Место педагогических технологий в обучении в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 11.01.2017

Статья просмотрена: 637 раз

Библиографическое описание:

Алимсаидова, С. А. Место педагогических технологий в обучении в вузе / С. А. Алимсаидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 432-434. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37634/ (дата обращения: 19.12.2024).



В условиях гуманизации образования существующая теория и технология обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т. е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В вузе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на занятиях каждого студента, повышают авторитет знания и индивидуальную ответственность студентов за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать с помощью педтехнологий. В. П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют несколько различных позиций:

  1. Педагогическая технология понимается как процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи, включающий применение эвристических методов и системного анализа для улучшения обучения (В. П. Беспалько, М. А. Чошанов, Б. А. Сластенин, В. М. Монахов, Б. Скипнер, С. Гибсон, Т. Сакамото).
  2. Педагогическая технология рассматривается как обширная область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук. (П. И. Пидкасистый, В. В. Гузеев, М. Эраут, Р. Стакенас, В. Кауфман, Д. Эдди, С. Ведемейер).
  3. Представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать несколько значений педагогической технологии одновременно (М. В. Кларин, В. В. Давыдов, Т. К. Селевко, Д. Финн, К. М. Силбер, П. Митчелл, Р. Томас).

Педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Понятия «образовательная» и «педагогическая» технологии в значительной степени перекрываются. С одной стороны, понятие «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляется несколько шире, чем понятие «педагогическая технология» (относящаяся к сфере педагогики), ибо образование включает, кроме педагогических, ещё разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты.

Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.

В процессе обучения можно выделить как минимум содержательную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность учащихся) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и студентов) стороны. Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций. Так, первой стороне соответствуют концепции содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др. Процессуальной стороне — концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и др. Мотивационной — концепции мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр. Организационной — идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, «погружения» в учебный предмет [3], концентрированного обучения и др. Все эти концепции в свою очередь обеспечиваются технологиями. Например, концепции проблемного обучения соответствуют такие его технологии: проблемно-диалоговое обучение; проблемно-задачное; проблемно-алгоритмическое; проблемно-контекстное; проблемно-модельное; проблемно-модульное; проблемно- компьютерное обучение.

Технологий обучения существует огромное количество. Каждый преподаватель может самостоятельно придумать новые формы работы с аудиторией. Часто используют на занятиях работу в парах, когда студенты учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Интерактивное творчество преподавателя и студента безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента.

Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но, и развивает саму познавательную деятельность, переводим ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, по значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения студентам учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Главное — уважение личности студента, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал «Учитель и ученик растут вместе». Педтехнологии позволяют расти как студентам, так и преподавателям. Обратим внимание на тот факт, что в целостном процессе обучения учителю необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется. Дело в том, что зачастую учитель стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике какую-либо одну технологию или отдельные висите привлекательные ее элементы. В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известные из них «большой круг», «мозговой штурм», «дебаты». Эти формы эффективны в том случае, если па уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у студентов имеются первоначальные представления, полученные на занятиях или в житейском опыте.

Обобщая всё вышеизложенное, можно сделать следующий выводы, что при новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.

Литература:

  1. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. — В двух книгах. Книга 1. Общие основы процессов обучения. — М.: Владос, 2003. — 574 с.
  2. Педагогика: Учебник для педагогических учебных заведений. / Под ред. П. И. Пидкасистого. Педагогическое общество России. -М., 2002. — 604 с.
  3. Современные педагогические технологии в личностно-ориентированном обучении и воспитании; Учебно-методическое пособие для учителей и воспитателей / Под обшей ред. д.п.н., проф. Р. Х. Джураева, — Ташкент, 2008.
  4. Ахмедова Л. Т. Роль и место педагогических технологий в профессиональной подготовке студентов — Ташкент, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивное обучение, педагогическая технология, студент, учебный процесс, групповая работа, диалоговое обучение, процесс обучения, процесс познания, технология обучения, учебный материал.


Задать вопрос