В статье рассматриваются факторы формирования благоприятного делового климата и повышения инвестиционной привлекательности экономики Узбекистана для прямых иностранных инвестиций, их динамика и формы привлечения.
The article examines the factors creating a favorable business climate and increase the investment attractiveness of Uzbekistan's economy for foreign direct investments, their dynamics and forms of attraction.
Ключевые слова: миграция капитала, иностранные инвестиции, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, инвестиционный климат.
Keywords: capital migration, foreign investments, direct investments, portfolio investments, investment climate
Высокая инвестиционная активность – необходимое условие развития экономики, важный фактор устойчивого долгосрочного экономического роста. Инвестиционная активность достигается за счет роста объемов инвестиционных ресурсов и их эффективного использования в реальном секторе экономики. Инвестиции формируют научно-технический потенциал и повышают конкурентоспособность экономики страны на мировом рынке. Большое значение при этом для многих государств имеет привлечение иностранного капитала в форме прямых, портфельных инвестиций и других активов.
Прямые иностранные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов, дающие право участия в управлении предприятием на территории другого государства и получения прибыли. Портфельные инвестиции – это вложения капитала в иностранные ценные бумаги, которые не дают инвестору право контроля за объектом инвестирования, но обеспечивают высокую ликвидность активов. К прочим активам относятся торговые кредиты, кредиты, полученные от международных организаций и другие.Выбор инвестиционной политики зависит от заданных на данном конкретном этапе развития экономических целей.
На наш взгляд, наиболее приемлемыми являются прямые инвестиции, так как они характеризуются наличием долговременных интересов инвестора в экономике принимающей страны и могут принести большую выгоду по сравнению с другими активами. Также прямые иностранные инвестиции являются наиболее эффективным способом интеграции национальной экономики в мировую экономику.
Реальные объемы инвестиционных потоков между различными странами и регионами определяются:
- несовпадением объема спроса на инвестиции и объема их предложения в разных странах;
- наличием в странах-импортерах более дешевого сырья и рабочей силы;
- возможностью монополизации рынка принимающей страны;
- стабильностью политической обстановки и благоприятным инвестиционным климатом в принимающей стране.
Понятие инвестиционного климата характеризуется комплексностью и включает следующие направления: государственную политику в отношении иностранных инвестиций; экономические условия (общее состояние экономики, состояние валютной, финансовой, кредитной системы страны, таможенный режим и т.п.); действующее законодательство в области создания, функционирования, налогообложения предприятий.
Страны конкурируют между собой по привлечению иностранных инвестиций в экономику, так как последние позволяют привлекать дополнительные инвестиционные капиталы, использовать передовые зарубежные технологии, технику и методы организации производства, расширять и диверсифицировать отечественное производство, повышать его эффективность, облегчить доступ к мировому рынку, развивать экспортные возможности, создавать дополнительные рабочие места.
Узбекистан обладает значительными запасами золота, урана, меди, серебра, свинца, цинка, природного газа и других полезных ископаемых. В стране выявлены 1644 месторождения полезных ископаемых, общий минерально-сырьевой потенциал оценивается в 11 трлн. долл. Узбекистан также характеризуется выгодным географическим расположением, что создает благоприятные условия для развития регионального сотрудничества, участия в региональных и транснациональных транспортных коридорах, обладает квалифицированной, но дешевой рабочей силой.
За годы независимости в Узбекистане удалось достичь политической и макроэкономической стабильности, сбалансированности внутреннего и внешнего секторов экономики, создать условия для поддержания высоких темпов экономического роста – в среднем 8% в год, развить новые высокотехнологичные отрасли, создать устойчивую банковско-финансовую систему, снизить налоговую нагрузку.
С 1июля 2005 года предприятия с иностранными инвестициями освобождены от уплаты налогов на прибыль, налога на имущества, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, обязательных отчислений в дорожный фонд. Льготы предоставляется сроком от 3 до 7 лет в зависимости от объема прямых инвестиций до 3млн. долл. - на 3 года, до 10млн. долл. - на 5 лет, свыше 10млн. долл. – на 7 лет [4].
Установлена упрощенная система государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями по принципу в «одно окно».
В республике создана широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана система мер стимулирующих деятельность предприятий с иностранными инвестициями. Государство гарантирует предоставление иностранным инвесторам не менее благоприятных условий, чем для отечественных инвесторов. К гарантиям относятся: стабильность законодательства, сохранение собственности использования средств, их перевода и возврат и др. [3]
Все это формирует благоприятный инвестиционный климат. Так, по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в рейтинге «Doing Business» группы Всемирного банка позиция Узбекистана за 2015 год выросла со 103 места на 87 (расчет по 189 странам). [5]
Основой правового регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в Республике Узбекистан являются Законы «Об иностранных инвестициях», «Об инвестиционной деятельности», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», а также ряд Указов Президента и Постановлений Правительства.
