В Российской Федерации предусматриваются достаточно жесткие налоги для предпринимателей. Естественно, желание по значительному сокращению расходов в их деятельности преследуется многими предприимчивыми деятелями. Однако за уклонение от оплаты налогов уголовное наказание по Уголовному Кодексу Российской Федерации (далее — УК РФ) грозит не только индивидуальным предпринимателям (физические лица), но и руководителям организаций.
Для этого в УК РФ (от 13.06.1996 № 63-ФЗ) предусмотрена ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации». В части первой статьи содержится следующая информация:
- Запрещается не оплачивать налоги и (или) сборы с организации посредством непредставления налоговой декларации или других документов, которые должны обязательно представляться по законодательству РФ о налогах и сборах. Так же запрещается включать в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложные сведения. И если это совершается в особо крупных размерах — предусмотрено следующее наказание:
1) штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей;
2) штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
3) принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
4) арест на срок до шести месяцев;
5) лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового [6].
- Во втором пункте данной статьи отмечено, что если такое деяние, совершено группой лиц по предварительному сговору или же в особо крупном размере — предполагается следующее наказание:
1) штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей;
2) штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
3) принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
4) либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Следует так же отметить, что у ст. 199 есть еще два примечания. Так, крупный размер в данной статье признается сумма налогов и (или) сборов, что составляет за период в пределах 3 финансовых лет подряд больше 5 миллионов рублей. При этом должно соблюдаться условие, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 миллионов рублей.
Особо крупный размер таких налогов (по ст. 199) — это сумма, что составляет за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 15 миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 45 миллионов рублей.
Во втором примечании отмечается, что лицо, которое впервые совершило преступление, которое предусмотрено этой статьей, освобождается от уголовной ответственности, если ним или организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачена сумма недоимки и соответствующая пеня, а также сумма штрафа в размере, который определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации [3].
В роли объекта такого злодеяния выступает нарушение порядка оплаты налогов. Предметом являются сборы и налоги, взимаемые, согласно Налоговому кодексу (НК), с организаций.
В качестве субъекта преступления, который подпадает под 199 статью, может выступать:
– руководитель организации, который уклоняется от уплаты различных пошлин и налогов;
– главный (старший) бухгалтер;
– лица, которыми выполняются обязанности руководителя или бухгалтера;
– сотрудники организации, что причастны к уклонению от налогов (которыми искажались данные в декларациях и других документах, скрывались доходы и т. п.) [2, c. 65].
Есть масса способов уклониться от уплаты сборов и налогов. Причем все способы перечислить достаточно сложно, так как предприимчивые руководители организаций изобретают новые схемы, как только старые перестают действовать.
В досудебном производстве по ст. 199 выделяют два этапа:
- Доследственная проверка.
Сотрудниками ОЭБ или УЭБ МВД проверяется обоснованность поступивших в отношении организации сведений о факте уклонения от налогов и решается, возбуждать уголовное дело или нет.
Так же проводится предварительная проверка материалов до возбуждения уголовного дела:
– проводится опрос заинтересованных лиц, осуществляется анализ документов, актов ревизий и аудиторских проверок. С помощью всего этого выясняется суть выявленного нарушения, его влияние на начисление и уплату налоговых платежей;
– устанавливается, в каких бухгалтерских документах искажались данные о доходах, расходах и суммах выплат, что были начислены в пользу работников, а так же круг лиц, которые причастны к таким искажениям;
– выясняется, всеми ли бухгалтерскими документами подтверждаются факты уклонения от уплаты налогов или страховых взносов, а также то, как руководитель, бухгалтер и другие работники организации объясняли такие обнаруженные факты [5, c. 129].
Аудиторская проверка проводится, если у следователя появились сомнения по достоверности выводов налогового инспектора или контролирующих органов. Это тогда, когда не использовались необходимые методы документальной и фактической проверки или в акте налоговой проверки отсутствуют факты, которыми подтверждаются нарушение налогового законодательства.
- Предварительное расследование.
Обычно, основанием для проведения правоохранительными органами проверки организации является информация, что сообщена им налоговой инспекцией после проведения проверки, вынесения решения и выставления требования об уплате налогов, штрафов и пени.
И чтобы выполнить такое требование, у организации есть 2 месяца. В противном случае, возбуждается уголовное дело, дополнительная налоговая проверка для которого не нужна. Еще до возбуждения дела правоохранительные органы могут проводить дознание и участвовать в проверках, которые проводятся при этом налоговой инспекцией Российской Федерации.
Уже после возбуждения дела его досудебное расследование проводит следователи Следственного комитета РФ. В дальнейшем первоначальные следственные действия по делам касательно налоговых преступлений начинаются с планирования расследования, в дальнейшем определяются задачи, которые нужно решать в процессе расследования уголовного дела.
