The article analyzes the problem of modern education, namely the divergence in the approach of the teacher to build the training course and the willingness and interest of students to learn the material, suggested the use of literature and film as means to build understanding between the different actors of the educational process as representatives of different generations
Keywords: the high theoretical level of teaching, generation X and generation Y, characteristics of professional activity, the experience of using literature and film in the educational process
Как известно, традиционной особенностью отечественного образования является высокий теоретический уровень представления материала. Преподаватели высшей школы выстраивают свои курсы преподавания дисциплин от общего к частному, начиная с рассмотрения предмета изучения данной научной дисциплины, различных подходов к его пониманию, далее переходя к истории становления научных взглядов, методов, используемых данной научной дисциплиной и т.д. Такой подход, несомненно, зрел, основателен, и, кроме того, закладывает основы понимания сущности психологических явлений и процессов. Однако, зачастую к студентам это не имеет никакого отношения, в лучшем случае они пережидают, когда же закончатся эти скучные вещи и речь пойдет о чем-то таком, с чем они сталкиваются каждый день. Более того, зачастую мы критикуем зарубежных исследователей за их сугубо эмпирический подход к исследованию, за недостаточное обобщение полученных данных, невысокий теоретический и методологический уровень исследований. Однако, именно эти исследования и вызывают интерес у студентов, желание их обсудить и даже частично повторить. Причем этот интерес возникает как у студентов, обучающихся по психолого-педагогическим специальностям и направлениям, так и у студентов совершенно иных направлений.
Как же преодолеть этот разрыв между совершенно обоснованным стремлением преподавателя выстроить серьезный научный курс преподаваемой дисциплины и ориентированностью студентов на рассмотрение и решение вопросов, непосредственно связанных с их опытом?
Здесь уместно вспомнить о поколении Х и поколении Y – теории, которая последнее время активное обсуждается в Интернете. Американские ученые Н. Хоув и У.Штраус обнаружили повторяющуюся модель поведения четырёх типов поколений в англо-американской истории, каждому из которых поколений присущ особый собирательный образ. Основы этой теории были изложены в книге «Поколения», вышедшей в 1991 году, подробный анализ теории поколений и проработанную терминологию Н. Штраус и У.Штраус предложили в книге 1997 года «Четвертое превращение» [3]. В России применение данной теории имеет свою специфику, поскольку события, под влиянием которых у нас формировались поколенческие ценности, несколько разнятся с американскими.
По мнению авторов, с начала ХХ века можно насчитать уже пять поколений. Родившиеся в 1900 – 1923 годах были причислены к GI – «поколению победителей». Их ценности складывались до 1933 года. В России это происходило под влиянием революционных событий 1905 и 1917 годов, коллективизации, электрификации. Трудолюбие и ответственность, а также приверженность идеологии были отличительными чертами человека этого поколения как работника.
Следующее поколение - с 1923 по 1943 год – авторы называют «молчаливым поколением», которое формировавшееся до 1953 года и отличалось терпеливостью и законопослушанием. В СССР решающее влияние на этих людей кроме Великой Отечественной войны оказали сталинские репрессии и восстановление разрушенной страны. Среди главных ценностей этого поколения – преданность, соблюдение правил и законов, уважение к должности и статусу, честь и терпение.
Далее в мир пришло поколение беби-бумеров, связанное с всплеском рождаемости (1943 – 1963 годы) и росло вплоть до 1973 года. В нашей стране его рост происходил под влиянием советской «оттепели», покорения космоса, совершенствования мировой супердержавы и ситуации холодной войны. Представители этого поколения как работники, пишут Н. Хоув и У.Штраус отличаются оптимизмом, заинтересованностью в личностном росте и вознаграждении, в то же время их отличает коллективизм и выработанный командный дух.
