Экономический кризис в России в период 2014–2016 гг. для предприятий общественного питания оказался одним из сложнейших периодов. За анализируемый период произошло снижение потребительской активности, что явилось следствием снижения доходов населения. Введение в действие продовольственного эмбарго и обвал российского рубля также отрицательно сказались на экономической деятельности предприятий общественного питания, особенно в сфере ресторанного бизнеса, где был «узко» представлен ассортимент блюд и кулинарных изделий, вырабатываемых из зарубежного сырья. Поэтому ресторанный бизнес в России понес существенные потери, но вызвал значительный рост компаний быстрого питания.
По данным Росстата оборот предприятий общественного питания в 2015 году показал отрицательный прирост в размере 5,5 %, что было отмечено, впервые начиная с 2009 года (рис. 1).
Рис. 1. Относительный темп прироста оборота общественного питания, % к соответствующему месяцу текущего периода
Проведенный анализ объема и динамики развития сегментов рынка общественного питания в России за 2015 год показал, что наибольший экономический ущерб был нанесен ресторанам среднего ценового сегмента, которые по итогам года показали падение на уровне 12,4 % (рис. 2).
Рис. 2. Объем и динамика развития сегментов рынка общественного питания в России в 2015 г.
После введения ЕС российских санкций оборот в отрасли общественного питания значительно снизился и составил в 2015 году 396 млрд. руб. В связи с падением покупательской способности, россияне стали отказывать себе в посещении ресторанов среднего ценового сегмента, предпочитая им заведения фудкорта. В 2015 году отмечен рост оборота в сегменте фастфуда, который составил 5,2 %. [1,5]
Сегмент ресторанов высокого ценового сегмента претерпел в 2015 году незначительные изменения, оборот их упал лишь на 0,2 %, что связано с более высоким и достаточно устойчивым доходом их посетителей.
В связи с ростом цен на продовольственное сырье и продукты питания значительно пострадали уличные фастфуд-рестораны и несетевые стрит-фуд-заведения. По итогам 2015 года их товарооборот упал на 5,5 %, составил всего 69,7 млрд. руб.
Сокращение уровня продаж за 2015 год на 6,8 % кулинарной продукции общественного питания в столовых и буфетах обусловлено ростом количества ресторанов, предлагающих комбоменю и бизнес-ланчи и огромный выбор фастфуд-заведений, работающих по демократичным ценам. Таким образом, оборот сегмента столовых в 2015 году составив 221,2 млрд. руб. В 2015 году оборот кофеен и кафе-кондитерских в России снизился на 3,8 %, и составил 225,6 млрд. руб.
Таким образом, спрос российского потребителя на продукцию фастфуда и снижение товарооборота ресторанов всех остальных форматов оказывают влияние на структуру российского общественного питания в целом. Так, по данным Росстата в 2015 году число прекративших работу ресторанов, кафе и баров превзошло число вновь открывшихся (рис. 3).
Рис. 3. Доли сетевых ресторанов, кафе и баров за 2014–2015 гг.
Поддержка Правительством РФ привлекательности российского туризма и запрет туристических туров в Египет, Турцию позволили в некоторой степени компенсировать потери ресторанного рынка. Так по оценкам маркетинговых агентств, в 2015 году падение рынка должно было достичь 6,3 %, а фактически оборот в индустрии общественного питания упал на 5,5 %. [6]
Одним из перспективных направлений развития сферы общественного питания является франчайзинг. В условиях падения потребительского спроса в период 2014–2016гг франчайзинг позволил многим операторам рынка скорректировать свои планы, сделав основной упор на развитии партнерской сети. В 2016 году такие сетевые рестораны, как «Г.М. Р. Планета гостеприимства», «Фуд-Мастер», «Вилка-Ложка», «ВОККЕР» путем продажи франшиз продолжали активно наращивать свое производство (рис. 4).
Рис. 4. Динамика доли франчайзинговых ресторанов, кафе, баров
За период 2014–2015гг оборот ресторанов, кафе, баров, столовых при предприятиях и учреждениях составил 19708,5 млн. рублей, что на 15,1 % (в сопоставимых ценах) меньше, чем в 2014 году. [3, 7]
В июне 2016 года оборот рынка общественного питания Челябинской области составил 1,6 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 5,6 % ниже соответствующего периода предыдущего года. [4]
Оборот общественного питания по городским округам и муниципальным районам Челябинской области за 2015 год представлен в таблице 1.
