В статье отражены социальные идеалы экранных образов детского и юношеского киноискусства советского и современного периода, раскрыто понятие социальных идеалов. Приведен ряд архетипов идеалов советского и постсоветского кинематографа, приведены примеры раскрытия перечисленных прообразов.
Ключевые слова: социальные идеалы, экранные образы, экранные герои, киноискусство, советский период, постсоветский период, эволюция социальных идеалов российского кинематографа.
Актуальность данной проблемы подчеркивается тем, что в настоящее время происходит модификация содержательной основы социальных идеалов экранных образов киноискусства. Следует отметить, что наш век ведет за собой изменение ценностных ориентаций личности в восприятии кинопроизведений. Киноискусство является важным социальным институтом, в связи с тем, что активно влияет на жизнь человека, как зрителя и его социализацию, способствуя формированию сознания человека. Кино выполняет функции проводника социального опыта на протяжении всей жизни личности, приобщает к ценностям и нормам общества.
Если провести грань между киноискусством второй половины прошлого века и нынешнего времени, то можно увидеть процесс эволюции киноиндустрии, как в положительную динамику, так и в отрицательную. Так, например, дети дошкольного возраста второй половины прошлого тысячелетия при ответе на вопрос: «Кем они хотят стать, когда вырастут?» — выбирали следующие варианты ответов: пожарный, милиционер, врач, учитель, парикмахер, воспитатель. Причины выбора детьми этих профессий связаны с тем, что в советском кинематографе отражалось, что все эти герои-люди — честные, умные и достойные граждане своей страны. Общество данными профессиями гордилось, поддерживались рабочие семейные династии. При этом дети «засматривались» мультфильмами «Дядя Стёпа — милиционер», 1964 года выпуска и «Доктор Айболит», 1984 года выпуска. В настоящее время в современных отечественных фильмах артисты, сыгравшие роли простых людей чаще всего показываются как люди неуспешные в жизни, профессия их не является престижной, современными детьми и подростками они не выбираются и не являются значимыми, не входящими в число так называемых «социальных идеалов». Термин «социальные идеалы» по мнению составителей энциклопедии В. Л. Абушенко, А. А. Грицанова, Г. М. Евелькина — это «представление о совершенном состоянии социальных объектов, отражающее наиболее значимые ценности культуры, являющиеся критерием оценки реальности и ориентиром деятельности индивида и социальных групп» [2]. Таким образом, социальные идеалы экранных образов киноискусства складываются из иерархичной лестницы героев киноискусства, которые сопрягаются с определенными ценностными ориентациями молодежи. Рассматривая проблемы, затронутые нами в статье, приведем ряд архетипов идеалов советской культуры: «герой труда», «защитник Отечества», «мудрый отец», «семьянин», «справедливый человек», «гуманный человек». Данные формулировки отображают ценностные ориентации и социальные установки, формирующиеся посредством киноискусства в советском обществе.
Социальный идеал «Герой труда» — построен на приоритетной ценности профессиональной деятельности человека, труда и является неотъемлемым свойством полноценной личности. В данном прообразе рассматривались не только труженики и передовые рабочие с большим трудовым стажем, но и труженики советской деревни. Данный архетип отражается в картинах «Трактористы», 1939 года выпуска — картина, в которой женщина, Марьяна Бажан, ломая стереотипы, является руководителем женской тракторной бригады и Героем Труда Советского Союза.
Социальные идеалы советского времени формировались не только в кинокартинах, но и посредством мультипликации. Например, сказка «Двенадцать месяцев», 1972 года несет в себе бесценные нравственные идеи, помогая маленькому зрителю ориентироваться в мире человеческих отношений. В традициях народа здесь раскрыт образ главной героини — падчерицы (сильная, добрая, смелая, трудолюбивая). Мультипликационный фильм «Золушка», 1947 года отображают важные качества личности главной героини — упорство, трудолюбие, понимание, эмпатию, скромность и терпимость. Произведение показывает, что лишь данные качества личности помогли девушке изменить свою жизнь. В данном случае «сказка используется как некое «Педагогическое пособие по разрешению трудных и неразрешимых ситуаций» предоставляемое специалистом или родителем» [1, C. 897].
