Воспитательный потенциал киноискусства для современных подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Николаева, А. Е. Воспитательный потенциал киноискусства для современных подростков / А. Е. Николаева, Д. М. Майорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37720/ (дата обращения: 15.11.2024).



In article the interrelation of motion picture art and modern teenagers is analyzed, the motion picture art is considered as a culture element, inseparable from sociocultural reality, which, on the one hand, is exposed to multidimensional influence of reality of life of modern teenagers, and with another will transform them, making direct impact on educational potential. The phenomenon of popularity of cinema reveals. The possibilities of use of motion picture art as the additional tool for spiritual and moral education of modern teenagers are considered.

Keywords: motion picture art, modern teenagers, educational potential, spiritual and moral education, socialization of teenagers.

Кино — это неотъемлемая часть жизни современных подростков. Именно оно способно оказать психологическое, социальное влияние на подрастающее поколение и передать его привычки, эмоции, чувства, а также погрузить его в индивидуальный мир иллюзий. Кино как вид современного искусства — это мощное орудие воздействия на всё общество. Ведь недаром В. И. Ленин в своё время сказал: «Из всех искусств, для нас важнейшим является кино».

В чем же заключается такая популярность кинематографа? Почему можно найти подростка, который ни разу не бывал в театре или на шоу-балете, а найти подростка, никогда не бывавшего в кино, практически невозможно? На наш взгляд, этот феномен можно объяснить доступностью, визуализированностью и сильной эмоциональной привязанностью. В связи с этим актуальность темы данной статьи определяется местом киноискусства в современной жизни подростков, а также его влиянием на воспитательный потенциал данной возрастной группы людей.

Целью работы является изучение воспитательного потенциала киноискусства, а также его элементов и их влияния на гармоничное развитие личности современных подростков.

Объектом работы являются элемент культуры как фактор, влияющий на становление и развитие личности современного подростка. Данным элементом выступает кинематограф, обладающий богатейшим воспитательным и развивающим потенциалом.

Что же такое кинематограф? И как давно он зародился? Впервые понятие кинематограф появилось во французском варианте — «синематограф», обозначавшем систему создания и воспроизведения фильма. Данная система была разработана братьями Огюстом Люмьер и Луи Жаном. Согласно истории, в ноябре 1888 в Великобритании был снят первый фильм первый французом Луи Лепренсом. Но по официальным данным считается, что первый публичный показ «Синематограф братьев Люмьер» состоялся 28 декабря 1895 года. В 1896 году братья Люмьер совершили первое мировое турне со своим изобретением, посетив Бомбей, Лондон, Нью-Йорк и другие города [2].

В России 9 января 1894 года в Москве на IX съезде русских естествоиспытателей и врачей и состоялась первая демонстрация кинематографа, за два года до его «официального» зарождения.

Историю развития киноискусства можно условно подразделить на четыре крупнейших этапа его формирования. Первый из них охватывает временные рамки от изобретения братьями Люмьер кинематографа до окончания Первой мировой войны. Второй этап развития киноискусства начался с 20-ых годов, когда «немое» кино сформировалось как самостоятельная отрасль искусства. Третий этап охватывает временную рамку с 30-ых до 40-х годов и связан с освоением звукового кино. Четвёртый этап развития кинематографа начался во второй половине 40-ых годов, ему были характерны успехи в становлении национального кинематографа в разных странах мира [3].

Что же сейчас происходит в развитии киноискусства? Наверняка ни для кого не станет тайной, что современное кино существенно изменилось за минувшие десять-пятнадцать лет, в основном, благодаря научно-техническому прогрессу. В последнее время мы можем наблюдать очень интересную тенденцию в сфере современного кинематографа. Многие режиссеры, несмотря на то, что «цветное кино» уже давно запущено в оборот, снимают черно-белые фильмы, считая, что это придает им неповторимую атмосферу.

Современный кинематограф характеризуется огромным количеством спецэффектов, фильмами в объемном (3D, IMAX 3D) формате и прочими достижениями научно-технического прогресса. С одной стороны, это, безусловно, великолепно, так как позволяет нам еще больше «погрузится» в сюрреальный мир режиссера, но с другой стороны, есть и свои минусы. Например, наличие визуальных и звуковых спецэффектов в кино стало показателем его «качества». Если же фильм, обладая насыщенным сюжетом и хорошей игрой актеров, претендует на звание киношедевра, то отсутствие в нём компьютерной графики в настоящее время считаться дурным тоном.