В 1963 – 1983 годы (воспитание, соответственно, шло до 1993-го) появилось «поколение Х», или «неизвестное поколение», к которому принадлежит большинство университетских преподавателей (на сегодняшний день им, соответственно 53-33 года). Фоном для развития этого поколения были холодная война, закрытость страны, война в Афганистане, застой, наркотики, СПИД, тотальный дефицит, начало перестройки. Прокатившийся во время поколения Х по стране бум разводов сделал их более гибкими в отношениях с людьми, а постоянная занятость родителей на работе — более самостоятельными. У бумеров заботы о подрастающем поколении не были приоритетными. Напротив, с их точки зрения, ребенок должен был быть тем более счастлив, чем с большим числом трудностей он сталкивался. Все это привело к тому, что, став взрослыми, представители этого поколения превратились в людей, для которых главными качествами стали постоянная готовность к переменам, расчет только на собственные силы, собственный опыт. Их также характеризует глобальная информированность и техническая грамотность [1].
И, наконец, «поколение Y», которое и составляет наше современное студенчество, родилось с 1983 по 2003 годы. Их жизненные ценности продолжают формироваться и сейчас. Основные события их становления — это распад СССР, частые теракты, новые эпидемии. Сильнейшее влияние на поколение Y оказало развитие технологий сетевой коммуникации, таких как электронная почта, служба коротких сообщений, средства мгновенных онлайн сообщений и других новых медиа-ресурсов наподобие видеохостинга YouTube и социальных сетей (Livejournal, MySpace, Facebook, Twitter и т.д.). Они наивны и склонны к работе в команде, великолепно ориентируются в компьютерных сетях, и, как следствие — им легче общаться с единомышленником, проживающим на другом краю планеты, чем с соседом по подъезду. Разделение на реальное и виртуальное для них довольно условно — они прекрасно «живут» в условиях виртуальной реальности, в блогах и в искусственных компьютерных мирах. Родители баловали их, всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно, поэтому поколение получилось хорошо управляемым, но вместе с тем уверенным в своей ценности. Для них важно немедленное вознаграждение за проделанную работу, поскольку в отдаленную перспективу они не верят. При этом долг и мораль в их системе ценностей занимают гораздо больше места, чем у их предшественников. Следование моде — это их кредо, а цель жизни — получение удовольствия в максимальных размерах. Согласно опросу на тему «Что для вас главное в жизни?», проведенному организаторами одноименного круглого стола в социальной сети Вконтакте, большинство молодых людей ставит на первое место познание чего-то нового и самосовершенствование. На втором месте по количеству голосов находится стремление создать крепкую и любящую семью [2].
В России, в отличие от США, теорию поколений больше изучают маркетологи, специалисты по рекламе и связям с общественностью и HR-менеджеры, которые и применяют её на практике. Так, Уральский банк реконструкции и развития и компания «Выпелком» поменяли HR-стратегию, чтобы привлечь и удержать работников-представителей поколения У: свободный график, постоянное обучение в игровой форме, геймификация карьерного роста, использование возможностей социальных медиа. Несомненно, данная теория небесполезна для анализа существующего положения в высшей школе.
К вышеизложенному можно добавить и существенные различия у преподавателей и студентов в представлении и реализации профессиональной деятельности. Если деятельность преподавателя высшей школы относительно стабильная, несмотря на сотрясения ее реформами, новыми стандартами и т.п., заработная плата невысокая и мало зависит от эффективности преподавательской деятельности, продолжительность работы на одном месте, как правило, длительная и т.п., то студенчество ориентировано уже во время учебы на совершенно другую по своему характеру деятельность. Она отличается краткосрочным подходом (работа по проектам, контрактам), отсутствием стабильности во времени (завтра твои услуги могут оказаться не нужны данной фирме), доход работника напрямую связан с результатами его деятельности (количество и объем сделок, клиентов, проектов, заказов и т.д.).
Тем не менее, поколения Х и Y могут и должны быть интересны друг другу, хотя бы потому, что одно и тоже явление они могут видеть с разных сторон, анализировать совершенно по разным основаниям, конечно, при условии терпимости данной личности к иной точке зрения.
Наш опыт преподавания ряда психологических дисциплин показывает, что необходим некий мост, соединяющий понимание реальности нашими поколениями, позволяющий сделать язык другого поколения, по крайней мере, не чуждым для другого. И таким мостом вполне может стать использование средств художественной литературы и кино. Так, построение курса «Психология общения» во -многом опирается на эти средства. Вначале мы делаем небольшой теоретический обзор изучаемого материала – ставим проблемы, обозначаем основные линии решения их в психологических исследованиях, затем начинаем основной блок, практически полностью основанный на интерактивных методах.
