Усовершенствование системы мотивации по вовлечению молодежи в науку на уровне высших учебных заведений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абдурашидова, М. С. Усовершенствование системы мотивации по вовлечению молодежи в науку на уровне высших учебных заведений / М. С. Абдурашидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.3 (135.3). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37523/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрены роль и значение научно-исследовательской деятельности в вузах, актуальность проблемы мотивации труда молодых ученых в условиях современных отечественных вузов. Предложены возможные мероприятия и система мотивации по вовлечению молодежи в науку на уровне учебных заведений.

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, мотивация, НИР (Научно-исследовательская работа), конференции, потенциал.

In article are considered: A role and value of research activities in higher education institutions, relevance of a problem of motivation of work of young scientists in the conditions of modern domestic higher education institutions. Possible actions and system of motivation for involvement of youth in science at the level of educational institutions are offered.

Keywords: intellectual activities, motivation, RW (Research Work), conferences, potential.

В условиях развития современного общества, уровень состояния его научно-технического потенциала, становится показателем конкурентоспособности современного государства. Проблема воспроизводства кадрового потенциала науки и образования становится актуальней изо дня в день. Это происходит из-за нехватки высококвалифицированных кадров нового поколения, обладающих высоким исследовательским потенциалом, мотивированных на научные инновации.

В настоящее время мотивация узбекской молодежи к научной работе очень низкая. Это явилось результатом низкой материальной заинтересованности, плохой организации НИР, недостаточной материально-технической базы исследований, а так же плохие социальные условия, неинтересная организация НИР, использование студентов только на простых технических и вспомогательных работах. Естественно, что все выше перечисленное приводит если не к деградации, то к уходу молодежи из науки.

Так что же делать, чтобы научно-исследовательская работа стала более привлекательной для студентов?

В наступившем веке инноваций, когда не работают привычные схемы взаимодействия и мотивации, назрела проблема разработки и внедрения принципиально новых методов привлечения молодежи к научным исследованиям. На сегодняшний день ключевыми факторами такой мотивации являются: связи, бренд, образование. [1]

Какой вуз сегодня беспокоится о том, чтобы студенты получали полезные связи?

В настоящее время фактор полезности имеет приоритетное значение.

Тенденция развития бизнеса основывается на том «кого ты знаешь», а не «что ты знаешь». Надо понимать, что будущее науки и высшего образования должно быть ориентировано на насущные потребности бизнеса.

Эффективность мотивации состоит не только в ее материальной сущности, необходимо учитывать так же возможность получения полезных деловых связей. Бренд вуза один ключевых факторов в этом вопросе. Так же необходимо принципиально изменить традиционную систему обучения, основанную на зазубривании и конспектировании лекций.

В настоящее время, студент, который не выполнял никакой работы, кроме «прослушивания» учебных материалов, не может начать проявлять инициативу. Он к этому просто не привык. Студентов необходимо приучать самостоятельно искать недостающую информацию при выполнении «новых» задач. Он должен научиться анализировать свою работу и получать, наряду с усвоенными знаниями, опыт в работе.

Какие есть пути к стимулированию интереса к образованию со стороны студентов? Это конкуренция. Конкуренция подталкивает студента стремиться к обучению, проявлять инициативу, что, как следствие, может вылиться в интерес к научной работе, так, как на старших курсах студент начинает понимать необходимость научной работы, которая сможет дать ему преимущество на рынке труда. Если студентов «зарядить» чувством конкуренции на первых курсах, то можно заинтересовать студента с самого начала обучения в ВУЗе. Благодаря этому решится и другая проблема – нехватка научных сотрудников и развитие инновационной активности.

Способы внедрения чувства конкуренции в качестве стимула к самостоятельной работе в процессе обучения?

На первых курсах обучения в ВУЗе необходимо проводить занятия в командах (группах) для решения следующих задач:

- развитие коммуникативных способностей;

- получение опыта работы в командной работе;

- развитие креативных способностей;

- развитие дивергентного мышления;

- развитие умения «убеждать».

Группы должны формироваться на основе психологического теста, который может дать информацию о характере каждого студента. Основной принцип – в группе должны быть собраны «несовместимые» характеры. Этот принцип способствует достижению целей групповой работы. [2]

Для успешной работы вышеперечисленных факторов необходимо:

- предоставить студентам свободу к самостоятельной форме обучения;

- заинтересовать их творческой интересной работой, в которой им будет предоставлена возможность самим ставить проблему и находить пути ее решения;

- привлекать к организации НИР наиболее одаренных студентов;

- создавать условия для привлечения студентов к работе в платных проектах.

Стимулирование интереса молодежи к науке нуждается в определении некоторых нюансов: когда следует начинать приобщение к науке, кого следует привлекать, при каких условиях произойдет приток молодых, а также, на какой срок их пребывания в науке следует рассчитывать.