Было бы несправедливо утверждать, что современные фильмы не заслуживают нашего внимания. Есть и хорошие интересные картины с захватывающим сюжетом. Возможно, не все они совершенны, с точки зрения научно-технического оформления, но зато содержат в себе главное, что никогда не выйдет из моды — смысл. При этом не стоит волноваться любителям фильмов «попроще» — наверное, всегда будут режиссеры, отрицающие своих работах интеллектуальность и насыщенность сюжета, а отображающих лишь зрелищность фильма.

Обратимся к непосредственному потребителю киноискусства. Кто такой подросток? Подростком считается девушка или юноша, который находится в возрасте переходящем от детства к юности. Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10–19 лет [1].

У подростков, как и у большинства возрастных групп населения России, также существует ряд проблем, непосредственно волнующих их. Испокон веков в мире существует одна простая истина: «За молодежью будущее человечества», а поскольку возрастные рамки молодежи от 14 до 30 лет, то и проблемы подросткового поколения мы также можем считать общечеловеческими.

Проблемы духовно-нравственного воспитания подростков в настоящее время являются наиболее актуальными. Так как в современном мире дети живут и развиваются под непосредственным влиянием множества факторов как позитивного, так и негативного характера, которые периодически обрушиваются на их неокрепший интеллект и на его формирующуюся сферу духовной нравственности [4].

Кино и подростки. Что их связывает? Кино — одно из самых популярных и в тоже время одно из самых молодых массовых искусств современности, непосредственно оказывающее воспитательную функцию на подрастающее поколение нашей страны. Влияние кино на человека на сегодняшний день бесспорно. И в особенности оно оказывает свое влияние на подростковое поколение.

Киноискусство как один из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является также и средством передачи достоверных философских и культурно-исторических знаний. Кино нами используется так же как один из основных инструментов формирования у подростков необходимого мировоззрения, ставя конечной целью формирование всесторонне развитой личности.

Стоит заметить, что один из важнейших факторов социализации современных подростков является воспитательного потенциал киноискусства. Художественные фильмы, обладающие мощным социализирующим потенциалом, воспроизводят в сознание подростков различные варианты их жизненных сценариев, оказывают влияние на их мировоззрение, способствуют развитию критического мышления, толерантности и гуманности.

Осмысление фильма подростковой молодежью происходит, прежде всего, отождествлением их с героями кино, выразительным проникновением во внутренний мир и сочувствием персонажам. Просмотр фильма также характерен глубоким эмоциональным переживанием сюжетных линий, обогащающих подростков опытом жизни других людей и развивая их духовно-нравственные качества. В качестве полезного влияние на воспитание подростков, с нашей точки зрения, можно привести многосерийный фильм «Михайло Ломоносов» режиссёра Александра Прошкина.

Задача кинематографа должна быть направлена на воспитание духовно-нравственного иммунитета подросткового поколения к пошлости грубости, цинизму, к низкой пропаганде наживы любой ценой, ко всему тому, что несет в жизнь подросткового поколения феномен западной концепции глобализации.

В наши дни проблема нравственного воспитания подростков становится особенно актуальной. Учитывая то, что наша страна на сегодняшний день направлена на возрождение духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Мы бы хотели предложить ряд рекомендаций по воспитательному процессу для детей, обучающихся в школах г. Арзамаса, с помощью кинематографа.

Первое, это введение кино-уроков. Непосредственным обязательным качеством кино-уроков должна являться их эмоциональная насыщенность, творческая активность и эстетическое отношение учащихся к художественному кинематографу.

Второе, проведение словесных пояснений, бесед с учащимися, направленных на то, чтобы заинтересовать их произведениями художественного кино, ознакомить с замыслом, погрузить в атмосферу фильма, направленную на формирование навыков восприятия и стремления к самовоспитанию.

Третье, важно научить школьников правильно воспринимать и трактовать кино и телефильмы, с этой целью следует создать факультативный курс «Основы киноискусства». Направленность курса будет заключаться в формировании школьных киноклубов и кинотеатров.

Четвертое, для выполнения своих обязанностей по формированию воспитательного потенциала кино преподавателям необходимо намечать определенную и долговременную перспективу по использованию кинематографа в воспитательном процессе подростков. Для повышения уровня своей профессиональной деятельности они обязаны расширять свои знания в области истории и теории развития киноискусства, уметь регулировать контакты подростков с экранным искусством, владеть методом, позволяющим определить уровень воспитательного влияния кинофильма.

Решение этих задач поспособствует синтезу результатов воздействия кино на формировании личности подростка. Внесение в школьную программу как урочного, так и внеурочного плана видео-обучающего процесса в дальнейшем будет способствовать значительному духовно-нравственному развитию и воспитанию детей г. Арзамаса.

