В настоящее время такой термин как арт-терапия находится на пике популярности, но, к сожалению, не все понимают значение его и что оно в себя включает. В данной статье мы рассмотрели понятие арт-терапии, библиотерапию и видеотерапию в работе педагога-психолога с подростками и семьей.
Ключевые слова: арт-терапия, библиотерапия, книга, современная детская литература, видеотерапия, кинофильм.
Арт-терапия — понятие в последнее время, набирающее все большую и большую популярность. С данным видом деятельности, наверное, сталкиваются все в своей жизни хотя бы раз, не осознавая того. Если же говорить об определении арт-терапии, то его можно перевести как: «терапия искусством или лечение искусством». Первые упоминания об арт-терапии были в начале нашего века, относящиеся ко временам Марка Авелия и Блаженного Авустина, а именно 2 век н.э. и 4–5век н. э., но тогда упоминания о ней не сводились как к методу улучшения своего психологического человека [5]. После арт-терапия упоминается в 1938 году у автора А. Хилла, который использовал ее в работе с больными туберкулезом. В России же первые упоминания арт-терапии встречаются в работах Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой, Т. А. Добровольской, Е. Р. Кузьминой, М. Ю. Алексеевой, Л. Д. Лебедевой, Л. А.Аметовой.
Существуют различные виды арт-терапевтических техник. Приведем примеры таких разновидностей. Библиотерапия — один из видов арт-терапии, в котором используется литература, дословно переводится как лечение словом. Изотерапия является так же одним из методов арт-терапии, но «лечение» совершается уже с помощью изобразительного творчества, в основном средствами рисования. Кинезиотерапия является одним из видов лечебной физкультуры. Куклотерапия — метод психологической помощи, осуществляющийся посредством кукольного театра. Ландшафтотерапия — можно встретить иное название «натурпсихотерапия». Арт-терапевтическая техника, связанная с созерцание природы, прислушивания к шуму леса, природы, любованием красоты вокруг себя. Музыкотерапия — «самоисцеляет» с помощью музыки, как правило, это музыка без слов. Пескотерапия или песочная терапия основным материалом, как уже можно было догадаться, является песок. Полет фантазии не ограничен, существуют различные техники рисования на песке, вылепливание различных фигурок из песка, а также использование различных маленьких фигурок для неповторимой картины. Психотерапия средствами театрального искусства и кино. Если рассматривать только психотерапию средствами театрального искусство, то так же можно встретить и другое название данного метода арт-терапии как «психодрамма», чаще всего, форма работы является групповой. Суть такой разновидности арт-терапии заключается в проигрывании театральной постановки, как правило, спонтанно. Данная постановка включает в себя такие чувства как: мыслительные, телесные, чувственные, а также духовные. Сказкотерапия — «лечение сказками». Можно придумать сказки самим, можно воплотить свою сказку в жизнь, с помощью игрушек и т. д. Цветотерапия — второе название «хромотерапия» воздействие на организм с помощью цвета. Эстетотерапия — «лечение прекрасным», включает в себя несколько методов арт-терапии, таких как: цветотерапия, ландшафтотерапия и библиотерапия. У всех этих разновидностей арт-терапии существую свои принципы, они достаточно просты: Доступность — данный принцип гласит, что задания, которые предлагают клиенту, должны быть просты и понятны для любого возраста, как для самых маленьких, так и для взрослых. Задание не должно вызывать страха. Привлекательность — клиенту должно быть не только интересно «лечиться» искусством, но и весело. Комфортность — обстановка, окружающая клиента должна быть комфортной ему, не внушать страха. Формы работы при работе с клиентами две: индивидуальная и групповая.
