Развитие внешнеторговой деятельности регионов как инструмент повышения национальной экономической безопасности страны (на примере Челябинской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 06.01.2017

Статья просмотрена: 1015 раз

Библиографическое описание:

Мацуев, А. Н. Развитие внешнеторговой деятельности регионов как инструмент повышения национальной экономической безопасности страны (на примере Челябинской области) / А. Н. Мацуев, В. В. Безпалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 230-236. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37686/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье отмечена актуальность исследований внешнеторговой деятельности регионов в контексте повышения национальной экономической безопасности Российской Федерации посредством ее регулирования. На основе анализа ряда отраслей Челябинской области и ключевых характеристик внешнеторговых операций региона выявлены особенности и проблемы развития данного направления, сформулированы предложения по совершенствованию способов повышения эффективности экспортно-ориентированных производств в современных условиях.

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность региона, национальная экономическая безопасность, сырьевой экспорт, инвестиции

The article noted the relevance of studies of foreign trade activities of regions in the context of enhancing national economic security of the Russian Federation by way its regulation. Based on the analysis of a number of industries sectors of the Chelyabinsk region and the key characteristics of the region's foreign trade operations of the peculiarities and problems of development of this direction, and formulates proposals to improve the ways of increase the efficiency of export-oriented production in modern conditions.

Key words: foreign trade activities of the region, national economic security, commodity exports and investments

Модернизация национальной экономики России и переход ее на инновационный путь развития требуют коренных преобразований в одной из важнейших сфер функционирования реального сектора экономики — региональных промышленных комплексов. В условиях финансово-экономического кризиса, ограничений и санкций, введенных рядом западных стран, развитие внешнеторговой деятельности региональных экономических систем и входящих в их состав промышленных предприятий, которые становятся активными экономическими субъектами на мировом рынке, является существенным фактором экономического роста страны, повышения ее политического и экономического суверенитета [1]. Процессы специализации национальных экономик, происходящие на международной арене, требуют от правительств создания условий экономической устойчивости и развития промышленных комплексов различными способами и механизмами. Таким действенным инструментом в России является сбалансированное развитие внешнеторговой деятельности ее субъектов, позволяющее преодолевать сырьевую направленность отечественной экономики, необходимость которой, в том числе, отмечена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683. Девальвация российского рубля, а также меры, проводимые Правительством Российской Федерации в рамках объявленной политики импортозамещения, создают благоприятные экономические условия хозяйствующим субъектам для осуществления экспортно-импортных операций. При этом в условиях падения доходов от экспорта нефти и газа внешняя торговля региональных промышленных комплексов является важнейшим инструментом экономического развития РФ, тем самым повышая ее национальную безопасность. Вместе с тем, в силу различных обстоятельств, в том числе при административно-командной системе управления экономикой в СССР, сложившаяся экономическая специализация регионов, без учета их конкурентных преимуществ, а также отсутствия необходимых компетенций и мотивации у политического руководства субъектов к проведению взвешенной экономической политики, текущая интенсивность внешнеторговой деятельности многих регионов в современных, рыночных условиях не соответствует их потенциальным возможностям. Вместе с тем, именно структура производства в регионе, определяемая функционирующими на его территории промышленными комплексами, и характер интеграции в мировую экономику выступают важными факторами, обеспечивающими характер развития региональной экономики с макроэкономических позиций [2].

Учитывая вышеизложенное, исследование внешнеторговой деятельности субъектов РФ в целях выявления потенциальных источников экономического роста, а также обеспечения экономической безопасности Российской Федерации представляется наиболее актуальным в настоящее время.

Одним из регионов с развитым промышленным комплексом в Российской Федерации, активно осуществляющим внешнеторговые операции, является Челябинская область. Внешнеторговый оборот за 2015 г. составил $4 317,4 млн., в том числе: экспорт — $3329,1 млн., импорт — $988,3 млн.

Челябинская область — индустриально развитый субъект Российской Федерации, входящий в Уральский федеральный округ. Численность населения области составляет 3 500 716 чел. (на 1 января 2016 г.), и имеет устойчивую динамику роста с 2010 года (рис. 1).