Иностранные инвесторы осуществляют инвестиционную деятельность в Республике Узбекистан в следующих формах: создание предприятия, полностью принадлежащего иностранному инвестору; долевое участие в предприятиях, компаниях, банках, страховых организациях и других предприятиях, созданных совместно с юридическими и /или физическими лицами-резидентами Узбекистана; приобретение акций, облигаций, сертификатов акций и других ценных бумаг; приобретение прав на интеллектуальную собственность (авторские права, патенты, товарные знаки и другие); приобретение права собственности на объекты торговли, сферы обслуживания, жилые помещения, включая права владения и пользования землей и природными ресурсами; приобретение концессий и других формах, не противоречащих законодательству.[1]
Иностранные инвесторы могут создавать в Республике Узбекистан предприятия в любой допускаемой законом организационно-правовой форме. Предприятием с иностранными инвестициями считается предприятие, в котором иностранные инвестиции составляют не менее 30% акций или доли уставного фонда. [1]
Анализ динамики освоения иностранных инвестицийпоказывает, что поток привлекаемых в экономику Узбекистана иностранных инвестиций в различных формах растет из года в год (табл.1). Так, за I полугодие 2015 года совокупные инвестиции, привлеченные в иностранных валютах, увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 11%. [6]
Таблица 1
Динамика освоения иностранных инвестиций и кредитов[6]
Показатели |
Ед. изм. |
2013 |
2014 |
2013/I-II |
2014/I-II |
2015/I-II |
Иностранные инвестиции и кредиты |
млрд. сум |
5595,6 |
6818,1 |
2342,8 |
2998,2 |
3842,3 |
Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций |
% |
20,3 |
20,2 |
19,4 |
20,0 |
21,3 |
Прямые иностранные инвестиции |
млрд. сум |
4379,1 |
5339,1 |
1744,6 |
2434,6 |
2977,1 |
Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций |
% |
15,9 |
15,8 |
14,4 |
16,2 |
16,5 |
Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций |
% |
78,3 |
78,3 |
74,5 |
81,2 |
77,5 |
Источник: Данные Госкомстата Республики Узбекистан
За этот же период 2016 года объем иностранных инвестиций вырос на 17,2%, до 1,76 млрд. долл. Их удельный вес в общем объеме капиталовложений увеличился до 23% против 21,3% за этот же период 2015 года. Объем освоенных иностранных инвестиций, привлеченных под гарантии Правительства Узбекистана, составил 590 млн. долл. (рост 1,19 раза), объём прямых инвестиций - 1,17млрд. долл. В рамках государственной инвестиционной программы реализовано 43 проекта, стоимостью 1,9 млрд. долл. [7]
В целом, в 2016 году в Узбекистане планируется освоить 4,04 млрд. долл. иностранных инвестиций по 154 инвестиционным проектам. [7]
Партнерами по реализации инвестиционных проектов являются компании более 20 государств мира, в том числе из Южной Кореи, России, Китая, Германии, Японии, Нидерландов и других стран. А также такие крупнейшие международные финансовые институты, как Азиатский банк развития, Мировой банк, Исламский банк, инвестиционные банки Южной Кореи и Японии, ряда арабских государств и др.
Анализ структуры иностранных инвестиций по отраслям экономики показывает, что их доля наиболее высока в топливно-энергетическом секторе экономике и незначительна в сельском хозяйстве, пищевой промышленности (табл.2).
Динамично развиваются ведущие отрасли экономики Узбекистана: электроэнергетическая, машиностроение и металлообработка, нефтегазодобывающая, легкая,пищевая. Успешная реализация инвестиционных программ предприятиями этих отраслей экономики требует значительного притока новых источников финансирования, в том числе и в форме прямых иностранных инвестиций.
Таблица 2
Структура иностранных инвестиций по отраслям экономики (%) [6]
Показатели |
2013 |
2014 |
2013/I-II |
2014/I-II |
2015/I-II |
Инвестиции - всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Производственное строительство |
94,9 |
94,7 |
92,5 |
94,0 |
94,5 |
топливно-энергетический сектор |
35,0 |
59,9 |
36,4 |
58,1 |
65,0 |
металлургия |
0,8 |
0,1 |
0,3 |
0,0 |
0,3 |
химическая и нефтехимическая |
3,7 |
0,8 |
2,9 |
0,8 |
1,4 |
машиностроение |
1,4 |
1,0 |
1,0 |
1,3 |
1,2 |
легкая |
3,6 |
1,3 |
6,5 |
1,6 |
2,2 |
пищевая |
1,9 |
3,5 |
0,4 |
0,9 |
0,3 |
строительных материалов |
1,0 |
1,0 |
1,4 |
0,3 |
0,02 |
сельское хозяйства |
3,0 |
2,3 |
3,5 |
2,8 |
1,0 |
транспорт и связь |
40,3 |
22,1 |
36,4 |
24,2 |
18,8 |
другие отрасли |
4,1 |
2,7 |
3,7 |
4,0 |
4,3 |
непроизводственное строительство |
5,1 |
5,3 |
7,5 |
6,0 |
5,5 |
Источник: Данные Госкомстата Республики Узбекистан
В связи с этим важно систематически работать над совершенствованием инвестиционного климата в Узбекистане, формированием инвестиционной политики, гибко реагирующей на изменяющуюся экономическую ситуацию в стране и мире. Однако, необходимо помнить о следующих проблемах, связанных с привлечением иностранного капитала:
- иностранный капитал вкладывается в экономику единовременно при покупке или создании предприятия. А репатриация прибыли происходит постоянно. Поэтому возникает необходимость решения вопроса о ее реинвестировании;
- инвестирование иностранного капитала направляется в отрасли, приносящие максимальную прибыль. Это может вызвать непропорциональное развитие национальных отраслей;
- есть опасность ввоза экологически вредных производств.
И поэтому иностранные инвестиции должны привлекаться на принципах социально-экономической эффективности, взаимовыгодности и поддержания приоритетности государственной структурной и воспроизводственной политики, экологической и экономической безопасности.
Литература:
- Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях» № 603-1от 30.04.1998 г.
- Закон Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности» № 719-1 от 24.01.1998г.
- Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»
- Указ Президента Республики Узбекистан № УП—4434 от 10.04.2012 г. «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций».
- Каримов И.А. Наша главная цель – несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса // Вечерний Ташкент от 16 января 2016 г. № 12
- Экономика Узбекистана. Информационно-аналитический бюллетень за январь-июль 2015 г. – Ташкент, 2015.
- http://www.ru.sputniknews-uz.com/economy/20160428