций с общим объемом эмиссии 48843,9 млрд. сумов. При этом за первое полугодие внесены записи по зарегистрированным 119 выпускам акций с совокупным объемом эмиссии 13,95 трлн. сумов, из которых: первичные выпуски составили – 7,5% (1 044,8 млрд. сумов), дополнительные выпуски –86,7% (12 087,6 млрд. сумов), новые выпуски – 5,8% (816,7 млрд. сумов). Общий объем действующих выпусков на 1.07.2016 года акций по номинальной стоимости составил 29,76 трлн. сумов, что на 16,86 трлн. сумов или в 2,3 раза больше, чем по состоянию на 01.07.2015 года[1].
Эффективность функционирования рынка ценных бумаг зависит от уровня развития и качества всех составляющих его компонентов, в том числе инфраструктуры.
Под инфраструктурой рынка ценных бумаг понимают совокупность элементов, обеспечивающих его эффективное функционирование. Инфраструктура рынка ценных бумаг должна обеспечить свободное движение денежных средств и ценных бумаг, их высокую ликвидность, свободный и равный доступ всех участников рынка ценных бумаг к информации, профессиональную поддержку со стороны специализированныхорганизаций, защиту прав и интересов субъектов рынка ценных бумаг, конкуренцию.
В инфраструктуре рынка ценных бумаг можно, на наш взгляд,выделить следующие составные части:
- институт профессиональных участников рынка ценных бумаг, который включает инвестиционных посредников и консультантов, инвестиционные фонды, доверительных управляющих инвестиционными активами, организаторов внебиржевых торгов ценными бумагами, трансферт-агентов;
- правовую среду, к которой относятся нормативно-правовые документы, регулирующие рынок ценных бумаг;
- информационную среду, которая включает в себя информационно-аналитические агентство, издания, деловую прессу и другие;
-функционально-техническую среду, которая обеспечивает конкуренцию и движение денежных средств и ценных бумаг между субъектами рынка ценных бумаг и включает фондовую биржу, внебиржевые и альтернативные системы, клиринговые и расчетные организации, депозитарии, регистраторы.
Все элементы инфраструктуры рынка ценных бумаг дополняют друг друга и совместно обеспечивают его эффективное функционирование.
Формирование инфраструктуры - непрерывный процесс. Замедление его будет сдерживать развитие рынка ценных бумаг и экономики государства. Поэтому рынок ценных бумаг в нашей республике формируется на основе государственной инициативы и поддержки.
Рассмотрим более подробно развитие каждой части инфраструктуры.
Основы функционирования института профессиональных участников рынка ценных бумаг в Узбекистане были заложены еще в начале 90-х годов ХХ века. Одним из первых этапов в его организации стали Законы Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности» от 2.07.1992 года и «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 2.09.1993 года. Последний стал основополагающим документом по принципам создания и организации деятельности фондовой биржи и других профессиональных участников рынка ценных бумаг. В 1994 году созданы республиканская фондовая биржа «Ташкент» и первый национальный депозитарий на базе АО «Узбекской информационной компании «ВАКТ». Дальнейшее развитие института профессиональных участников рынка ценных бумаг определило образование в 1996 году Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан, который имеет широкие полномочия по контролю за эмитентами, эмиссиями ценных бумаг, профессиональными участниками, защите прав инвесторов и другие. Закон Республики Узбекистан «О механизме функционирование рынка ценных бумаг» от 25.04.1996 года определил функциональные особенности профессиональных субъектов рынка ценных бумаг и виды лицензируемой профессиональной деятельности.
В качестве альтернативы республиканской фондовой бирже «Ташкент» с 1.06.1998 года действует внебиржевая электронная система «Элсис-савдо», которая обеспечивает быстрый и удобный доступ для мелких и средних инвесторов к торговле ценными бумагами без посредников. 29.08.1998 года принят Закон Республики Узбекистан «О деятельности депозитариев на рынке ценных бумаг», на основании которого сформировалась двухуровневая система депозитариев, состоящая из государственного депозитария и депозитариев второго уровня.
