Особенности влияния мультипликационных фильмов на формирование дружелюбия и коммуникабельности у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мордвинова, М. С. Особенности влияния мультипликационных фильмов на формирование дружелюбия и коммуникабельности у дошкольников / М. С. Мордвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37725/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье ставится задача рассмотреть механизмы влияния мультипликаций на воспитание таких черт характера у дошкольников как дружелюбие и коммуникабельность. А также показано, каким образом мультипликационные фильмы влияют на психическое развитие ребенка и к чему может привести неправильный выбор просматриваемого мультфильма.

Ключевые слова: дошкольник, дошкольный возраст, мультипликации, дружелюбие, коммуникабельность, агрессия, тревожность.

This article seeks to examine the mechanisms of influence on the education of animations such traits in preschool children as the friendliness and sociability. And also it shows how cartoons affect the mental development of children and the consequences of a wrong choice are watching a cartoon.

Keywords: preschool, preschool age, animation, friendliness, sociability, aggression, anxiety.

В современном обществе мультипликация оказывает значительное влияние на эстетическое, нравственное и духовное воспитание детей дошкольного возраста. В этот период оно закладывает основы формирования взглядов на мир, а также в значительной степени формирует психику и сознание ребенка. Очень часто родители в силу различных причин оставляют своих детей на «воспитание» телевидению, не подозревая, какое влияние оно оказывает на их ребенка. Мультипликационный фильм является особым видом искусства, который создается мультипликаторами. Для создания мультфильма принимаются особые техники и материалы, а с помощью быстрой смены кадров происходит «оживление» персонажей. Сюжет «сказки» и яркая окраска привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Дошкольным возрастом считается возраст от трех до шести лет. Этот возраст является очень важным в развитии ребенка, так как именно в нем закладываются основные механизмы сознания, взглядов, черт характера, например, таких как дружелюбие, коммуникабельность, отзывчивость и многие другие. Сформировавшиеся в данном возрасте психические свойства сопровождают человека в течение всей его жизни. Вопрос о влиянии мультипликации на формирование дружелюбия и коммуникабельности, несомненно, является актуальным на данный момент, т. к. в настоящее время телевидение стало частью нашей жизни, делая своими «заложниками» не только детей, но и взрослых. Двадцать первый век — это век анимаций, компьютерных технологий, постоянной борьбы и тревожности. В современном обществе реальное общение заменяется виртуальным, что мешает детям нормально социализироваться в обществе. Поэтому, для полноценного развития личности ребенка, очень важно с самых ранних лет воспитывать в нем дружелюбие и коммуникабельность, чтобы ребенок умел находить друзей, общаться и в конце концов стал добрым и гуманным человеком. Существует мнение, что не все мультфильмы приносят пользу детям. Мультипликация может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на дошкольника. В возрасте 3–4 лет ребенок не видит разницы между реальностью и «сказочным» миром. Он как бы пребывает в сказке и не подозревает о том, что она является вымыслом. И, таким образом, сюжет, различные герои и персонажи мультфильма, их поведение, взаимоотношения и многое другое откладываются в сознании дошкольника. А как все это повлияет на ребенка, зависит от просматриваемого им мультфильма. Если ранее, в советском времени, показывали рисованные, кукольные мультфильмы, то сейчас на первое место выступают мультипликации компьютерной графики. Мультфильмы прошлого были направлены на воспитании в ребенке доброты, порядочности, помогали ему различить хорошие и плохие поступки, учили дружить. Известно, что советские мультфильмы транслировались на широком экране только после того, как проходили жесткий контроль и проверку каждого кадра. И такие мультипликационные фильмы как «Дядя Степа», «Малыш и Карлсон», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Трое из Простоквашино» и многие другие учат детей доброте, порядку, но большинство родителей в наше время считают советские мультфильмы старыми и примитивными [1, с. 36–38.]. Современные мультипликации, в отличие от советских, более яркие, красочные, но они в большей степени направлены на привлечение внимания, и в меньшей степени на формирование нравственного воспитания детей.