Из вышеперечисленных разновидностей арт-терапии мы остановимся на библиотератии и кинотерапии. Раньше библиотерапия имела разные названия: «либротерапия» или «либропсихотерапия», но в 1916 году официально термин «библиотерапия» был принят Ассоциацией больничных библиотек США. Техника библиотерапия была призвана помогать людям осознать свои проблемы и находить способы решения, с помощью соотнесения себя с героем книги. Единого толкования термина библиотерапия нет. Назначение библиотеки древние египтяне видели в «аптеке для души», следовательно, книга — «лекарство». Конечно, книги, литература бывает разной и цели тоже, но главная цель все-таки одна, и эта цель — «лечение» или «исцеление». Так, А. М. Миллер и А. Е. Алексейчик предложили примерный список жанров литературы: специальная медицинская литература является первоглавенствующей среди остальных, она может дать больному знания, особенно важные для стимуляции психотерапевтических процессов успокоения, контроля и др; специальная научная литература схожа с предыдущей, однако отличие состоит в том, что пациенты нуждаются в психологической, научной помощи, нежели в медицинской; научно-популярная литература дает для менее подготовленных читателей наиболее общие представления о сложных областях знаний; философская литература помогает читателю получить целостное и разностороннее представление о себе, других людях и мире в целом; биографическая и автобиографическая литература, с помощью биографии выдающихся людей и их жизненных трудностях, достижениях помогает читателям найти что-то общее с мыслями и судьбами тех людей; классическая русская литература может различно воздействовать на читателя, в этом и заключается сложность практического применения. Часто необходимо ограничиваться небольшими, малоизвестными произведениями, дабы избежать наиболее популярных, учитывая тот факт, что они ранее уже были прочитаны, изучались в школе и с ними связаны определенные ассоциации, которые приходится преодолевать; современная зарубежная беллетристика является альтернативой читателям, для которых чужда классическая литература. Обычно эта литература проблемная, критическая, которая указывает на ошибки, заблуждения и способствует их преодолению; критическая литература и публицистика дают общие представления о писателях, произведениях, помогает лучше разбираться в произведениях, дает представления о писателях; юмористическая и сатирическая литература успешно учит читателей новому взгляду на себя и других людей, а также своеобразной психологической защите посредством юмора; афористическая литература. Читая данную литературу, пациент привыкает более спокойно относиться к крайностям, противоречиям, различным жизненным катаклизмам; фольклор, сказочная литература знакомит людей с мировоззрением народа; научно-фантастическая литература отличается выходом за границы привычного, что страшит и в то же время является необходимым для многих пациентов; детектив, приключенческая литература побуждает читателя к смелости, риску, находчивости; драматургия это большая концентрированность действия и наглядности. Пьеса учит диалогу, а также правилам общения. Драматургию же можно применять для самостоятельной поведенческой терапии или же для функциональных тренировок в семье; педагогическая литература может применяться для коррекции, формирования и развития различных качеств, умений, преодоления конкретных трудностей; юридическая литература помогает разобраться в причинах неправильного поведения, оценить степень вредности девиантного поведения; узкопрофессиональная литературапомогает перенести опыт высокого профессионализма в бытовые ситуации; прочая, случайная литература[1]. Таким образом, среди разнообразия такого количества литературных жанров, а также разнообразия книг педагогу-психологу очень важно найти нужные и необходимые книги. Как правило, книги, даваемые клиенту не должны превышать 50–70 страниц. Такой объем книг очень подходит как для подростков, так и для родителей, т. к. часто бывает, что у родителей мало времени из-за занятости на работе, домашние заботы и т. д. Подростки не готовы читать большие книги, так как зачастую у некоторых из них возникает «шок» и «страх» при виде громоздкой книги. Как часть общей литературы современная детская литература является искусством слова, она специально создана мастерами слова для детей [4]. Современная детская литература есть социокультурное явление, которое сопровождает развитие детской субкультуры в обществе [2]. Очень важно, чтобы читатель получал