Например, при изучении первого этапа общения – установления контакта - после первоначального ввода студентов в обозначенную проблему (что также может быть осуществлено с помощью дискуссии, проблемных вопросов и т.д.) мы начинаем использовать игровые методы, позволяющие студентам здесь и сейчас реализовать, и увидеть особенности установления контакта между партнерами. Обычно такой подход к изучению материала студентам очень интересен, они готовы играть долго и по многим поводам – именно здесь они могут получить практические уроки «как надо» и «как не надо», разнообразные и по большей части позитивные эмоции, порешать конкретные проблемы в отношениях в одногруппниками и т.д. При этом огромное значение имеет анализ происходящих в аудитории явлений и процессов – вот здесь преподаватель и имеет возможность поднять обсуждение на другой уровень – с эмпирического на теоретический, и даже «замахнуться» на уровень методологический. Но, конечно, такая работа требует не только методической подготовленности преподавателя, но и его терпения, умения «не «бежать впереди паровоза.
Далее мы начинаем активно использовать литературные и кинематографические средства как эмпирическую основу для анализа особенностей общения. После того, как у студентов накоплен некий теоретический багаж – особенности вступления в контакт в различных культурах, роль визуального контакта, дистанция в общении и т.д. – мы предлагаем студентам подобрать фрагмент книги, фильма, который бы ярко, характерно представлял эти особенности. При этом студент может пользоваться теми категориями анализа, которые были уже использованы на занятии или предложить свои – главное, что он сделал попытку соединения части реальности с «сухой теорией». Наш опыт показал, что лучше использовать именно истории из книг или фильмов, а не припоминать какие-то эпизоды, случившиеся в реальной жизни – мастера искусства потому и мастера, что умеют точно, рельефно, интересно, лаконично представить интересующие нас явление или процесс. Презентация отрывка происходит обязательно в группе, а не в диаде «преподаватель - студент» - это очень важно для того, чтобы у каждого студента была возможность иного взгляда на представляемую проблему. Кроме того, после анализа студентом своего фрагмента к обсуждению приглашаются все остальные, которые могут увидеть что-то новое в данном фрагменте, выразить согласие или несогласие с интерпретацией выступающего, усилить какие-то стороны, подчеркнуть, выделить и т.д. Причем, как мы заметили, в обсуждении достаточно активно участвуют даже те студенты, которые в тренинговых частях занятия предпочитали занимать более пассивную позицию. Несомненно, это связано с энергией, творческим посылом того произведения, которое представляет студент. Конечно, очень важно, что студенты подбирают отрывки заинтересовавших лично их произведений, и чаще всего эти фильмы и книги интересны и их поколению в целом. Это помогает включиться в контекст, делает анализ более привлекательным для студентов. Кстати, мы убедились, что молодежь книги читает, пусть не те, которые читали или читают их родители, а уж фильмы практически составляют часть их реальности, и обсуждать особенности поведения Купера из фильма «Интерстеллар» или доктора Стренджа почти то же самое, что анализировать поведение их приятеля. Интересно, что студенты используют и киноматериалы прошлых лет. Так, один из студентов очень удачно проиллюстрировал этап вступления в контакт фрагментом из фильма Петра Тодоровского «Городской романс» 1970 года и тщательно его проанализировал (возможно, немногие и из взрослых преподавателей помнят его).
Такое обращение к эмпирическому материалу книг и фильмов помогает студентам, будучи на своей территории, делать «познавательные вылазки» в мир старшего поколения, и дает возможность последнему передавать важное и ценное, накопленное не одним поколением знание на основе понимания и взаимопонимания.
Литература:
1. Федулова А. Поколение У и поколение Х — кто они и в чем разница? - Адрес доступа http://moiarussia.ru/pokolenie-y-pokolenie-x/
2. Чумаков В. Время поколения Z. - Адрес доступа http://www.trud.ru/article/09-09-2011/267360_vremja_pokolenija_z.html
3. Howe, Neil; Strauss, William (1991). Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company. ISBN 978-0-688-11912-6.