Киноискусство как средство арт-терапии при работе с детьми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Макеева, С. А. Киноискусство как средство арт-терапии при работе с детьми / С. А. Макеева, А. А. Макеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37721/ (дата обращения: 18.12.2024).



In the article the method of art therapy as a process aid with psychological difficulties through creative activities. One of the means of art therapy is the film art, which is used when working with children through the use of feature films.

Keywords: art-therapy, film art

В практической психологии метод арт-терапии применяется уже долгое время. Еще в древние времена люди высвобождали свои эмоциональные переживания при помощи искусства. Уже тогда многочисленные мыслители и философы нашли способы освобождения, возвышения и очищение души человека через художественные формы. В их числе музыка, танцы, всевозможные постановки трагедий в театре. Человек, пришедший в театр начинал соотносить свои переживания с постановочными, тем самым высвобождая при этом плохие эмоции в душе. По мере становления метод арт-терапии обрел форму, цели, средства и направления.

Сейчас арт-терапия стала одним из эффективных методов лечения в психотерапии. При этом она считается самым простым способов психологической помощи. Арт-терапия — это метод лечения клиента, используемый для преодоления психологических трудностей, при помощи различных видов искусств, которые способствуют формированию самораскрытия и самовыражения человека. Работа через творчество ведет к эмоциональному развитию человека.

Одна из особенностей арт-терапии является то, что ее можно применять к любому человеку, в любом возрасте. Для взрослых приемы арт-терапии помогают раскрыться, увидеть и принять свои проблемы, трудности. Для детей же метод арт-терапии выступает в роли игры, с которой очень легко и весело справляться. Как и с взрослыми, так и с детьми арт-терапия предоставляется методом вовлечения их в изобразительную деятельность.

Как показывает практика ребенку нарисовать рисунок, который бы символизировал его эмоциональное состояние намного проще, чем рассказать об этом словесно. Сам процесс рисования уже снимает эмоциональную напряженность. Это свидетельствует о том, что метод арт-терапии при работе с детьми дает множество положительных результатов. Простое взаимодействие с краской и водой уже доставляет ребенку удовольствие. А разнообразие предлагаемых способов рисования дает возможность свободного выбора, что ведет к дальнейшему саморазвитию [2, с. 34].

Как было сказано выше, арт-терапия имеет свои направления и средства, которые помогают высказаться и выразить свои чувства через творчество. Это изо-терапия, сказка-терапия, лечение музыкой, песочная терапия и другие. Сюда же входит киноискусство или кинотерапия.

Киноискусство, как средство арт-терапии начал набирать известность еще во второй половине XX века. А именно в 1949 году в «Большой медицинской энциклопедии» впервые появилась статья о кинотерапии как о новом методе лечения в клинике. Тогда были раскрыты лишь теоретические аспекты данного метода. В настоящее время уже созданы программы, в которые входит список фильмов, способствующих при работе с психологическими трудностями [4, с. 21].

Каждый человек и не раз смотрел любое кино, но вот не каждый задумывался, что кино способно помочь в преодоление кризисных ситуаций. На самом деле фильм оставляет свое влияние на любого человека. Большая часть зрителей — это дети и как бы взрослые не старались огородить своих чад от кино, все равно на них оно оказывает гораздо большее воздействие, чем на взрослых. Поэтому при работе с детьми следует тщательно подходить к выбору кино.

Кинотерапия при работе с детьми отвечает нескольким целям. Первая цель касается эмоционального переживания, то есть ребенок вместе с героем фильма проживает его и при этом и свои чувства и эмоции. Данная цель позволяет ребенку раскрыть свои внутренние переживания. Вторая цель связана с осознанием и переосмыслением себя и своих проблем. Весь негатив и трудности, которые он испытывает, поддаются новым интерпретациям. У ребенка развивается способность самонаблюдения и умение быть честным перед самим собой. И последняя цель кинотерапии добиться у ребенка способности позитивно мыслить и раскрыть до конца все переживания. Здесь важно чтобы ребенок был искренен в своих чувствах и смог найти контакт с чувствами других людей [3, с. 87].

Особенностью киноискусства как средства арт-терапии является то, что здесь на ребенка влияет множества факторов. Если взять библиотерапию здесь есть только фабула, сюжет, тогда как в киноискусстве предоставлен и визуальный ряд, и музыкальное сопровождение. Все это интенсивнее влияет на состояние ребенка и его эмоции.

При работе с детьми при помощи киноискусства следует подбирать фильмы сугубо индивидуально для каждого конкретного случая. Киноискусство представляет собой отличное средство для самоанализа и работы над собой. Ведь одно кино может воздействовать на двух детей по-разному, одному поможет преодолеть свой внутренний психологический конфликт, для другого возведет еще большие стены для не раскрытия своих переживаний. Для этого и существуют специальные этапы проведения кинотерапии.

Первый этап считается подготовительным — это выбор фильма и составление программы проведения занятия. Выбор фильма должен отвечать конкретным задачам и решению конкретных проблем. Организатор должен выбрать фильм и заранее его посмотреть и проанализировать. Чаще всего это высокохудожественные произведения и по времени не превышают 120 минут [1, с. 76].

