Роль инноваций в повышении эффективности предприятий нефтяной отрасли Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тарахтиева, Г. К. Роль инноваций в повышении эффективности предприятий нефтяной отрасли Узбекистана / Г. К. Тарахтиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.3 (135.3). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37522/ (дата обращения: 15.11.2024).



Процесс реформирования нефтяного сектора Узбекистана привел к потребности использования новых технологий для совершенствования деятельности и внедрения инновационных разработок в данный сектор. Для более полного понимания сущности инноваций как фактора, повышающего эффективность деятельности нефтяных компаний, необходимо выделить инновации, которые будут являться основой для создания конкурентного преимущества нефтяного предприятия.

Углеводородная отрасль является наиболее типичным представителем использования базисных инноваций (возникших на базе крупных изобретений, дающих начало ранее неизвестным технологическим продуктам или процессам). Указанные нововведения в нефтяной промышленности требуют наибольших инвестиций, а их коммерциализация приводит к появлению новых технологических укладов.

Освоение новых методов производства в нефтяной промышленности, создание новых или усовершенствованных продуктов невозможно без выпуска инноваций, которые могут существенно повысить эффективность производства и положительно повлиять на результаты деятельности.

Добыча нефти с использованием инновационных технологий всегда была основным направлением деятельности компаний нефтяной отрасли Узбекистана.

Внедрение инноваций является главным элементом в концепции деятельности и развития современных нефтяных компаний. Характеристики приобретаемых и разрабатываемых компаниями месторождений (малая продуктивность, сложная геологическая структура, трудноизвлекаемые запасы) обусловливают активное внедрение инновационных методов повышения нефтеотдачи.

Новые виды реагентов и современное оборудование, разрабатываемые и производимые компаниями и их дочерними предприятиями, позволяют осуществлять эффективную разработку сложных месторождений, рациональную разработку запасов.

На сегодняшний день в нефтегазовой отрасли Узбекистана применяются собственные и привлеченные инновационные технологии и системы разработки. За счет их применения компании ежегодно добывают более 30 % от общего объема добычи нефти. Они позволяют снижать ее себестоимость примерно на треть. [1] Кроме того, компании разрабатывают и активно внедряют серию специальных приводов повышенной эффективности.

В настоящее время нефтяные компании ставят перед собой задачу достижения коммерческой эффективности от собственной инновационной деятельности в размерах, позволяющих осуществлять ее самофинансирование.

Большинство нефтяных компаний разрабатывают месторождения с трудноизвлекаемыми запасами, эффективность добычи нефти в большей части зависит от качества вскрытия продуктивной толщи при бурении скважин. Поэтому при бурении используются наиболее прогрессивные технологии, обеспечивающие сохранение качественных показателей при первичном вскрытии пластов. Применение передовых технологий бурения позволяет сократить сроки строительства и поднять их производительность на 5-20 %.

В настоящее время наряду с основной производственной деятельностью нефтегазовыми компаниями самостоятельно решаются вопросы транспортировки собственной нефти. Для изменения данной ситуации строятся нефтепроводы, что обеспечивает оптимизацию транспортировки добываемой нефти с месторождений в систему магистральных нефтепроводов различных предприятий нефтяной отрасли.

Результативной составляющей инновационной цепочки являются высокие технологии. Нововведения в нефтегазовом бизнесе затрагивают не только производственный процесс и технологию, но и управленческий процесс. Один из основополагающих моментов здесь - развитие управленческих подходов и технологий на основе современных достижений науки и техники. Цели инновационной стратегии направлены на достижение общекорпорационной и деловой стратегии. При этом для формирования инновационной стратегии используют три основных информационных входа: прогноз факторов окружающей среды, анализ внутреннего потенциала компании и ее корпоративную стратегию. [2]

В основном научно-техническая деятельность нефтегазовых компаний Узбекистана в настоящее время охватывает широкий круг технических проблем: от географических до выпуска высококачественной продукции. Проблемы управленческих, маркетинговых, институциональных и других видов инновационного развития в корпорациях не исследуются.

Оценка внутреннего состояния нефтегазовой компании производится на основе анализа реальной ценности имеющихся ресурсов (финансовых, материально-технических, людских и информационных). Чем больше финансирование, тем большие надежды возлагаются на корпоративные НИОКР. Основной задачей НИОКР должно стать создание инноваций для применения в области геологии, разработки месторождений, нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения. Иными словами, инновационная деятельность выступает связующим звеном между НИОКР и производством.

На проведение НИОКР в большинстве случаев выделяются ограниченные ресурсы по двум крупным направлениям: разработкам, позволяющим в ближайшее время достичь коммерческого результата; исследованиям, направленным на решение перспективных научно-технических проблем. Коммерческий эффект от использования последних, как правило, не определяется.