Обыск проводится в организации или в месте пребывания налогоплательщика для обнаружения документов или предметов, которые могут иметь непосредственное отношение к делу. Для определения максимально удобного времени по проведению обыска следователем выясняются условия и порядок работы налогоплательщика. Им позже определяется круг лиц, какие будут участвовать в нем, а позже обеспечивает внезапность и принятие мер по предупреждению утечки необходимой информации.
Выемка производится с целью изъятия документов, какие отсутствовали в ходе проверки и имели отношение к уголовному делу, что расследуется.
В качестве свидетелей допрашиваются юридические лица, учредители, сотрудники организаций-контрагентов, иные лица, что причастны к уклонению от уплаты налогов. Необходимость и очередность определенного допроса определяют особенности конкретного уголовного дела.
Во время допроса руководителя и главного бухгалтера предприятия, организации выясняются все обстоятельства, если ими включались в бухгалтерские документы заведомо ложные данные, выясняется роль каждого из участников при составлении и подписании документов.
При допросе налогоплательщика физического лица выясняются факты и размеры когда, занижаются доходы, завышаются расходы, причина и наличие умысла.
Когда допрашивается руководитель и главный бухгалтер организации (индивидуальный предприниматель), работодатель, гражданин (налоговый агент) выясняются такие дела:
– является ли такой сотрудник штатным работником;
– какой размер его совокупного дохода;
– вел ли он учет совокупного годового дохода;
– представлялись ли организацией в налоговые органы необходимая информация, что касаются доходов, что ему выплачивались ему и удерживались у него [4, c. 155].
Так же при расследовании налоговых преступлений зачастую могут назначаться еще судебно-бухгалтерская и судебно-экономическая экспертизы, а также техническое исследование документов.
Специфика вопросов, которые могут возникнуть у следователя в процессе расследования преступлений по ст. 199 УК РФ, а так же особенности проведения экспертных исследований, которые смогут дать ответ на них, побуждают вести роль о специальной экономической экспертизе. Так же для этой цели нужно разработать понятийный аппарат.
Поэтому в задачи налоговой экспертизы входит изучение следующего:
– системы синтетического и аналитического учета расходов по налогам;
– определение сумм, которые не подлежат налогообложению;
– отражение налогового обязательства перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;
– соблюдение налогового законодательства, когда формируется налоговая база;
– полнота и своевременность оплаты налога в бюджет [1, c. 198]
Таким образом, картина следствия налоговых преступлений, которые предусмотрены ст. 199 УК РФ, отражается в разнообразных документах, так как средства совершения налоговых преступлений — это исключительно документы. Часто картина следствия налогового преступления имеет отражение и в «виртуальном следствии», исследовании памяти компьютерных систем и отдельных компьютеров.
При этом нужно средство преступления отличать от предмета преступного посягательства. Декларацию, документ учета, другую финансовую документацию относят к средствам совершения данных преступлений. Конечная цель — это не искажение содержания документов, а дальнейшее избегание по уплате налогов.
Особенностью расследования преступлений ст. 199 можно считать и то, что хотя они сами носят скрытый характер, действия правонарушителей обязательно находят свое отражение в различных финансово-хозяйственных документах.
Можно сделать вывод, что особенностями расследования преступлений по ст. 199 УК РФ является сложный многокомпонентный анализ определенных документов: бухгалтерские документы, налоговые декларации и другие отчетные документы. Так же привлекаются соответствующие специалисты (ревизоры, аудиторы, налоговые инспекторы и эксперты), которые в полной мере владеют нормативно-правовой базой налоговой сферы.
Литература:
- Боровиков А. В. Место и роль налоговой судебной экспертизы в процессе расследования преступлений, предусмотренных статьей 199 УК РФ. А. В. Боровиков. // Вести Волгоградского государственного университета, 2012. — Серия 5. — № 2 (17). — С. 197–200.
- Кучеров И. И. Налоговые преступления (теория и практика расследования): монография. / И. И. Кучеров. — М.: ЮрИнформ, 2011. — 288 с.
- Проблема уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации: особенности преступления и наказание за него по ст. 199 УК РФ. / Электронный ресурс. — Режим доступа: http://ugolovka.com/prestupleniya/finansovye/uklonenie-ot-nalogov/s-organizatsii.html
- Россинская Е. Р. Теория судебной экспертизы. / Е. Р. Россинская. — М.: Норма, 2009–384 с.
- Соловьев И. Н. Преступные налоговые схемы и их выявление. / И. Н. Соловьев. — М.: Проспект, 2015. — 160 с.
- Уголовный Кодекс Российской Федерации. Последняя действующая редакция с комментариями. / Электронный ресурс. — Режим доступа к сайту: http://stykrf.ru/