В статье рассматриваются возможности художественной литературы в формировании у будущих специалистов понимание социально-педагогической проблемы.
Ключевые слова: детско-юношеская художественная литература, социально-педагогические проблемы, социализация, социально-педагогическая виктимология.
The article discusses the possibility of fiction in the formation of the future specialists understanding of the socio-pedagogical problems
Keywords. Children's and young adult fiction, social and educational problems, socialization, socio-pedagogical victimology
Модернизация образования предполагает формирование профессиональной компетентности выпускников педагогических ВУЗов, способных решать социально-педагогические проблемы современного российского общества [1]. В процессе подготовки педагогических кадров в системе высшего образования могут быть успешно использованы инновационные образовательные технологии. Исследователи М.А. Верб, Е.О. Галицких, В.П. Зинченко, И.А. Зязюн отмечают, что единства теоретических знаний и практических умений в изучении педагогических дисциплин можно добиться через взаимосвязь образования, науки и искусства.
Особенности юношеского восприятия способствуют глубокому пониманию и психологическому принятию многоплановых, богатых по содержанию образов. Психологические закономерности познавательного опыта студентов оказывают благоприятное влияние на формирование у них социального интеллекта, способности к социальному прогнозированию и проектированию, что обусловливает успешное изучение таких дисциплин как социальная педагогика, социализация человека, методика и технология социального воспитания.
Одним их источников, способствующих пониманию будущими специалистами (социальными педагогами, педагогами-психологами) современных социально-педагогических проблем является детская и юношеская художественная литература, позволяющая более глубоко познать окружающий мир, оценить влияние агентов и факторов на социализацию групп людей и конкретного человека.
Поскольку в детской литературе чаще всего представлены ситуации близкие к реальным, они актуализируются посредством установления ассоциативных связей текста с личным социальным опытом студентов и трансформируются в способы разрешения проблемной ситуации. Кроме того, во многих произведениях детской литературы затрагиваются социально-педагогические проблемы, которые не имеют однозначного решения, что дает возможность юным читателям «домысливать» варианты их развития.
При подготовке к занятиям студенты включаются в поисковую и исследовательскую деятельность, отбирая произведения детской художественной литературы, в которых отчетливо выражены социально-педагогические проблемы, достаточно достоверно изображена существующая действительность, колоритно прописаны личностные и характерологические особенности главных героев. При этом художественные средства, используемые авторами, позволяют студентам более точно раскрыть сущность социально-педагогических проблем.
В некоторых случаях, при выполнении заданий, требующих творческого самовыражения студентам рекомендуются конкретная литература. Например, при обсуждении субъективных факторов и объективных предпосылок превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации [4] особое внимание уделяется произведениям, которые позволяют:
- сконцентрировать внимание на определении возможных перспектив благоприятного разрешения проблемной ситуации,
- соотнести социально-педагогическую ситуацию с личным опытом студентов;
- спроектировать возможные линии межличностных взаимоотношений литературных персонажей;
- предложить альтернативные варианты выхода из проблемной ситуации.
При изучении детских и юношеских произведений используется анализ социокультурного контекста, что позволяет спроецировать вымышленные эпизоды в конкретном произведении на существующую действительность, проанализировать образцы поведения главных героев, качественно оценить их, отобрать наиболее оптимальные способы решения социально-педагогической проблемы для использования в дальнейшей практической деятельности.
В качестве примера можно привести изучение проблем социально-педагогической виктимологии. В процессе чтения повести Т. Крюковой «Костя+Ника» обучающиеся анализируют процесс виктимизацииНикандры, девочки с ограниченными возможностями. Определяют социализирующие функции агентов социализации: отца и мачехи, няни, друга главной героини. Особым образом, студенты оценивают особенности межличностных отношений Никандры с группой сверстников. При этом они отмечают трудности в общении, возникающие у девочки с заниженной самооценкой, индивидуальными и личностными особенностями и постоянным чувством ущербности и неполноценности, с ребятами из поселка, которым трудно понять суть проблемы обеспеченной, избалованной девчонки, пусть даже инвалида. После коллективного обсуждения студенты выполняют групповые и индивидуальные задания, предполагающие разработку эффективных путей решения проблемы, основываясь на знания социализации человека и социально-педагогической виктимологии.