В настоящее время есть две научные сферы: магистратура и докторантура со средним временем обучения и научно-техническая сфера. Магистратура – это институт, занимающийся не только подготовкой молодых научных сотрудников. Для повышения интереса к будущей научной карьере, важно студентов вторых и третьих курсов привлекать к исследовательской работе, чтобы в будущем обучение в аспирантуре не казалось выполнением скучного и неинтересного исследования.

К научной исследовательской работе следует привлекать студентов, обладающих рядом качеств. Для этого необходимо знать, по каким критериям оценивать способности студента. Одним из главных преимуществ – является наличие у студента способности воспринимать и воспроизводить чужие мысли. Но если студент не владеет навыками научного мышления – выделять и ставить проблему, а также находить пути ее решения, то его способности к научно-исследовательской деятельности можно ставить «под вопросом». Основными критериями оценки способности студентов к научному труду и научным исследованиям являются:

- стремление к учебе;

- успехи в научных исследованиях;

- желание и готовность участвовать в научных исследованиях и организации научных мероприятий;

- эрудиция, широкий кругозор;

- умение работать в команде (ответственность, коммуникабельность, чувство локтя);

- аттрактивность, положительные личные качества (бескорыстие, умение отдавать больше, чем получать);

- готовность к участию во внутренних и внешних научных конференциях, школах-семинарах и других научных форумах;

- наличие научных печатных работ, в т.ч. во вневузовских сборниках;

- стремление к участию в общественной жизни вуза.

Для стимулирования активности студентов в научно-исследовательской работе необходимы помимо реорганизации института магистратуры внедрить механизм материального поощрения для студентов, занимающихся наукой, в виде надбавок к стипендиям за участие в научных конференциях, публикации в научных сборниках, участие в НИР вне вуза (гранты, премии).

Рациональная организация системы НИР будет стимулировать повышение качества образования студентов и даст им преимущества на рынке труда. Научно-исследовательская работа поможет учащимся реализовать себя с творческой стороны, а также предоставит возможность заработать дополнительные средства. Кроме того, активная научная работа поможет студентам приобрести ценные навыки и опыт, который поможет в построении будущей карьеры или создании бизнеса.

Предлагаемые инновации по стимулированию интереса студентов ВУЗов к научной деятельности предлагается проводить и на уровне учебного заведения и на уровне государства.

Одним из важных моментов является способ организации научно-исследовательской работы в учебном заведении. Необходимо предоставить все условия для того, чтобы процесс научной работы проходил не в форме обязанности, которую навязали преподаватели, родители или общество, а с интересом, исходящим от самого студента.

Сегодня у студентов есть большой выбор программ, позволяющих раскрыть их потенциал, но награды за большую поделанную работу совсем незначительны. Поэтому у студента пропадает желание заниматься наукой. Сегодня, как никогда важно разработать систему материальных поощрений учащихся за их успешные научные проекты. На базе ВУЗа рационально будет создать специальный фонд развития НИР студентов. Средства этого фонда должны будут направляться на поддержание и развитие творческого и научного потенциала учащихся.

Немаловажным фактором стимулирования развития НИРС является правильная организация самостоятельной научно-исследовательской работы студента. Осуществление индивидуального подхода предполагает реализацию положений:

- привлечение студентов к НИР еще с 1-го курса и непрерывное наблюдение за их профессиональным и научным ростом на протяжении всего периода их обучения в вузе;

- наличие постоянной темы в течение нескольких лет обучения;

- практическая направленность научно-исследовательской работы, возможность реализации научных разработок на практике;

- наличие в качестве научного руководителя компетентного специалиста;

- программа индивидуального обучения, направленная на то, чтобы выявлять талантливых студентов и стимулировать их научно-исследовательскую деятельность.

Преподаватели, занимающиеся научной работой со студентами также должны быть отмечены. Сегодня многие преподаватели заставляют студентов формально выполнить проекты, которые потом можно будет использовать для отчета по НИР со студентами и не прилагают особых усилий и стремлений для создания творческой атмосферы, т.е. работа, которая могла быть для студентов интересна и полезна, становится формальной, скучной и ненужной.

Одним из мероприятий, прививающих науку молодежи, может стать включение обучения за границей, например в течение года, студентам 3-4 курсов всех специальностей с целью дать студентам возможность поработать в лабораториях, изучить особенности научной работы в другой стране. Сейчас в вузах существуют программы по обмену студентами с зарубежными учебными заведениями, на основе выигранных студентами грантов. Однако, число таких грантов ограниченно, но все же это позволит выявить наиболее целеустремленных к науке студентов. [3]

В высших учебных заведениях необходимо создать все необходимые технические условия для проведения испытаний и исследований, укомплектовать научные лаборатории современным оборудованием, предоставить студентам возможность пользоваться этим оборудованием.