Недостаток инвестиционных средств в нефтяной отрасли выдвигает на первый план проблему ресурсосбережения. Ее решение в сфере обращения зависит в основном от корпоративных предприятий в сфере продуктообеспечения, успешное функционирование которых во многом определяет рыночную ориентацию отрасли. [3] Научный потенциал ресурсосбережения в сфере обращения, к сожалению, не востребован хозяйственной практикой.

Установка на развитие потребительского рынка продуктов подразумевает поддержание высокого уровня насыщенности внутреннего рынка товарами и услугами нефтяной отрасли, создание соответствующего национального технико-экономического стандарта.

В сложившихся условиях необходим переход к практике тесного государственно-корпоративного управления инновационным процессом в сфере производства и обращения нефтепродуктов. Важно найти научно-обоснованный инструментарий повышения эффективности отечественной инновационной сферы, преодоления отраслевой разобщенности в организации НИОКР в отечественных вертикально-интегрированных компаниях. Система управления инновационными процессами требует осуществления комплексных мер на всех уровнях государственного корпоративного управления. [4]

Рационализация сферы обращения всегда привлекала внимание академической и отраслевой экономической науки как в нашей стране, так и за рубежом. Нынешний этап инновационного развития мировой экономики характеризуется инновационной революцией и формированием национальных инновационных систем.

Проблема внедрения научных результатов исследований в научную практику стоит здесь особенно остро. Сюда входят некоторые операции, выполнявшиеся прежде в границах проектных и опытно-конструкторских разработок отраслевых институтов и центральных специализированных научно-исследовательских институтов государственной важности. Теперь это стало делом каждой нефтегазовой компании, озабоченной в основном вопросами выживания и развития корпоративной добычи и переработки нефти.

Обобщив опыт инновационной деятельности нефтяных компаний, можно выделить следующие основные направления внедрения новшеств в сфере углеводородного сырья:

- создание новых видов реагентов и современного оборудования для разработки и внедрения компаниями и их дочерними предприятиями, что позволит осуществлять более эффективную разработку сложных месторождений и рациональную разработку запасов;

- модернизация, реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти и повышения качества нефтепродуктов (данное направление является одним из ведущих в деятельности нефтяных предприятий НХК «Узбекнефтгаз»);

- создание новых и расширение уже существующих экономически эффективных экспортных направлений транспортировки нефти.

Литература:

  1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 12 марта 2009 г. ПП-1072. «О Программе мер по реализации важнейших проектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению производства на 2009-2014 годы».
  2. Тарахтиева Г.К. Формирование высокотехнологичных отраслевых кластеров // Иқтисодиёт ва таълим. Тошкент, 2009. -№ 6. -С.28-31.
  3. Убайдуллаева Р.А. Особенности перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития // «Новое качество экономического роста: инновации, конкурентоспособность, инвестиции». Материалы Республиканской научно-практической конференции. 1 том. –Т.: Молия, 2008. –с. 19-23.
  4. Ходжаев И. С. Совершенствование методов оценки эффективности инновационных проектов предприятий: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / И. С. Хожаев. – Белгород: БГТУ, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): компания, нефтяная отрасль, инновационная деятельность, инновационная стратегия, инновационное развитие, нефтегазовая компания, нефтяная промышленность, предприятие, рациональная разработка запасов, современное оборудование, создание новых, сфера обращения, эффективная разработка.


Похожие статьи

Инновационное развитие агробизнеса в сельском хозяйстве Узбекистана

Развитие инновационных процессов в малом предпринимательстве как фактор повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана

Инновации как ключевой фактор экономического роста в условиях модернизации экономики Узбекистана

Инновационное развитие аграрного сектора Узбекистана

Развитие инвестиционной деятельности Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики

Роль малого предпринимательства в экономике России

Необходимость инвестиционной деятельности для развития инновационного потенциала топливно-энергетического комплекса Узбекистана

Роль малого предпринимательства в развитии экономики государства

Роль и значение малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике Узбекистана

Инновационное партнерство РФ и Таджикистан в сфере услуг как фактор повышение инновационной способности национальной экономики республики

Похожие статьи

Инновационное развитие агробизнеса в сельском хозяйстве Узбекистана

Развитие инновационных процессов в малом предпринимательстве как фактор повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана

Инновации как ключевой фактор экономического роста в условиях модернизации экономики Узбекистана

Инновационное развитие аграрного сектора Узбекистана

Развитие инвестиционной деятельности Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики

Роль малого предпринимательства в экономике России

Необходимость инвестиционной деятельности для развития инновационного потенциала топливно-энергетического комплекса Узбекистана

Роль малого предпринимательства в развитии экономики государства

Роль и значение малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике Узбекистана

Инновационное партнерство РФ и Таджикистан в сфере услуг как фактор повышение инновационной способности национальной экономики республики

Задать вопрос