Дальнейшие значительные изменения в составе института профессиональных участников рынка ценных бумаг связаны с принятием в июне 2008 года Закона Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» и его новой редакции от 3.07.2015 года. Новая редакция закона разработана на основе анализа законодательных актов и изучения опыта функционирования и регулирования рынка ценных бумаг США, Японии, Республики Корея и других стран, а также принципов и рекомендаций Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO). В законе значительно расширен круг используемых терминов и понятий, упрощены процедуры эмиссии ценных бумаг, заключения сделок с ценными бумагами за счет внедрения современных информационно-коммуникационных технологии, пересмотрены требования к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Данным законом [9, Ст.19] определены следующие профессиональные участники рынка ценных бумаг: инвестиционный посредник, инвестиционный консультант, инвестиционный фонд, доверительный управляющий инвестиционными активами, трансферт-агент, организатор внебиржевых торгов ценными бумагами.
На 1 июля 2016 года количество действующих лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг составило 128, в том числе в I полугодии текущего года выдано 5 лицензий (Таб.1).
Таблица 1
Лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг Республики Узбекистан[1]
Профессиональная деятельность |
Выданные лицензии в I полугодии |
Действующие лицензии на 01.07.2016г. |
||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||
Инвестиционный посредник |
3 |
2 |
2 |
46 |
Инвестиционный консультант |
5 |
1 |
2 |
41 |
Инвестиционные фонды |
0 |
0 |
0 |
9 |
Доверительный управляющий инвестиционными активами |
2 |
0 |
0 |
29 |
Организатор внебиржевых торгов ценными бумагами |
0 |
0 |
0 |
2 |
Трансферт-агент |
1 |
0 |
1 |
1 |
Всего |
11 |
3 |
5 |
128 |
Правовая среда имеет большое значение для динамичного развития рынка ценных бумаг. Участие в операциях на рынке ценных бумаг связано с большими рисками. Для ограничения этих рисков государство разрабатывает нормативно-правовую базу функционирования рынка ценных бумаг.
В Узбекистане отношения на рынке ценных бумаг регулируются Гражданским кодексом Республики Узбекистан, Законами Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (в ред. от 06.05.2014 года), «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 03.06.2015 года №ЗРУ-387). В соответствии с этими документами образован Центр по координации и развитию рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан. Этот Центр реализует государственную политику в области формирования, развития контроля и регулирования рынка ценных бумаг, осуществляет контроль соблюдения органами государственного управления и участниками рынка ценных бумаг законодательных актов о рынке ценных бумаг, акционерных обществах и защите прав акционеров, в случае выявления нарушений, выносит по ним заключения и выдает обязательные к исполнению указания, применяет к нарушителям санкции в соответствии с законодательными актами.
В настоящее время постоянно продолжается работа по совершенствованию действующих и разработке новых нормативно-правовых документов, регулирующих рынок ценных бумаг. Например, 09.02.2016 года Министерством юстиции за №1125 зарегистрированы изменения и дополнения в Инструкцию по уничтожению документарных ценных бумаг, определяющие порядок изъятия из обращения и уничтожения документарных ценных бумаг, выпуски которых проходят процедуру государственной регистрации в уполномоченном государственном органе по регулированию рынка ценных бумаг, либо его территориальных подразделениях; 2.08.2016 года зарегистрирован приказ Центра по координации и развитию рынка ценных бумаг от 26.07.2016 года о внесении изменений и дополнений в приказ об утверждении Правил эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг (рег. №2000 от 30.08.2009 года) и др.