Таблица 1
Оборот общественного питания по городским округам имуниципальным районам Челябинской области за 2015 год1
Оборот общественного питания, тыс. рублей |
2015 в% к 20143) |
|
Всего по области4: |
5 310 680 |
94,6 |
городские округа: |
||
Верхнеуфалейский |
40 175 |
99,9 |
Златоустовский |
87 164 |
112,8 |
Карабашский |
…5) |
98,8 |
Копейский |
154 673 |
86,1 |
Кыштымский |
31 052 |
91,4 |
Магнитогорский |
1 105 834 |
105,2 |
Миасский |
218 455 |
86,3 |
Троицкий |
5 781 |
95,8 |
Усть-Катавский |
64 |
в 14,9 р |
Чебаркульский |
103 650 |
101,2 |
Челябинский |
2 371 977 |
87,5 |
Южноуральский |
49 500 |
90,4 |
муниципальные районы: |
||
Агаповский |
21 824 |
120,4 |
Аргаяшский |
45 602 |
128,6 |
Ашинский |
45 568 |
104,9 |
Брединский |
11 568 |
153,7 |
Варненский |
3 808 |
153,5 |
Верхнеуральский |
26 529 |
141,6 |
Еманжелинский |
…5) |
107,5 |
Еткульский |
…5) |
88,4 |
Карталинский |
38 506 |
192,7 |
Каслинский |
…5) |
120,7 |
Катав-Ивановский |
35 015 |
104,1 |
Кизильский |
…5) |
в 2,5 р |
Коркинский |
22 024 |
50,6 |
Красноармейский |
13 114 |
95,1 |
Кунашакский |
…5) |
в 7,1 р |
Кусинский |
…5 |
85,3 |
Нагайбакский |
1 159 |
87,6 |
Нязепетровский |
…5) |
76,6 |
Октябрьский |
7 713 |
114,6 |
Пластовский |
…5) |
в 12,1 р |
Саткинский |
59 098 |
108,2 |
Сосновский |
48 973 |
108,1 |
Троицкий |
1 686 |
90,1 |
Увельский |
4 066 |
85,2 |
Уйский |
- |
- |
Чебаркульский |
9 081 |
98,3 |
Чесменский |
1 645 |
57,5 |
1) Без учёта субъектов малого предпринимательства.
2) Данные уточнены.
3) В сопоставимых ценах, по сопоставимому кругу организаций, (т. е. предоставлявших сведения за отчетный год и соответствующий период предыдущего года) всех видов экономической деятельности.
4) С учетом данных по закрытым административно-территориальным образованиям.
5) Данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
На территории Челябинской области действуют следующие комбинаты питания:
- «Детское общественное питания», г. Челябинск;
- «Зарница», г. Челябинск;
- «Уральская кулинарная компания», г. Челябинск;
- «Комбинат питания», г. Челябинск;
- «Комбинат школьного питания», г. Челябинск;
- «Комбинат школьного питания», г. Копейск;
- «Метопит», г. Челябинск.
С целью поддержки развития предприятий общественного питания в Челябинской области, начиная с 2013 года проводиться ежегодный конкурс «Лучшее предприятие общественного питания». Цель конкурса — выявления и поощрения лучших предприятий общественного питания [5].
Проведенный анализ состояния общественного питания России и Челябинской области позволил сформулировать следующие выводы: наблюдается снижение оборота общественного питания, как в целом по России, так и по Челябинской области; в динамике оборота общественного питания отмечено снижение доли ресторанов со среднем ценовым сегментом; происходит увеличение доли сетевых предприятий общественного питания — фастфудов; одним из перспективных направлений в развитии общественного питания является франчайзинг.
Отрицательное воздействие на развитие рынка общественного питания в период 2016–2017 гг. может оказать: продовольственное эмбарго; ослабление курса рубля; снижение доходов населения; рост цен на продукты питания и алкоголь.
Несмотря на снижение покупательской способности, отмечаются повышенные требования к качеству блюд и гиперчувствительность к цене (снижение себестоимости блюд). [2]
Литература:
- Долматова И. А., Быстрова А. А. Пути повышения рентабельности предприятий общественного питания в условиях кризиса /Качество продукции, технологий и образования [Текст]: мат. X Междунар. науч.-прак. конф. — Магнитогорск: Изд-во гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. — С. 90–93.
- Зайцева Т. Н., Миллер Д. Э., Ходакова Е. Е. Влияние показателей качества и цены на конкурентоспособность продукции общественного питания /Современные исследования в развитии общественного питания и пищевой промышленности [Текст]: мат. Междунар. науч.-прак. и науч.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов.– Белгород, БУКЭП, 2016. С. 143–148.
- Курочкина Т. И., Зайцева Т. Н. Предприятия общественного питания города Магнитогорска в условиях эмбарго /Качество продукции, технологий и образования [Текст]: мат. X Междунар. науч.-прак. конф. — Магнитогорск, 2015. С. 88–90.
- Оборот рынка общепита Челябинской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3046315
- Рынок общественного питания в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://buybrand.ru
- Современное состояние и тенденции развития рынка общественного питания в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://CyberLeninka.ru
- Челябинскстат [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chelstat.gks.ru/