В социальном идеале «Защитник Отечества» отражается ценность патриотического величия силы и могущества экранных героев, которым подражают в обычной жизни многие поколения мальчишек. Это социальный идеал сконцентрировал в себе следующие гражданские качества: мужество, сила духа, патриотизм, воинская честь и достоинство, «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» (В. Даль). Кинопроизведение «Летят журавли», 1957 года экранизирует глубину и чистоту чувств, мужественный характер людей, которых «не сломал» дух войны. Данный фильм с удивительной эмоциональной силой рассказывает о простых людях, в судьбы которых безжалостно вторглась война. Следовало бы привести следующие кинопроизведение — это «А зори здесь тихие...», 1972 года, в котором отображено, что не только мужчины, но еще и девушки и женщины участвуют в неравных военных боях наравне с мужчинами, защищая свою Родину. Художественный фильм «В бой идут одни «старики», 1973 года повествует зрителю размах войны, беспощадные бои русского народа с фашистскими захватчиками, радость первой победы над врагом, величие братства, скрепленного кровью и горечь утраты. Данные кинопроизведения несут в себе достойные подвиги дедов и отцов, которые совершали высоконравственные поступки во имя своего гражданского долга, тем самым формируя образ современника того времени.
Социальные идеалы «Мудрый отец» и «Семьянин» в советском кинематографе ярко был отражен в виде идеала гуманного и нравственного человека, который построен на взаимопонимании, дружбе и любви, лежавших в основе взаимоотношений в обществе, в семье. Свое воплощение он находил в доброте, уважении к себе и другим, добросовестности, великодушии, ответственности за воспитание детей. Названные архетипы в киноискусстве рассматривали проблемы мира подростков и молодежи, проблемы «отцов и детей», проблемы семьи и брака, и всего общества в целом. Примером данного прообраза является художественный фильм — «Евдокия», 1961 года, который является редким примером картины исключительно о крепкой семье, любви, показывает пример «настоящей женщины» и «настоящего мужчины». Фильм показывает идеал мужчины (надежный, добрый, понимающий, решительный, тактичный и внимательный) и женщины (заботливой, хозяйственной, порядочной); идеал семьи, которая сталкиваясь с любыми трудностями, всегда остается крепкой и дружной. Картина отражает воспитание детей, при котором дети сами выбирают свою судьбу, и, несмотря на иные желания родителей — они приемлют выбор своих детей.
Социальные идеалы «Справедливый человек» и «гуманный человек» включает в себя воплощение духовных ценностей как неотъемлемых частей менталитета советского человека, формируя всесторонне развитую личность, в которой соединяются ответственность, уважение к людям, высокая нравственность, добро и справедливость. В киноискусстве советского времени существовали и противоположные архетипы — «антиидеалы», которые воспроизводили в себе недостатки жизни общества [3].
С изменением социально-экономических и политических воззрений, ценностных переориентаций в обществе происходит серьезная динамика изменений социальных идеалов отечественного киноискусства. При этом можно выделить параллель личных качеств героев советского и современного кино, в связи с измененной иерархией ценностей. Нами был проведен опрос юношей и девушек в возрасте 15–17 лет для выявления социальных идеалов экранного искусства в современном обществе. Были выделены следующие идеалы («успешный бизнесмен», «супермен») и качества личности («мобильный человек», «успешность», «креативность», «самодостаточность») в кинопроизведениях современного периода. Из этого анализа получаем, что «герой труда» — «успешный бизнесмен» — этот прообраз изменен в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией в стране, то есть если соотносить советский и современный кинематограф, то, трудовой героизм в экранизации фильмов подменяется успешным бизнесом и карьерным ростом. Проводя параллель между «защитником Отечества» и «суперменом», очевидно, что современный идеал отражает сверхвозможности личности. Но, кроме положительных социальных идеалов, существует совокупность «антиидеалов», в результате которых зритель стирает грань «добра и зла», «можно-нельзя», «нравственно-безнравственно», тем самым нарушая баланс восприятия экранной информации и формирования социальных идеалов у современных подростков и молодежи.
Таким образом, социальные идеалы вскрывают проблемы состояния общественного сознания и поведения личности, показывает иные образцы и модели социально-конструктивного поведения, которые должны менять общество к лучшему через положительные социальные образы.
Литература:
- Георгиевская Д. А. Социализирующие функции сказкотерапии в работе с современными детьми дошкольного возраста/ Д. А. Георгиевская, С. П. Акутина // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 896–899; С. 897.
- Социология: Энциклопедия/Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин и др. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
- Н. Ф. Хилько. Духовно-нравственный потенциал детского кино и телевидения в России: теория, история и современность: Монография. — Омск, 2011. — 88 с.