В контексте современных детско-юношеских произведений (Э. Веркин «Друг апрель», Т. Михеева «Не предавай меня», И. Понорницкая «Школа через горку», «Эй, рыбка!», О. Раин «Слева от солнца», «Отроки до потопа», Н. Ковалева «Зима и лето мальчика Женьки», Т. Крюкова «Костя+Ника») студенты находят материалы, позволяющие им успешно изучать другие темы учебной дисциплины «Социальная педагогика». В частности в вышеописанном произведении они находят эпизоды, которые ярко иллюстрируют следующие актуальные вопросы: «Особенности социализации сельских школьников», «Группа сверстников как фактор социализации», «Агенты социализации и их влияние на развитие детей, подростков, юношей», «Актуальные проблемы социально-педагогической виктимологии», «Составляющие процесса социализации: относительно направляемая, относительно-социально контролируемая, стихийная, самоизменение человека», «Социализирующие функции семьи» обучающиеся приводят примеры из содержания прочитанных книг, проводят параллель с реальной жизнью, отвечая на вопрос может ли подобная ситуация сложиться в существующей действительности и как часто это происходит. При этом все обучающихся едины во мнении, что драматизация жизненных ситуаций в художественных произведениях вызывает у них эмоциональное переживание, что, в свою очередь, способствует долговременному запечатлению в памяти конкретных эпизодов. Это не только помогает им успешно освоить текущий материал, но и позволяет воспользоваться уже готовыми примерами на этапе изучения новых тем.
Наблюдения показывают, что ответы студентов, изучающие социально-педагогические проблемы посредством анализа произведений детской литературы характеризуются более глубоким пониманием проблемы, разнообразием предлагаемых вариантов выхода героев из сложившихся ситуаций, аргументированностью собственной позиции.
Кроме этого, по мнению большинства студентов, подобные занятия облегчают понимание научного текста, поскольку художественное слово ярко иллюстрирует изучаемый материал, усиливают чувство эмпатии за судьбу героев, способствуют переосмыслению современных явлений общественной жизни. Студентам, как вчерашним школьникам близки проблемы главных героев: сложные взаимоотношения детей и подростков со сверстниками и взрослыми, чувство одиночества, предательство, неразделенная любовь.
Вместе с тем, юношеский возраст и накопленный определенный социальный опыт позволяют взглянуть на эти проблемы с позиции взрослого человека, способного найти выход из сложившейся кризисной ситуации.
Исследование по определению уровня развития компетенций формирования целостного представления о научной картине социально-педагогической действительности осуществлялось на психолого-педагогическом факультете Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского, в котором приняли участие 44 студента, из них 23 человека экспериментальная группа, 21 человек контрольная группа. Обучающиеся экспериментальной группы изучали социально-педагогические проблемы в рамках дисциплин: социальная педагогика, социализация человека, социально-педагогическая виктимология, с использованием детской и юношеской литературы современных отечественных авторов.
Во время эксперимента изучалась способность обучающихся:
- к анализу социально-педагогических ситуаций;
- аргументации собственной точки зрения, основанной на социально-педагогических знаниях;
- нестандартное решение учебных задач.
Результаты исследования отражены в диаграмме 1
Диаграмма 1
При анализе результатов исследования сделаны следующие выводы: 17,4% студентов экспериментальной группы при анализе социально-педагогических ситуаций действуют заурядно и стереотипно, при этом 82,6% демонстрируют незаурядные исследовательские способности, в то время как в контрольной группе только 28,6% креативных студентов.
В контрольной группе число студентов, аргументировано доказывающих собственную точку зрения, составляет 38,1 %, в экспериментальной группе – 73,9%. Формулировка их принципиальной позиции в дискуссионных беседах звучит достаточно убедительно, при этом довольно часто они иллюстрируют свои выступления эпизодами из изученных произведений.
Учебные задачи, направленные на развитие исследовательских и практических умений в сфере решения социально-педагогических проблем, разработки социальных программ и проектов, способствующих успешной социализации человека эффективно решают 87% студентов экспериментальной группы, при этом в контрольной группе подобные задачи более чем у половины студентов 57,1% вызывают затруднения.
Таким образом, детская художественная литература развивает у студентов вариативность мышления, помогает глубоко исследовать социально-педагогические проблемы, способствует развитию компетенций профессиональной деятельности будущих специалистов.
Литература:
- Концепция модернизация российского образования. [Электронный ресурс]. URL: http://civilg8.ru/priority/education/4540.php (дата обращения: 25.10.2016)
- Кузьмина А.А., Щелина Т.Т. Детская литература как средство изучения социально-педагогических проблем студентами педагогических вузов // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 99-101.
- Матросова Ю. С. Развитие профессиональной компетентности будущего учителя средствами художественной литературы. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya-sredstvami-hudozhestvennoy-literatury (дата обращения 14.10.2016)
- Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания: учебное пособие [Текст] / А.В.Мудрик, Т.Т. Щелина. – М.: NOTABENE, 2008. – 218 с.