Рис. 1. Динамика численности населения Челябинской области, человек [3]

Челябинская область также имеет устойчивый рост валового регионального продукта в расчете на душу населения (Рис. 2).

Рис. 2. Динамика ВРП на душу населения Челябинской области, рублей [4]

В регионе основное развитие получили следующие отраслевые промышленные комплексы: металлургический, машиностроительный и металлообрабатывающий, топливно-энергетический, строительный, аграрно-промышленный. Однако, ранее отрасли регионального промышленного комплекса специализировались на производстве продукции машиностроения и станкостроения, в настоящее время данная территория в большей степени является регионом с явно выраженным сырьевым характером — 73,6 % от общего объема экспорта области по итогам 2015 года (экспорт черных и цветных металлов), а экспорт продукции машиностроения составляет лишь — 7,3 %. [5]; 60 % общего объёма произведенной промышленной продукции региона производит металлургический комплекс, в то время как машиностроительный комплекс — не более 12 %.

Вместе с тем наблюдается резкое сокращение запасов полезных ископаемых, таких как руда черных и цветных металлов, что привело к необходимости закупки, в том числе у иностранных поставщиков, данной продукции для загрузки производственных мощностей и недопущения простаивания оборудования. Так в 2015 году импорт черных и цветных металлов составил 19,9 % от общего объема импорта области. Таким образом, превышение доли продукции в структуре экспорта металлургического комплекса, рассчитанного на вывоз металлов за пределы региона, при значительном исчерпании природных ресурсов, является одной из важнейших проблем экономики, скорейшее решение которой имеет стратегическое значение для Челябинской области. В этой связи представляется необходимым поиск способов и механизмов увеличения объемов именно не сырьевого экспорта в целях диверсификации экономики и предотвращения угрозы резкого падения валового регионального продукта. При этом источником увеличения объемов несырьевого экспорта должно стать создание высокотехнологичных, инновационных продуктов с использованием современных отечественных технологий, а так же способов и механизмов продвижения данного продукта на внутреннем и внешнем рынках.

Одним из возможных источников экономического роста Челябинской области является машиностроительный комплекс. В настоящее время данный комплекс производит менее 12 % объема промышленной продукции региона, что при наличии производственных мощностей является крайне низким показателем. Так, помимо экспорта черных и цветных металлов и продукции машиностроительного комплекса, регион экспортирует минеральную продукцию (соль, сера, земли, руды, шлаки, зола) – 5,5 % от общего объема экспорта; продукцию химического промышленности — 2,5 %, продовольственные товары – 2,3 % (рис. 3).

Рис. 3. Товарная структура экспорта Челябинской области [6]

Учитывая товарную структуру экспорта, преобладание в импорте продукции машиностроения является совершенно закономерным: продукция машиностроения составляет более 47 % от общего объёма импорта области, черные и цветные металлы –19,9 %, продукция нефтехимического комплекса — 12,4 %, минеральная продукция (соль, сера, земли, руды, шлаки, зола) –9,2 %, товары народного потребления –7,6 %.

Исходя из представленной структуры внешнеторговых операций по номенклатуре товаров — преобладанием экспорта сырья над экспортом готовой продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, при наличии значительных мощностей машиностроительного комплекса, включая мощности по станкостроению, а также принимая во внимание значительное истощение природных ресурсов, стимулирование производства и экспорта товаров машиностроительного комплекса является основным условием роста экономики региона.

Машиностроительный комплекс Челябинской области является одним из крупнейших в Российской Федерации. Структура производства машиностроительного комплекса:

− транспортные средства — 38,4 % (АО «Автомобильный завод «Урал», ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод», ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод» и др.);

− машины и оборудования — 38,0 %; (ООО «Челябинский тракторный завод — Уралтрак», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», АО «Копейский машиностроительный завод», АО «Челябинский механический завод» и др.);

− электрооборудование — 23,6 %. (АО «Миассэлектроаппарат», АО «Теплоприбор», ПГ «Метран», АО «Челябинский электродный завод» и др.).