Конечно, нельзя утверждать, что все современные мультфильмы являются плохими. Многие оказывают положительное влияние на психику детей. Они показывают примеры дружбы и доброты, не раздражают и не возбуждают детскую психику. Они имеют такой сюжет, в котором герои не проявляют агрессии, учат детей доброте и нравственности. В дошкольном возрасте дети очень часто копируют любимых персонажей, и таким образом проявляют дружелюбие, общительность, желание заводить всё больше новых друзей. С помощью мультфильмов ребенок учится анализировать хорошие и плохие поступки, узнает новое и интересное для себя, учится дружить и общаться. Существует много мультфильмов, которые учат детей находить друзей, уступать слабым, находить компромиссы, любить окружающий мир. Как говорилось ранее, мультфильмы могут нести в себе и отрицательный характер. Наиболее сильное негативное влияние оказывают зарубежные мультфильмы, так как именно в них наиболее часто встречаются сцены насилия, грубости, мести. Дети отождествляют себя с героями таких мультфильмов, подражают отклоняющему от нормы поведению, становятся жестокими и грубыми. Просматривая такие мультфильмы, дети могут придти к выводу, что агрессия является приемлемой моделью поведения и демонстрировать ее всю жизнь. К таким мультфильмам можно отнести, например, «Симпсоны». Герои этого мультфильма пропагандируют аморальный образ жизни, который копируют дети. Сюжет современных мультфильмов часто включает в себя всевозможные бои, войны, монстров и т. д. Эти сюжеты развивают у детей тревожность: они могут бояться оставаться одни, темноты, шорохов и т. д. Другие станут подозрительны. Если более подробно рассматривать героев современных мультфильмов, можно ужаснуться. Известный по всему миру сериал для детей «Том и Джерри» является прямым источником формирования у детей агрессивности и жестокости. Постоянная борьба, казалось бы безобидных животных провоцирует детей на злобу и агрессию по отношению к родителям, сверстникам, формирует у детей представление о насилии и жестокости. Веселая героиня мультсериала «Маша и Медведь» постоянно проказничает и наносит окружающим вред, что остается безнаказанным. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, общее время просмотра мультипликационных и других телепередач детьми до 7 лет не должна превышать 7 часов в неделю, оптимальная продолжительность сеанса составляет 30 минут. Но, следует отметить, тот факт, что по последним данным ЮНЕСКО на практике более 90 % детей в возрасте от 3 до 5 лет проводят за телевизором еженедельно 28 часов и более [1, с. 36–38.]. Существуют различные мнения о характере влияния мультипликационных фильмов на дошкольников. Такие психологи, как О. Казак, И. Гундорова, И. Медведева считают, что повышенное увлечение просмотрами мультфильмов зарубежного характера пагубно влияют на психику ребенка, развивают в нем агрессию, тревожность, раздражительность и жестокость. Фильмы отечественного происхождения напротив, учат доброте, дружелюбию, общительности и гуманности. Иная точка зрения у других психологов. Так, заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук С. Н. Ениколопов считает, что мультфильмы могут оказать негативное воздействие на детей только в том случае, если ребёнок идентифицирует себя с героями [2, с. 108]. Д. В. Ольшанский отмечал, что влияние мультфильма на психику дошкольника объясняется действием таких психологических механизмов, как заражение, внушение и подражание. Заражение — герои мультфильмов выступают как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Внушение — герои мультфильмов формируют стереотипы поведения и разрешения различных ситуаций. Подражание — дошкольники подражают поведению героев и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем ребенок воспринимает такое поведение как естественное и правильное [3, с. 132].

