This article seeks to examine how American cartoons affect the development of cognitive processes of children of preschool age. Also, consider and show examples of American cartoons.
Keywords: children, cartoon, attention, memory, imagination, perception.
Одним из действенных инструментов воспитания и обучения малыша является мультипликация. Немало психологов, включая немецкого психолога Райнер Пацлаф, который более 20 лет занимается изучением детской психики, изучали влияние мультфильмов на психику детей и подтвердили их развивающую, познавательную и воспитательную роль [3, с. 17].
Образные, блестящие мультфильмы недалеки от сказок, игр и общения. Имеется большое количество американских мультфильмов, которые позитивно влияют на ребенка. К ним можно отнести анимационные фильмы «Уолта Диснея»: «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев» и многие другие. Всем детям нравится смотреть мультфильмы. Но важно знать, что не все мультфильмы положительно влияют на ребенка. Многие американские мультфильмы отличаются от всех других мультфильмов образами героев. Например, всем известный мультфильм «Свинка Пеппа» показывает детям пример плохого поведения. Герои этого мультфильма прыгают и валяются в грязных лужах, портят вещи, обзывают родителей. Маленький ребенок будет считать такое поведение нормальным, что приведет к агрессии не только к родителям, но и окружающим.
Мультфильмы способны развивать внимание, память, воображение, восприятие.
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте [2, c. 202]. С раннего возраста внимание детей отличается непроизвольностью. Малышей заинтересовывают живописной игрушкой, громким звуком, ярким фоном. Внимание дошкольника привлекается предметами и объектами, которые проявляют эмоции. С формированием произвольного внимания дети могут направить личное сознание и сохранять его достаточно долго на каких-либо явлениях, объектах. Мультфильмы заинтересовывают малышей блестящим фоном, увлекательными персонажами, их поведением, смешными песнями.
Для детского восприятия, необходимо, чтобы положительный герой был симпатичным и внешне приятным. Тогда ребенку будет проще понять, кому из героев следует подражать, а кому нет.
Восприятие — это процесс воспроизведения в сознании человека предметов и явлений настоящего мира в их целостности, в совокупности их разных свойств и частей и при их воздействии на органы чувств. Для развития восприятия объединяются психические процессы и опыт, приобретаемый из окружающего мира [2, c. 181]. Функциональному развитию восприятия способствует многообразная деятельность: рисование, просмотр фильмов, прогулки, создание каких-либо поделок. При просмотре мультфильмов у малыша будет накапливаться опыт восприятия. Ребенок будет копировать все то, что он увидел и запомнил, и чаще всего это будет не правильное поведение героев мультфильма. Например, в мультфильме «Симпсоны», где демонстрируются сцены неуважительного поведения к людям, а сами герои несимпатичны и уродливы.
Во время просмотров мультфильмов у ребенка происходит восприятие героев. Восприятие и воображение тесно связаны между собой. Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Процесс развития воображения протекает у дошкольников в два этапа. В первую очередь оно носит непроизвольный характер, представления появляются внезапно [2, c. 260]. На втором этапе проявляются функциональные формы воображения, образуется произвольность процесса. В начале представления зарождаются по инициативе взрослого, вслед за этим ребенок пробуждает их сам.
Мультфильмы полностью захватывают внимание ребёнка и заставляют ненавязчиво запоминать вещи, благодаря памяти, которые наверняка пригодятся в будущем.
Память — это познавательный процесс, способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт. Именно память помогает человеку в запоминании и сохранении материала, действий, воспроизводить прошлый опыт. Отличная память является хорошим помощником в жизни, учебе [2, c. 218]. Ребенку не обязательно уметь запоминать все, что происходит вокруг. Чем старше ребёнок, тем лучше функционирует его память. Эта зависимость связана с тем, что с возрастом у ребёнка совершенствуются способы применения памяти, это характеризуется не развитием самой памяти, а техникой ее применения. Таким образом, с возрастом дети приобретают опыт в применении того или иного способа, чтобы быстро и просто запоминать полученную информацию, а потом применять ее в будущем. Немалое значение имеет то, что знания, должны быть значимы для него. Все это зависит от интереса ребенка к окружающему миру. Если у ребенка будет интерес, то ему будет проще все запоминать. Развитие памяти у детей проходит такие этапы, который выделил Р. С. Немов: сначала дети сохраняют в памяти сделанные ими действия, потом у них откладываются воспоминания о пережитых чувствах и эмоциях. Далее ребенок обучается запоминать и воспроизводить словесные описания действий и событий, которые услышали от других людей либо увиденные при просмотре мультфильмов. Ребенок учится сохранять в памяти образы героев, их поведение, эмоции и чувства.
Существует много мультфильмов, которые знакомят и повествуют об окружающем мире и жизни. С их помощью малыш научится считать, читать, даже говорить на иностранном языке, исследовать геометрические фигуры, цвета, получать знания о природе и жизни животных. Так, например, в мультфильме «Вперед, Диего, вперед!» герой сериала, восьмилетний мальчик Диего, вместе со своей сестрой Алисой и крохотным ягуаром оберегают животных в тропических лесах. Помимо исследования повадок животных, этот мультсериал обучает детей английскому языку. В мультфильме «Dora the Explorer» (Даша-путешественница) главная героиня Даша и её друзья — обезьянка Башмачок, Рюкзак и Карта — отправляются в путешествия, где они преодолевают препятствия и достигают цели. Зрителям задаются вопросы, предлагается найти предметы на экране, попрыгать и повторить слово на английском языке вместе с героями. Многообразные герои, увлекательные сюжеты позволяют ребенку расширить кругозор и повысить умственные способности. Из мультфильмов ребенок узнает много нового и интересного, что пригодится ему в будущем. Персонажи мультфильмов демонстрируют детям грамотную речь, также образ у детей представления о добре и зле, учат преодолевать трудности, страх, препятствия. Дети смогут между собой общаться, интересоваться и рассказывать про другие мультфильмы, делиться впечатлениями и опытом. Это поможет развить у детей способы коммуникации, интерес к окружающим. У детей появятся новые друзья, с которыми они могут вместе смотреть мультипликационные фильмы [1, с. 59]. При просмотре мультфильмов малыш приобретает несомненный жизненный опыт: он узнает, что хорошо, а что плохо, что дорогу можно переходить только в безопасных специальных местах, что играть с огнем нельзя, что обижать других — некрасиво, а помогать взрослым и заботиться о слабых — хорошо и благородно. При просмотре таких мультфильмов у детей появится интерес к окружающему миру. В будущем такие дети смогут хорошо учиться, развивать свои способности.
Таким образом, влияние мультфильмов сказывается положительно на развитии познавательных процессов малыша. Он начинает интересоваться окружающим, тем самым пополняя свои знания, запоминает примеры хорошего поведения и правильного общения с другими. Но стоит не забывать, что к выбору мультфильмов необходимо подходить серьезно и ответственно, так как в настоящее время все больше и больше появляются мультфильмы, которые негативно влияют на малыша.
Литература:
- Гришеева Н. П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. [Текст]// Нач. шк. Плюс до и после. — 2001. — № 8. — с. 59
- Немов Р. С. Общие основы психологии [Текст]. — Москва: Владос, 2003. — 687 с.
- Пацлаф Райнер «Застывший взгляд: Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей» [Текст] — М.: Evidentis — 2003, с. 43