Следующий этап — просмотр фильма. Следует предупредить ребенка заранее, что ему необходимо немного поработать и поразмыслить над фильмом. Для этого дается листочек с ручкой, на котором нужно будет записать все, что только запомнилось ребенку. Но не нужно давать при этом четкий план, ребенок должен сам выбрать и записать, а возможно и зарисовать то, на что он обратил внимание. Обычно на данном этапе дети обращают внимание на образы и стили поведения героев и проецируют их на самих себя. Ребенок вместе с героем начинает переживать все эмоциональные и физиологические переживания. Следует быть готовым к тому, что спонтанно происходят физиологические и эмоциональные переживания и проживание (отреагирование) участниками актуальных на данный момент жизни ситуаций и проблем, вплоть до слёз и разных реплик вслух.

Заключительный этап — обсуждение фильма. После просмотра фильма осуществляется высказывания, причем делают это все желающие, некого не нужно заставлять. Обычно дети рассказывают больше всего о главных героях, которые им понравились. Начинается анализ чувств, мыслей, эмоций. В процессе просмотра фильма ребенок сливается с одним из героев, если ему близко настроение персонажа или ситуация, которая обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают человеку, в частности подростку, выразить те мысли, которые трудно было передать словами. Выносятся на обсуждение новые идеи и мысли, которые вызвал фильм [1, с. 78].

Обсуждение происходит не один раз, в следующие встречи дети уже начинают делиться осмыслением и осознанием сцен из фильма. Здесь и происходит главный момент кинотерапии. Процесс обсуждения дает возможность обратить более пристальное внимание на свои чувства и познать их. Раскрыться ребенку бывает очень сложно, но благодаря герою фильма, он чувствует себя более защищено, он не чувствует себя одиноко и готов вместе с ним преодолевать психологические трудности и эмоциональную напряженность [4, с. 35].

Таким образом, киноискусство дает возможность преодолеть свои страхи, негативные эмоции, кризисные ситуации при помощи художественных фильмов. Ребенок получает способность в самораскрытии внутренних переживаний. Просмотр фильмов и дальнейшие их обсуждение развивает в ребенке способность к саморефлексии. Важным фактором становится участие в диалоге, что приводит умению слушать и других, обращать внимание и на чувства других близких людей. Кинотерапия делает вас более целостными и гармоничными — объединяя мысли и чувства внутри вас.

Литература:

  1. Баранов О. А. Экран становится другом — М.: Просвещение, 2007. – 96с.
  2. Короткова Л. Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста — СПб.: Речь, 2006. – 187с.
  3. Левшина И. С. Подросток и экран — М.: Педагогика, 2005. – 234с.
  4. Пензин С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы — Воронеж: Изд-во Воронеж, 2003. – 176с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, переживание, фильм, выбор фильма, герой фильма, киноискусство, кинотерапия, просмотр фильма, работа, эмоциональная напряженность.


Ключевые слова

арт-терапия, киноискусство

Похожие статьи

Арт-терапия как метод социальной работы

В настоящей статье рассматривается эффективность и различные виды арт-терапии в социальной работе.

Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста

В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.

Характерные черты использования средств искусства, в том числе хореографического, в процессе реабилитации инвалидов

В статье авторы пытаются определить влияние хореографического искусства в процессе реабилитации на лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также рассматривают процесс качественного изменения социокультурной реабилитации с течением времени.

Изотерапия как действенный метод психотерапии

В статье рассматривается эффективность и различные техники направления арт-терапии — изотерапии.

Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ

В статье освещены вопросы, о влиянии Арт- терапии на эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье ребенка. Арт — терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Фрактальное рисование как элемент арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается опыт работы педагога-психолога и воспитателя по методике фрактального рисования с детьми старшего дошкольного возраста, описывается его эффективность и значимость.

Воспитание толерантности у подростков с помощью изучения литературы

В статье рассматривается воспитание толерантности школьников через примеры художественной литературы. Как литературы может влиять на развитие эмпатии и принятие окружающего мира без агрессии и ненависти.

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...

Похожие статьи

Арт-терапия как метод социальной работы

В настоящей статье рассматривается эффективность и различные виды арт-терапии в социальной работе.

Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста

В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.

Характерные черты использования средств искусства, в том числе хореографического, в процессе реабилитации инвалидов

В статье авторы пытаются определить влияние хореографического искусства в процессе реабилитации на лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также рассматривают процесс качественного изменения социокультурной реабилитации с течением времени.

Изотерапия как действенный метод психотерапии

В статье рассматривается эффективность и различные техники направления арт-терапии — изотерапии.

Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ

В статье освещены вопросы, о влиянии Арт- терапии на эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье ребенка. Арт — терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Фрактальное рисование как элемент арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается опыт работы педагога-психолога и воспитателя по методике фрактального рисования с детьми старшего дошкольного возраста, описывается его эффективность и значимость.

Воспитание толерантности у подростков с помощью изучения литературы

В статье рассматривается воспитание толерантности школьников через примеры художественной литературы. Как литературы может влиять на развитие эмпатии и принятие окружающего мира без агрессии и ненависти.

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...

Задать вопрос