Ниже мы приведем мероприятия, которые смогут разнообразить процесс обучения и повысить качество образования, а также интереса студентов к научной работе:

- проведение практических занятий непосредственно в условиях, близких к реальным;

- проведение специальных курсов, тренингов и дисциплин по инновационной тематике для стимулирования студентов к собственным разработкам и исследованиям;

- привлечение студентов к участию в различных научных конференциях, дебатах, круглых столах, конкурсах, разработке бизнес-планов, исследований, через создание в ВУЗе базы данных – портала, всех мероприятий в Республике и за рубежом. Важно делать это интересно, так как свободное от учебы время студентов ограничено, и он не будет посвящать его неинтересной работе, которая является лишь формальностью и не приносит ни морального, ни материального удовлетворения.

Остается без сомнения тот факт, что основная часть мероприятий по созданию условий заинтересованности занятием наукой молодежи лежит на государстве. Поскольку именно оно составляет основные стратегические программы по развитию образования в стране, выделяет финансирование на развитие учебных заведений. В силах государства привлечь молодежь к науке, для этого необходимо лишь создать достойные условия для ученых, причем как молодых, так и уже состоявшихся.

Заниматься наукой должно быть интересно, престижно и выгодно как с материальной точки зрения, так и с точки зрения престижа в обществе. [4]

Предложим часть мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в науку:

Повсеместная поддержка молодых ученых, начиная от мотивации в учебном заведении путем предоставления государственных наград за достижения и заканчивая вознаграждениями за каждый успешный научный проект. А также на уровне государства обязать все организации ставить во главе команды реализующей проект, именно ученого, создавшего его.

Оснащение современным оборудованием лабораторий учебных заведений: большая часть учебных заведений не может существовать на самофинансировании, необходимо разработать программу по привлечению к спонсорству или взаимовыгодному сотрудничеству крупных промышленных предприятий.

Социальные гарантии: необходимо увеличить размер заработной платы ученых, повысив тем самым их социальный статус.

Внедрение вышеперечисленных мероприятий позволит поднять престиж научно-исследовательской деятельности и привлечет молодежь в науку.

Литература:

  1. http://pandia.org О. Н. Гегечкори, Ю. А. Бессараб “Как привлечь вузовскую молодежь в науку”
  2. http://window.edu.ru “Научное творчество и организация НИДС в вузе: курс лекций” ст 16 . Автор/создатель: Галустов А.Р., Глухов В.С.
  3. http://www.scienceforum.ru Аноп М.Ф., Петрук Г.В. ”Пути привлечения молодежи в научное исследование”
  4. http://nauchforum.ru Петрук Г.В. ”Молодежь и наука”
Основные термины (генерируются автоматически): студент, научная работа, научно-исследовательская работа, наука, научно-исследовательская деятельность, привлечение студентов, учебное заведение, вовлечение молодежи, процесс обучения, рынок труда.


Ключевые слова

мотивация, потенциал, интеллектуальная деятельность, НИР (Научно-исследовательская работа), конференции

Похожие статьи

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы

В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Формирование и развитие кадрового потенциала образовательной организации

Статья посвящена важности формирования сильной и профессиональной команды педагогов и административного персонала в образовательных учреждениях. Автор обращает внимание на процесс правильного подбора квалифицированных специалистов, их профессионально...

Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе

В статье представлен опыт внедрения новых подходов при организации научно-исследовательской работы курсантов военного вуза за счет применения современных педагогических технологий, с целью их активного включения в процесс научного познания, развития ...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Мотивация труда как основа воспроизводства интеллектуального капитала в России

В статье исследованы мотивационные основы стимулирования сотрудников, направленные на повышение инновационной активности, профессиональных навыков и их интеллектуального потенциала. Представлены базовые методы мотивации воспроизводства интеллектуальн...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Усиление роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов усиления роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе. Автор делает акцент на необходимости повышения имиджа инженерной профессии в реалиях современ...

Тенденции инновационного развития, региональный аспект (на примере Республики Хакасия)

В настоящее время для перехода экономики страны на инновационный путь развития необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. В д...

Похожие статьи

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы

В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Формирование и развитие кадрового потенциала образовательной организации

Статья посвящена важности формирования сильной и профессиональной команды педагогов и административного персонала в образовательных учреждениях. Автор обращает внимание на процесс правильного подбора квалифицированных специалистов, их профессионально...

Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе

В статье представлен опыт внедрения новых подходов при организации научно-исследовательской работы курсантов военного вуза за счет применения современных педагогических технологий, с целью их активного включения в процесс научного познания, развития ...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Мотивация труда как основа воспроизводства интеллектуального капитала в России

В статье исследованы мотивационные основы стимулирования сотрудников, направленные на повышение инновационной активности, профессиональных навыков и их интеллектуального потенциала. Представлены базовые методы мотивации воспроизводства интеллектуальн...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Усиление роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов усиления роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе. Автор делает акцент на необходимости повышения имиджа инженерной профессии в реалиях современ...

Тенденции инновационного развития, региональный аспект (на примере Республики Хакасия)

В настоящее время для перехода экономики страны на инновационный путь развития необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. В д...

Задать вопрос