удовольствие и наслаждение от прочтения книги, так как без наслаждения означает по принуждению, а, следовательно, содержание книги будет осмысленно не до конца, не в полной мере. Для подбора книг, рекомендуемых для клиента, необходимо учитывать такие принципы, которые выделил А. М. Миллер: книга должна иметь доступность изложения или же наоборот, учитывать степень сложности; герой книги, его действия, его слова должны быть понятны клиенту; ситуация, описанная в книге и ситуация клиента должны быть максимально схожи [3]. Каждому клиенту педагог-психолог разрабатывает индивидуальный план работы, который содержит примерно около 7 книг. На прочтение и осмысление книг так же выделяется определенный срок времени — 3–4 недели. Книги, которые дают клиенту для прочтения могут быть с пометками в тексте, могут быть абсолютно чистые (без всяких пометок). Задания, предъявляемые к клиенту, будут зависеть от результата, которого необходимо добиться педагогу-психологу. Все книги после прочтения обсуждаются, с целью выяснения правильности понимания клиентом содержания. В ходе прочтения книг и выполнения заданий клиент должен вести свой читательский дневник, по которому можно проследить динамику улучшений или ухудшений состояния клиента, а также динамику личностного роста. Терапия художественными фильмами еще только развивается и свое практическое применение в работе педагога-психолога получает не часто. Однако терапевтическое воздействие, с помощью фильмов базируется на просмотре фильмов и последующем обсуждении, где сюжет максимально приближен к проблематике клиента. Если сравнивать лечебное воздействие библиотерапии и видеотерапии, то от последней эффект воздействия интенсивнее вследствие более емкой, кратковременной и эмоциональной насыщенности происходящих событий. Однако, что в случае с библиотерапией так и в случае с видеотерапией в связи с изобилием выбора кинофильмов, очень важно подобрать фильмы, которые не нанесут вреда, как подростку, так и семье.
Таким образом, педагог-психолог в своей работе такими техниками, как библиотерапия и видеотерапия должен четко понимать ситуацию клиента, а может быть и клиентов, и уже исходя из этого подбирать и анализировать необходимые материалы (книги и фильмы). Кинофильмы и книги, которые может рекомендовать педагог-психолог условно разделяются на 3 группы или категории. В первой группе демонстрируются примеры мужества, отражения душевных качеств и силы человека, тем самым помогая преодолевать сложные моменты жизни. Во второй группе демонстрируется то, что ресурсы и возможности человека не ограничены, стоит лишь поверить в себя, а ограничителем в этой вере служит сам человек. Поэтому необходимо познать свои возможности и себя. В третьей группе учат воспринимать происходящие ситуации с юмором. Что касается видеотерапии, то наверно нет таких семей, в которых бы не было телевизора, поэтому в настоящее время привычным отдыхом семьи является отдых на диване возле телевизора, благодаря этому можно совместить приятное с полезным. Если же говорить о библиотерапии, то далеко не все любят читать. Эффект от прочтения книги и просмотра видеофильмов заключается в том, что смотрящему или читающему, соотнося себя с героем или ситуациями, описывающими в книге и фильме, хочется тоже изменить что-нибудь в своей жизни, последуя примеру. Как правило, такой эффект достаточно кратковременный, но осознание того, что надо что-то менять в своей жизни уже есть огромный шаг. При таком систематическом воздействии эффект будет долгосрочным, но опять же главное, чтобы педагог-психолог ответственно подходил к подбору вспомогательных технологий и материалах, дабы то, что казалось бы, должно приносить добро не обратилось бы в противоположную сторону и приносило бы зло.
Литература:
- Алексейчик А. Е. Библиотерапия// Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. — Т.: Медицина, 1985. — С.304–319.
- Арзамасцева И. Н., Николаева Д. Л. Учебник. М.: «Академия»; Высшая школа, 2000. С.7
- Гончарова А. И. Библиотерапия: задачи, подходы, методы. [Текст]/ А. И. Гончарова — М.: БМЦ, 2001. — 25–28 с
- Зубарева Е. Е., Сигов В. К., Скрипкина В. А. Детская литература: Учебник / Под ред. Е. Е. Зубаревой. М.: Высшая школа, 2004. С.8.
- Социальная сеть работников образования. Семинар-практикум для педагогов «АРТ-терапевтические техники в работе со старшими дошкольниками». Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/04/24/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-art-terapevticheskie (дата обращения: 10.12.2016)