Информационная среда инфраструктуры рынка ценных бумаг включает в себя базы данных различных аналитических и рейтинговых агентств, действующих на рынке ценных бумаг; средства передачи, обработки и отображения информации; сеть государственных и общественных организаций, контролирующих правильность раскрытия информации эмитентами ценных бумаг и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Так, постоянно обновляется информация на официальном веб-сайте Центра в сети Интернет (www.csm.gov.uz) и на Едином портале корпоративной информации (www.openinfo.uz). За 1 полугодие 2016 года на официальном веб-сайте Центра опубликовано более 20 статей о нововведениях в законодательство о рынке ценных бумаг, а также результатах деятельности Центра.[2] За этот же период на Портале 618 эмитентов опубликовали 2 565 корпоративных информаций.[3]
В регионах республики регулярно проводятся семинары
с участием представителей акционерных обществ и других участников рынка ценных бумаг, посвященные защите прав и законных интересов владельцев ценных бумаг, а также по нововведениям в законодательство. За 1 полугодие 2016 года в прессе опубликовано 37 статей, проведены 104 семинара и круглых столов, сделаны 35 выступлений на ТВ и 18 на радио.
Конкурентные условия торговли ценными бумагами обеспечиваются на фондовых биржах. Поэтому биржевые торговые системы являются существенной частью инфраструктуры рынка ценных бумаг.
Фондовая биржа предоставляет своим членам торговые площадки для заключения и регистрации сделок, организует торговлю, осуществляет котировку финансовых инструментов, оказывает организационные, информационные, консультационные услуги, проводит собственные аналитические исследования и другие функции, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан.
Фондовая биржа является организованным рынком ценных бумаг, где торги проводятся профессиональными участниками на основе специальных правил. На торги допускаются только акции эмитентов, имеющих в течение определенного времени стабильную финансово-хозяйственную репутацию, значительный уставной фонд и объем активов, а также удовлетворяющие другим условиям, определенным биржей. Хочется отметить, что за 6 месяцев 2016 года объем биржевых сделок на Республиканской фондовой бирже «Ташкент» достиг рекордного показателя за последние пять лет — 119,7 млрд. сумов, что в 1,5 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. Всего за этот период заключено свыше 1 942 сделок.[1]
Важное место на фондовом рынке занимают также внебиржевые торговые системы. Они постоянно совершенствуются и по своим возможностям приближаются к биржевым. Объем сделок с акциями и корпоративными облигациями в I полугодии 2016 года через ЭСВТ «Элсис-савдо» составил 4,3 млрд. сумов, что 4,9 раза больше аналогичного периода 2015 года. Всего за этот период заключено свыше 997 сделок. [1]
Непосредственными участниками торгов на фондовых биржах и, как правило, во внебиржевых системах являются профессиональные участники рынка ценных бумаг – брокеры и дилеры. Брокер - это лицо, действующее за счет клиента на основе договоров поручения или комиссии. В качестве брокера обычно выступает брокерская компания. Дилеры ведут покупку и продажу ценных бумаг от своего имени. Они могут выступать в качестве андеррайтеров на этапе размещения ценных бумаг. Дилер – это лицо, совершающее сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет на основе публичного объявления их котировок. Следующим участников фондового рынка являет инвестиционный фонд. Инвестиционный фонд – это акционерное общество, которое выпускает свои акции и реализует их инвесторам. Инвестиционные фонды, в первую очередь, представляют интересы мелкого и среднего инвестора. Во-первых, потому что средства передаются профессиональным участникам фондового рынка. Во-вторых, фонд позволяет снижать уровень риска за счет диверсификации своих инвестиций. Эффективное управление портфелем ценных бумаг на рынке ценных бумаг является исключительно сложной задачей, которая решается доверительными управляющими в интересах своих клиентов. Зарубежный опыт и отечественная практика показывают, что брокерская и дилерская деятельность на рынке ценных бумаг, а также деятельность по доверительному управлению ценными бумагами часто совмещается одним юридическим лицом - профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим соответствующую лицензию.