Таким образом, изучив влияние киноискусства на воспитательный потенциал современных подростков, мы сделали вывод о том, что данный потенциал огромен, ведь кинематографом накоплено тысяча короткометражных и полнометражных лент. Но для реализации потенциала киноискусства необходимо обладать определенной системой знаний по теории и истории кино, в целях расширения возможности его применения в воспитательном процессе. А вопрос о том будут ли кинофильмы приносить пользу или вред в воспитание подростков — зависит, прежде всего, от того сохранится ли «стихийность» их потребления, или педагогикой будет найден и приведен в действие механизм, который обеспечит гармоничное развитие воспитательного процесса подростков во взаимосвязи с культурой кинематографа.

Литература:

1. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. (Пер. с фр.). — М., 1991.

2. Мелконян К. Ю. Киноискусство как фактор Формирования социокультурного пространства общества // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. Вып. 66.

3. Мелконян К. Ю. Социология кино в историко-теоретическом контексте // Социокультурные проблемы в модернизирующемся обществе. — Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета, 2011.

4. Синенко, В. Я. Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы/ В. Я. Синенко // Семья, школа, церковь. — № 13. — 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): кино, подрастающее поколение, подростковое поколение, подросток, воспитательный потенциал, IMAX, воспитательный процесс, воспитательный процесс подростков, научно-технический прогресс, современный кинематограф.


Похожие статьи

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Произведение кинематографа как механизм нравственного воспитания молодежи

В настоящей статье проведено комплексное теоретическое исследование роли киноискусства в системе нравственно-эстетического воспитания. В ходе исследования были освещены положительные стороны в нравственном воспитании в процессе использования кинемато...

Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на молодежь (на примере кинокартины «Заплати другому»)

Данная статья посвящена попытке понимания полноты социально-нравственного воздействия киноиндустрии на молодежь. Описана история становления индустрии, кино, обозначено место и роль кино в жизни человека и общества. В статье описана тенденция влияния...

Факторы, оказывающие влияние на формирование правового сознания несовершеннолетних

В статье раскрываются понятие правового сознания несовершеннолетних, а также указываются факторы, которые оказывают влияние на процесс его формирования. Данный вопрос являются актуальным в рамках формирования правового государства и развития гражданс...

Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...

Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников

В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...

Системный анализ структуры правового сознания студента в педагогической литературе

В статье исследуется понятие «правового сознания» как элемента мегасистемы качеств личности. Проводиться анализ и раскрывается структура правового сознания, рассматривается ее взаимосвязь с другими качествами личности. Изучаются этапы формирования пр...

К вопросу о взаимосвязи языка, мышления и национальной культуры на материале работ философов и писателей эпохи Просвещения

В статье анализируются тексты деятелей эпохи Просвещения с целью выявления в них концептов, раскрывающих взаимосвязь, языка, мышления и национальной культуры. Делаются выводы о том, что язык не только становится импульсом для развития духовной деятел...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Похожие статьи

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Произведение кинематографа как механизм нравственного воспитания молодежи

В настоящей статье проведено комплексное теоретическое исследование роли киноискусства в системе нравственно-эстетического воспитания. В ходе исследования были освещены положительные стороны в нравственном воспитании в процессе использования кинемато...

Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на молодежь (на примере кинокартины «Заплати другому»)

Данная статья посвящена попытке понимания полноты социально-нравственного воздействия киноиндустрии на молодежь. Описана история становления индустрии, кино, обозначено место и роль кино в жизни человека и общества. В статье описана тенденция влияния...

Факторы, оказывающие влияние на формирование правового сознания несовершеннолетних

В статье раскрываются понятие правового сознания несовершеннолетних, а также указываются факторы, которые оказывают влияние на процесс его формирования. Данный вопрос являются актуальным в рамках формирования правового государства и развития гражданс...

Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...

Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников

В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...

Системный анализ структуры правового сознания студента в педагогической литературе

В статье исследуется понятие «правового сознания» как элемента мегасистемы качеств личности. Проводиться анализ и раскрывается структура правового сознания, рассматривается ее взаимосвязь с другими качествами личности. Изучаются этапы формирования пр...

К вопросу о взаимосвязи языка, мышления и национальной культуры на материале работ философов и писателей эпохи Просвещения

В статье анализируются тексты деятелей эпохи Просвещения с целью выявления в них концептов, раскрывающих взаимосвязь, языка, мышления и национальной культуры. Делаются выводы о том, что язык не только становится импульсом для развития духовной деятел...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Задать вопрос