Челябинская область производит высокотехнологическую продукцию машиностроительного комплекса, так ПГ «Метран» является дочерней структурой компании Emerson, и выпускает конкурентоспособную продукцию, имеющую спрос на мировом рынке. АО «Златоустовский машиностроительный завод» является ведущим предприятием по изготовлению ракетных комплексов стратегического назначения для нужд военно-морского флота Российской Федерации. Также АО «Златмаш» на базе оборудования для производства продукции военного назначения занимается выпуском продукции гражданского назначения. Следует отметить, что использование передовых технологий военно-промышленного комплекса для производства продукции гражданского назначения является одним из наиболее эффективных способов для осуществления ускоренного технологического развития экономики региона в частности и страны в целом. Необходимо отметить, что прямая конверсия предприятий военно-промышленного комплекса для производства продукции гражданского назначения (как происходило в 1990-е годы) является недопустимой. В этой связи представляется необходимой разработка механизма передачи технологий, в том числе на основе зарубежных практик, позволяющего оптимальным способом удовлетворить потребностям как государства в обеспечении национальной безопасности, так и рынка в использовании передовых технологий для ускорения экономического роста. Вместе с тем, значительная доля производств машиностроительного комплекса работает на морально устаревшем оборудовании с низкими показателями эффективности. Техническое и технологическое обновление машиностроительного комплекса является необходимым для повышения конкурентоспособности продукции на российском и международном рынках. Достигнутый уровень объема инвестиций в основной капитал является недостаточным для поддержания производственной базы Челябинской области на должном техническом уровне. Для улучшения существующих тенденций необходимо создание такой среды для бизнеса, в которой вложение инвестиций в производство, в том числе в инновационное производство, будет основным способом получения высоких и стабильно растущих доходов. В этой связи Правительству Челябинской области совместно с предприятиями машиностроительного комплекса необходимо проводить политику по привлечению внутренних и внешних инвестиций в производство.

Таблица 1

Инвестиции вмашиностроительный комплекс Челябинской области (в ценах соответствующих лет, млн. рублей)

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

машины и оборудование (без производства оружия и боеприпасов)

975,7

1373,6

1300,1

797,8

995,6

1323,7

1156,5

2122,9

9325,5

электрооборудование

880,2

747,7

460,7

546,6

738,5

1395,1

1542,8

1324,2

3392,3

транспортные средства

729,1

786,3

633,5

862,1

1307,5

1675,0

1961,8

2115,6

1632,9

Данные, представленные в таблице 1, свидетельствует о росте объема инвестиций в сравнении с докризисным уровнем 2007 года, что, безусловно, оценивается положительно.

Одним из инструментов привлечения инвестиций, имеющимся в распоряжении субъектов Российской Федерации, является регулирование ставки налога на прибыль организаций. В Челябинской области в соответствии с Законом Челябинской области от 23.06.2011 № 154-ЗО действует система налогообложения по налогу на прибыль, направленная на стимулирование осуществления организациями капитальных вложений. В соответствии с данной системой организация, реализующая инвестиционные проекты, стоимость которых превышает 300 млн. рублей, имеет право на снижение ставки по налогу на прибыль до 13,5 % в части уплаты налога в бюджет региона на период до 5 лет.

Наличие указанной стимулирующей меры является необходимым условием для привлечения инвестиций в регион, однако минимальной порог стоимости инвестиционного проекта в 300 млн. рублей не позволяет в современных условиях привлечь малый и средний бизнес. Вместе с тем, наличие развитого малого и среднего бизнеса в машиностроительном комплексе позволяет снизить издержки предприятий на производство различных мелких комплектующих изделий к продукции машиностроительного комплекса. Таким образом, снижение порога, установленного указанным законом Челябинской области, будет способствовать не только увеличению инвестиций в основной капитал, но и повышению эффективности предприятий машиностроительного комплекса. Целесообразным представляется создание системы, в которой ставка налога на прибыль и льготный период будут зависеть от стоимости инвестиционного проекта (таблица 2).