Следует отметить, что инфраструктура рынка должна обеспечивать профессиональным участникам возможность совершать сделки с ценными бумагами в любой торговой системе национального или зарубежного рынка ценных бумаг.
Для осуществления клиринга и обеспечения перемещения денежных средств от покупателя к продавцу в составе торгового центра (биржи) наряду с собственно торговой системой, регистрирующей факт заключения сделки и ее параметры, имеется интегрированная с ней расчетная система. Эта система реализуется, как правило, кредитными организациями и связана с национальной банковской системой. В кредитной организации участники торгов открывают банковские счета. Еще до начала торгов на счетах у покупателей ценных бумаг должны быть суммы, обеспечивающие 100% оплату предстоящих покупок. После завершения торговой сессии, сверки параметров сделок и проведения клиринга кредитные организации переводят необходимые денежные средства со счетов покупателей на счета продавцов.
Для хранения ценных бумаг и перемещения их со счетов “депо” продавцов на аналогичные счета покупателей используются депозитарии, интегрированные с торговой системой. В депозитарии покупатели и продавцы ценных бумаг открывают счета “депо”. Против платежа в депозитарии до начала торгов на счетах продавцов должны храниться ценные бумаги, подлежащие продаже. После заключения сделки проданные ценные бумаги перемещаются со счетов “депо” продавцов на счета “депо” покупателей. Депозитарии должны быть объединены в единую национальнуюдепозитарную систему. При бездокументарной форме выпуска ценных бумаг перевод их со счетов одного депозитария на счета другого существенно упрощается.
Для обеспечения учета прав владельцев именных ценных бумаг в реальном масштабе времени необходима надежная оперативная связь депозитариев с регистраторами. Каждый депозитарий, хранящий именные ценные бумаги, должен быть номинальным держателем в соответствующих регистрационных фирмах. При наличии в стране единой национальной депозитарной системы реализация такой связи с регистраторами существенно облегчается.
На наш взгляд, большое значение для дальнейшего развития рынка ценных бумаг в Узбекистане могут иметь:
- стимулирование с помощью законодательства дальнейшего развития рынка ценных бумаг;
- усиление роли маркет-мейкеров на рынке ценных бумаг с целью повышения ликвидности ценных бумаг;
- регулярное и в достаточной степени информирование общественности о состоянии рынка ценных бумаг;
- повышение уровня знаний населения о рынке ценных бумаг, рисках, связанных с инвестированием, через организацию циклов программ и передач на телевидении, радио, в печати;
- целесообразно введение конвертации средств и доходов по ценным бумагам в целях усиления привлекательности внутреннего рынка для иностранных инвесторов;
- постепенное повышение степени интеграции национального рынка ценных бумаг в зарубежные рынки капитала.
В целом проводимая в Республике Узбекистан постоянная работа по совершенствованию, дальнейшему укреплению, расширению и стабильному развитию отечественного рынка ценных бумаг позволяет надеяться, что уже в недалеком будущем инвестиции в ценные бумаги [10; с.10] станут одними из самых популярных способов размещения свободных денежных средств.
Литература:
- www.uzse.uz
- www.csm.gov.uz
- www.openinfo.uz
- www.Lex.uz
- Закон РУ «О биржах и биржевой деятельности» от 2.07.1992г.
- Закон РУ «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 2.09.1993 года
- Закон РУ «О деятельности депозитариев на рынке ценных бумаг» 29.08.1998г.
- Закон РУ «О рынке ценных бумаг» 2008 г.
- «О внесении изменений и дополнений в Закон РУ «О рынке ценных бумаг». Узбекистан от 3 июня 2015 года № ЗРУ-387
- Алимов Р.А., Султанова Л.Ш. Роль рынка ценных бумаг Узбекистана как механизма, обеспечивающего наращивание внутренних инвестиций // Иктисод ва молия – Экономика и финансы, №11, 2013. С.2-10.