В условиях гуманизации образования существующая теория и технология обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т. е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
В вузе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на занятиях каждого студента, повышают авторитет знания и индивидуальную ответственность студентов за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать с помощью педтехнологий. В. П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют несколько различных позиций:
- Педагогическая технология понимается как процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи, включающий применение эвристических методов и системного анализа для улучшения обучения (В. П. Беспалько, М. А. Чошанов, Б. А. Сластенин, В. М. Монахов, Б. Скипнер, С. Гибсон, Т. Сакамото).
- Педагогическая технология рассматривается как обширная область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук. (П. И. Пидкасистый, В. В. Гузеев, М. Эраут, Р. Стакенас, В. Кауфман, Д. Эдди, С. Ведемейер).
- Представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать несколько значений педагогической технологии одновременно (М. В. Кларин, В. В. Давыдов, Т. К. Селевко, Д. Финн, К. М. Силбер, П. Митчелл, Р. Томас).
Педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Понятия «образовательная» и «педагогическая» технологии в значительной степени перекрываются. С одной стороны, понятие «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляется несколько шире, чем понятие «педагогическая технология» (относящаяся к сфере педагогики), ибо образование включает, кроме педагогических, ещё разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты.
Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.
В процессе обучения можно выделить как минимум содержательную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность учащихся) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и студентов) стороны. Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций. Так, первой стороне соответствуют концепции содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др. Процессуальной стороне — концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и др. Мотивационной — концепции мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр. Организационной — идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, «погружения» в учебный предмет [3], концентрированного обучения и др. Все эти концепции в свою очередь обеспечиваются технологиями. Например, концепции проблемного обучения соответствуют такие его технологии: проблемно-диалоговое обучение; проблемно-задачное; проблемно-алгоритмическое; проблемно-контекстное; проблемно-модельное; проблемно-модульное; проблемно- компьютерное обучение.
Технологий обучения существует огромное количество. Каждый преподаватель может самостоятельно придумать новые формы работы с аудиторией. Часто используют на занятиях работу в парах, когда студенты учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
Интерактивное творчество преподавателя и студента безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента.
Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но, и развивает саму познавательную деятельность, переводим ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, по значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения студентам учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Главное — уважение личности студента, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Конфуций писал «Учитель и ученик растут вместе». Педтехнологии позволяют расти как студентам, так и преподавателям. Обратим внимание на тот факт, что в целостном процессе обучения учителю необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется. Дело в том, что зачастую учитель стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике какую-либо одну технологию или отдельные висите привлекательные ее элементы. В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными.
Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известные из них «большой круг», «мозговой штурм», «дебаты». Эти формы эффективны в том случае, если па уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у студентов имеются первоначальные представления, полученные на занятиях или в житейском опыте.
Обобщая всё вышеизложенное, можно сделать следующий выводы, что при новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.
Литература:
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. — В двух книгах. Книга 1. Общие основы процессов обучения. — М.: Владос, 2003. — 574 с.
- Педагогика: Учебник для педагогических учебных заведений. / Под ред. П. И. Пидкасистого. Педагогическое общество России. -М., 2002. — 604 с.
- Современные педагогические технологии в личностно-ориентированном обучении и воспитании; Учебно-методическое пособие для учителей и воспитателей / Под обшей ред. д.п.н., проф. Р. Х. Джураева, — Ташкент, 2008.
- Ахмедова Л. Т. Роль и место педагогических технологий в профессиональной подготовке студентов — Ташкент, 2009.