Таблица 2

Система льгот по налогу на прибыль организаций

Стоимость проекта, млн. рублей

Ставка по налогу на прибыль организаций,% (в части уплаты налога вбюджет региона)

Срок действия льготы, лет

от 300

13,5

5

от 200 до 300

14,0

5

от 100 до 200

15,0

5

от 50 до 100

16,0

5

от 25 до 50

16,5

4

В случае постепенного снижения ставки налога на прибыль для организаций, реализующих инвестиционные проекты, позволит повысить инвестиционную привлекательность как предприятий крупного бизнеса, так и организаций малого и среднего бизнеса. Правительство Челябинской области приняло указанную меру(на сегодняшний день ставка налога на прибыль организаций в части уплаты в бюджет региона составляет 18 %) по снижению ставки налога на прибыль организаций в 2011 году, что стало одним из главных факторов роста объемов инвестиций в машиностроительный комплекс Челябинской области в среднем на уровне 157 % (за период 2012–2015 гг.). Применение предлагаемой расширенной меры позволит не только сохранить данные темпы роста, но и увеличить приток инвестиций в основной капитал.

Одним из инструментов реализации инновационного сценария социально-экономического развития региона является формирование государственных программ. Правительством Челябинской области разработана и утверждена государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области» на 2016–2018 годы, с общим объемом финансирования 3086, 8 млн. рублей, в рамках которой предусмотрен комплекс мер по созданию благоприятного инвестиционного климата, в том числе для субъектов малого и среднего бизнеса; комплекс мер, направленных на поддержку предприятий промышленного сектора, в том числе и машиностроительного комплекса. [8]. Особое внимание в указанной государственной программе уделено развитию экспорта, в том числе предусмотрены мероприятия по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат по участию в международных и межрегиональных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях. Вместе с тем, представляется целесообразным, учитывая кризисное состояния экономики, предусмотреть в рамках указанной государственной программы бюджетные средства на возмещение затрат предприятиям малого и среднего бизнеса, осуществляющим экспортные операции, в том числе возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам данных предприятий российским банкам, а также возмещение части затрат по регистрации и правовой охране за рубежом изобретений, прочих продуктов интеллектуальной деятельности, по сертификации продукции. Введение данных мер позволит увеличить объем экспорта российских предприятий за счет снижения издержек и повышения таким образом конкурентоспособности на мировом рынке. Следует отметить, что в 2015 году на реализацию предложенной меры были направлены бюджетные средства в объеме 24 млн. рублей, направленные на реализацию инвестиционных проектов 15 компаний-экспортеров. Таким образом, в среднем на одну компанию, занимающуюся экспортом продукции, приходилось 1,6 млн. рублей, что явно недостаточно для региона, объем экспорта которого превышает 200 млрд. рублей. [4]. Для повышения эффективности от предоставления на указанные цели бюджетных средств следует разработать систему показателей, исходя из которых предоставляются средства компаниям (объем экспорта, показатели эффективности деятельности предприятия, отсутствие задолженности по налогам и сборам, и др.)

Ключевым условием реализации инновационного сценария социально-экономического развития также является повышение эффективности государственного управления, в том числе через систему стратегического планирования и прогнозирования социально-экономических процессов. В этой связи разработана и включена в указанную государственную программу ведомственная целевая программа «Совершенствование государственного стратегического управления на 2016–2018 годы», в рамках которой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение эффективности регионального стратегического управления, в том числе мероприятий по формированию нормативно-правовой базы по оценке регулирующего воздействия, а также по повышению качеству прогнозов социально-экономического развития региона, составляемых Минэкономразвития Челябинской области, в том числе за счет формирования более достоверной статистической базы.

Таким образом, внедрение данных предложений позволит создать стимулы предприятиям-экспортерам Челябинской области для реинвестирования части прибыли в обновление производственного оборудования, что является необходимым условием для повышения конкурентоспособности предприятий на глобальном рынке товаров и услуг. Кроме того, реализация данных предложений позволит качественно изменить структуру экспорта, устранить сырьевую направленность экономики региона.

Литература:

1. Безпалов В. В., Петросян А. Д. Развитие методологии управления внешнеторговой деятельностью в региональных промышленных комплексах в условиях либерализации внешнеэкономических отношений. — М.: Палеотип, 2010. – 170 с.