И. Я. Медведева, Д. В. Андрющенко и Н. Е. Маркова выделяют следующие негативные признаки современных мультфильмов: агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим. Соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости; девиантное поведение героев, которое не наказывается. В результате, у ребенка складывается представление о том, что данная форма поведения допустима в современном обществе; демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребенка. В итоге, у ребенка снижается порог чувствительности к опасности; демонстрация форм нестандартного полоролевого поведения; демонстрация уродливых и непропорциональных героев, что способствует разрушению существующих эталонов красоты; безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям; негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмы [4, с. 36], [5, с. 112]. Немецкий психолог Райнер Пацлаф, автор книги «Застывший взгляд», уже более двадцати лет занимается изучением детской психики. В своем произведении он изучил влияние телевидения на детскую психику. Так, например, большие глаза героев мультфильмов порождают в детях чувство страха, неуверенности и усталости; острые, резкие, угловатые очертания мультгероев приводят ребенка к агрессии, враждебности и конфликтности; яркая окраска и громкие звуки убивают интерес к реальной жизни. Все эти мультфильмы имеют американское происхождение. Так популярные мультипликации серии «аниме» являются самыми опасными для детей, они наиболее реалистично передают преступления, убийство и кровь.

Таким образом, современные мультипликации могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на детей дошкольного возраста. Одни могут стать хорошим примером для подражания, образом нравственности, чистоты и доброты. К таким мультфильмам чаще относятся мультфильмы отечественного и советского производства. Они воспитывают в детях дружелюбие, общительность, умение помочь в трудную минуту, порядочность и множество других положительных качеств. Другое влияние оказывают зарубежные мультфильмы. Они не соответствуют требованиям морали, гуманности и нравственности. Они нацелены на воспитании в детях агрессии, тревожности, насилия и формируют девиантное поведение. Для того, чтобы с помощью мультфильмов воспитать в детях дружелюбие и коммуникативные навыки, необходимо: очень тщательно относиться к тому, сколько времени проводит за просмотром мультфильмов ребенок. Оптимальная продолжительность просмотра — 30 минут; важно следить за тем, что смотрит ребенок. Необходимо тщательно изучить просматриваемые ребенком мультфильмы. Они не должны содержать сцен насилия, жестокости и агрессии. Мультфильмы должны нести исключительно добрый сюжет. Чаще это русские и советские мультфильмы. После просмотра мультипликации необходимо поговорить с ребенком о том, что он увидел, какие впечатления получил. Необходимо вместе с ребенком анализировать просмотренный мультфильм, выяснить, что в нем хорошего, а что плохого, с кого из героев стоит брать пример, а с кого нет.

Литература:

  1. Коростелева Н. А., Постнова В. В., Бондаренко В. В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3. — С. 36–38.
  2. Красный Ю. Е., Курдюкова Л. И. Мультфильм руками детей: Книга для учителя. — М.: «Просвещение», 1990. — 108 с.
  3. Маркова Н. Е. Культринтервенция. — М.: «Омега», 2002. — 90 с.
  4. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Разноцветные белые вороны. — М.: «Семья и школа», 1996. — 272 с.
  5. Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб.: «Питер», 2001. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мультфильм, дошкольный возраст, герой, детская психика, дружелюбие, современное общество, герой мультфильмов, помощь мультфильмов, яркая окраска.


Ключевые слова

дошкольный возраст, агрессия, дошкольник, тревожность, коммуникабельность, мультипликации, дружелюбие

Похожие статьи

Исследование тревожности и основных ее причин у младших школьников в период адаптации

В статье приводятся результаты диагностического исследования тревожности у детей младшего школьного возраста в период адаптации. Изучаются причины ее возникновения. Проведенное исследование позволяет выделить причины возникновения тревожности у младш...

Связь стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальная проблема отношений между детьми и родителями и их влияния на личность дошкольников. Эмпирическим путем автор доказывает, что стили семейного воспитания, предпочитаемые родителями, влияют на самооценку и уровень тревож...

Развитие познавательной активности старших дошкольников методом решения интеллектуальных задач

В статье приводятся примеры интеллектуальных задач для дошкольников, способствующих развитию познавательной активности. Определяется познавательная активность и ее влияние на формирование картины мира дошкольника. Дается описание сравнительного анали...

Специфика формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста

Статья посвящена формированию нравственных понятий у детей дошкольников. Особое внимание уделено важности формирования данных понятий у детей подготовительной группы. В статье подчеркивается, что общение дошкольников в этом возрасте имеет социальную ...

Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Данная статья посвящена проблеме гиперактивности у детей, методам работы и оказания помощи детям, имеющим синдром дефицита внимания. Своевременное выявление данного факта способствует четкой организации общения, как между детьми, так и их родителями....

Изучение особенностей развития навыков конструктивного общения у подростков

В данной статье исследуются особенности развития навыков конструктивного общения у подростков, а в частности агрессивность и конфликтность, коммуникативные и организаторские умения. Было выявлено, что большинство подростков обладают пассивной и завис...

Использование инновационных технологий при развитии речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы повышения качества речи дошкольников за счет использования инновационных технологий, а именно: мнемотехника, моделирование, сказкотерапия, синквейн, приведены преимущества и недостатки рассматриваемых технологий. Пока...

Особенности эмоциональной сферы подростков

Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими с...

Педагогический потенциал мультфильмов как средства развития эмоционального интеллекта младших школьников

В статье представлены мультфильмы как средство развития эмоционального интеллекта младших школьников. Выделен ряд особенностей отечественных мультфильмов. Описаны признаки «полезных» мультфильмов. Предоставлен перечень мультфильмов, который можно исп...

Возможности развития эмоциональной компетентности у творчески одаренных подростков

В данной статье рассмотрены различные подходы к определению и изучению эмоционального интеллекта, указана взаимосвязь эмоциональной компетентности и эффективности деятельности. Особый акцент сделан на развитие эмоционального интеллекта у творчески од...

Похожие статьи

Исследование тревожности и основных ее причин у младших школьников в период адаптации

В статье приводятся результаты диагностического исследования тревожности у детей младшего школьного возраста в период адаптации. Изучаются причины ее возникновения. Проведенное исследование позволяет выделить причины возникновения тревожности у младш...

Связь стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальная проблема отношений между детьми и родителями и их влияния на личность дошкольников. Эмпирическим путем автор доказывает, что стили семейного воспитания, предпочитаемые родителями, влияют на самооценку и уровень тревож...

Развитие познавательной активности старших дошкольников методом решения интеллектуальных задач

В статье приводятся примеры интеллектуальных задач для дошкольников, способствующих развитию познавательной активности. Определяется познавательная активность и ее влияние на формирование картины мира дошкольника. Дается описание сравнительного анали...

Специфика формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста

Статья посвящена формированию нравственных понятий у детей дошкольников. Особое внимание уделено важности формирования данных понятий у детей подготовительной группы. В статье подчеркивается, что общение дошкольников в этом возрасте имеет социальную ...

Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Данная статья посвящена проблеме гиперактивности у детей, методам работы и оказания помощи детям, имеющим синдром дефицита внимания. Своевременное выявление данного факта способствует четкой организации общения, как между детьми, так и их родителями....

Изучение особенностей развития навыков конструктивного общения у подростков

В данной статье исследуются особенности развития навыков конструктивного общения у подростков, а в частности агрессивность и конфликтность, коммуникативные и организаторские умения. Было выявлено, что большинство подростков обладают пассивной и завис...

Использование инновационных технологий при развитии речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы повышения качества речи дошкольников за счет использования инновационных технологий, а именно: мнемотехника, моделирование, сказкотерапия, синквейн, приведены преимущества и недостатки рассматриваемых технологий. Пока...

Особенности эмоциональной сферы подростков

Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими с...

Педагогический потенциал мультфильмов как средства развития эмоционального интеллекта младших школьников

В статье представлены мультфильмы как средство развития эмоционального интеллекта младших школьников. Выделен ряд особенностей отечественных мультфильмов. Описаны признаки «полезных» мультфильмов. Предоставлен перечень мультфильмов, который можно исп...

Возможности развития эмоциональной компетентности у творчески одаренных подростков

В данной статье рассмотрены различные подходы к определению и изучению эмоционального интеллекта, указана взаимосвязь эмоциональной компетентности и эффективности деятельности. Особый акцент сделан на развитие эмоционального интеллекта у творчески од...

Задать вопрос