2. В. В. Безпалов, Н. Ю. Сорокина, С. А. Лочан, Д. В. Федюнин. Развитие системы управления предприятий промышленного комплекса в условиях импортозамещения. — М.: РУСАЙНС, 2016 год. — 116 с.

3. Оценка численности населения на 1 января 2016 года и в среднем за 2015 год // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области (ЧЕЛЯБИНСКСТАТ). URL:http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chelstat/ru/statistics/population/ (дата обращения: 10.12.2016).

4. Валовой региональный продукт по Челябинской области за 2000–2014гг. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области (ЧЕЛЯБИНСКСТАТ)URL:http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chelstat/ru/statistics/grp/ (дата обращения: 10.12.2016).

5. Отчет Губернатора Челябинской области о результатах деятельности Правительства Челябинской области в 2015 году // Правительство Челябинской области. URL:http://pravmin74.ru/otchet-o-rabote/ (дата обращения: 23.12.2016).

6. Экспорт, импорт по странам-контрагентам, товарной структуре по Челябинской области в 2015 году // Уральское таможенное Управление. Челябинская таможня. URL:http://utu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=328&Itemid=234/ (дата обращения: 12.12.2016).

7. Основные показатели социально-экономического развития Челябинской области // Правительство Челябинской области.URL:http://pravmin74.ru/ekonomicheskoe-razvitie-chelyabinskoy-oblasti (дата обращения: 13.12.2016).

8. Постановление Правительства Челябинской области от 16.12.2015 № 623-П «О государственной программе Челябинской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области» на 2016–2018 годы и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области» (вместе с «Государственной программой Челябинской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области» на 2016–2018 годы») // Правительство Челябинской области.URL: http://pravmin74.ru/npa/postanovlenie-pravitelstva-chelyabinskoy-oblasti-ot-16-dekabrya-2015-goda-no623-p-o(дата обращения: 12.12.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): Челябинская область, машиностроительный комплекс, Российская Федерация, прибыль организаций, регион, внешнеторговая деятельность, гражданское назначение, мировой рынок, национальная безопасность, основной капитал.


Ключевые слова

инвестиции, национальная экономическая безопасность, внешнеторговая деятельность региона, сырьевой экспорт

Похожие статьи

Внешнеэкономическая деятельность российских регионов как инструмент повышения национальной экономической безопасности страны на примере Краснодарского края

В настоящей статье определена актуальность проведения исследований экономических аспектов территориальных образований в РФ на современном этапе. Посредством проведенного анализа внешнеэкономической деятельности экспортно-ориентированных отраслей Крас...

Развитие российского агропромышленного комплекса в контексте продовольственной безопасности

В статье проведен комплексный теоретико-методологический анализ основных аспектов развития отечественного агропромышленного комплекса, через призму исследования продовольственной безопасности исследуемой отрасли для нашей страны. Осуществлен критичес...

Проектный подход к формированию региональной программы импортозамещения на примере Московской области

В настоящей статье, на основе общего анализа импорта и его структуры, показана значимость формирования и реализации программ импортозамещения в РФ на современном этапе. Рассмотрев модели промышленной политики, сформулированы основные положительные ас...

Направления укрепления экономической безопасности функционирования и развития строительной организации

Экономическая безопасность страны — это прежде всего безопасность экономических взаимоотношений отечественных субъектов хозяйствования, характеризуется результативностью их деятельности. Вместе с тем реалии сегодняшнего дня указывают на обострение пр...

Конкурентоспособность предприятий химической отрасли как залог национальной безопасности России

Химическая отрасль России является одной из стратегических отраслей промышленности. В современных условиях отрасль находится в сильной зависимости от импорта, особенно в высокотехнологичных отраслях, что ставит под угрозу национальную безопасность ст...

Анализ внешнеэкономической деятельности региона как фактора повышения его экономической эффективности (на примере Белгородской области)

В статье раскрыта сущность внешнеэкономической деятельности как фактора, оказывающего влияние на развитие и повышение эффективности экономической природы Белгородского региона. Также произведен статистический анализ внешнеэкономического сотрудничеств...

Проблемы развития сельскохозяйственной отрасли в Красноярском крае

В статье рассматриваются основные блоки проблем конкурентного развития продовольственного рынка региона: неэффективная конкурентная среда, низкий уровень конкурентоспособности продукции АПК, слабая позиция региона на международном продовольственном р...

Совершенствование механизмов территориального планирования наукоградов в условиях реализации политики импортозамещения (на примере наукограда Фрязино)

В данной статье рассмотрены возможности использования потенциала наукоградов России, проанализированы характерные особенности их развития и функционирования, а также роль в инновационном развитии России, выделены существующие проблемы. На примере нау...

Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края)

В данной статье автором кратко обозначено понятие «конкурентоспособности предприятия», а также определена её роль при реализации туристической услуги. Кроме того, рассмотрены конкурентные преимущества и описаны недостатки курортно-туристических компл...

Конкурентоспособность региона: оценка и пути ее повышения

Конкурентоспособность региона является ключевым аспектом для экономики всей страны, поэтому для ускорения социально-экономического развития РФ в условиях глобализации необходимо формировать соответствующий уровень конкурентоспособности. Результатом т...

Похожие статьи

Внешнеэкономическая деятельность российских регионов как инструмент повышения национальной экономической безопасности страны на примере Краснодарского края

В настоящей статье определена актуальность проведения исследований экономических аспектов территориальных образований в РФ на современном этапе. Посредством проведенного анализа внешнеэкономической деятельности экспортно-ориентированных отраслей Крас...

Развитие российского агропромышленного комплекса в контексте продовольственной безопасности

В статье проведен комплексный теоретико-методологический анализ основных аспектов развития отечественного агропромышленного комплекса, через призму исследования продовольственной безопасности исследуемой отрасли для нашей страны. Осуществлен критичес...

Проектный подход к формированию региональной программы импортозамещения на примере Московской области

В настоящей статье, на основе общего анализа импорта и его структуры, показана значимость формирования и реализации программ импортозамещения в РФ на современном этапе. Рассмотрев модели промышленной политики, сформулированы основные положительные ас...

Направления укрепления экономической безопасности функционирования и развития строительной организации

Экономическая безопасность страны — это прежде всего безопасность экономических взаимоотношений отечественных субъектов хозяйствования, характеризуется результативностью их деятельности. Вместе с тем реалии сегодняшнего дня указывают на обострение пр...

Конкурентоспособность предприятий химической отрасли как залог национальной безопасности России

Химическая отрасль России является одной из стратегических отраслей промышленности. В современных условиях отрасль находится в сильной зависимости от импорта, особенно в высокотехнологичных отраслях, что ставит под угрозу национальную безопасность ст...

Анализ внешнеэкономической деятельности региона как фактора повышения его экономической эффективности (на примере Белгородской области)

В статье раскрыта сущность внешнеэкономической деятельности как фактора, оказывающего влияние на развитие и повышение эффективности экономической природы Белгородского региона. Также произведен статистический анализ внешнеэкономического сотрудничеств...

Проблемы развития сельскохозяйственной отрасли в Красноярском крае

В статье рассматриваются основные блоки проблем конкурентного развития продовольственного рынка региона: неэффективная конкурентная среда, низкий уровень конкурентоспособности продукции АПК, слабая позиция региона на международном продовольственном р...

Совершенствование механизмов территориального планирования наукоградов в условиях реализации политики импортозамещения (на примере наукограда Фрязино)

В данной статье рассмотрены возможности использования потенциала наукоградов России, проанализированы характерные особенности их развития и функционирования, а также роль в инновационном развитии России, выделены существующие проблемы. На примере нау...

Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края)

В данной статье автором кратко обозначено понятие «конкурентоспособности предприятия», а также определена её роль при реализации туристической услуги. Кроме того, рассмотрены конкурентные преимущества и описаны недостатки курортно-туристических компл...

Конкурентоспособность региона: оценка и пути ее повышения

Конкурентоспособность региона является ключевым аспектом для экономики всей страны, поэтому для ускорения социально-экономического развития РФ в условиях глобализации необходимо формировать соответствующий уровень конкурентоспособности. Результатом т...

Задать вопрос