В статье рассматриваются концепции и прогнозы территориального развития, которые на современном этапе развития общества постепенно из метода и вместе с тем звена в местном самоуправлении постепенно начинают выступать как активный инструмент по регулированию процессов социально-экономического развития муниципальных и даже региональных образований.
Ключевые слова: государственное управление, прогнозирование, прогнозы территориального развития, концепции территориального развития, региональная политика, государственное регулирование
Conceptions and prognoses of territorial development, that on the modern stage of development of society gradually from a method and at the same time link in local self-government gradually begin to come forward as an active instrument on adjusting of processes of socio-economic development of municipal and even regional educations, are examined in the article.
Keywords: state administration, prognostication, prognoses of territorial development, conception of territorial development, regional politics, government control
На современном этапе развития общества процессы разработки и реализации концепций и прогнозов территориального развития становятся одним из наиболее эффективных механизмов государственного регулирования и региональной политики. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данных механизмов как воплощающих в себе общий замысел и основные направления в развитии страны в целом и регионов в частности [3].
Концепция непосредственно связано с территорией: позволяет заложить основную идею ее эволюции, непосредственно связанную с идеалом в качестве высшей цели развития страны и регионов, в качестве ориентира для региональной политики, региональной стратегии. Грамотно и профессионально разработанные концепции могут выступать как своеобразная идеология жизнедеятельности людей, ведь в них отражаются цели, прописываются общие параметры, разрабатываются структурные пропорции, определяются возможные направления для достижения долгосрочных целей. Концепции, таким образом, выступают основой при разработке серии целевых программ, как комплексных, так и функционально-структурированных.
Как правило, разработку концепций территориального развития осуществляют исполнительные органы управления, привлекая исследователей различных научных направлений (политологи, экономисты, юристы, экологи, географы и т. д.). Концепции имеют различное обоснование, среди которых важным выступает географическое. Его опорой выступает представление о территории как о геосистеме, с включением туда природы, населения и хозяйства. Этот подход позволяет рассматривать страну с регионами в качестве целостных ориентированных социально территориальных общественных систем [7].
Концепции территориального развития могут быть разработаны на различные сроки. Как правило, долгосрочная перспектива позволяет намечать цели с основными направлениями в функционировании регионов, определять многочисленные качественные ориентиры по улучшению экологических и социально-экономических условий жизни населения. Что касается концепций на периоды средне- и краткосрочные, в них, вместе с характеристиками качественными, включены также количественные [5].
Долгосрочную концепцию по развитию регионов характеризует наличие четкой целевой направленностью — решение экологических и социально-экономических проблем.
В ней воплощены все территориальные исследования, с привлечением отраслевых и локальных. На базе согласования целей и интересов развития регионов и страны происходит выработка целостной стратегии перспективного развития.
Построение концепций осуществляется на основе долгосрочной стратегии развития страны.
На Рис.1. представлена структурная схема концепции регионального развития [3]:
Рис. 1. Структурная схема концепции регионального развития
Таким образом, схема показывает взаимосвязанность выработки современных концепций территориального развития на уровне государства и региона. С ориентацией на региональную стратегию развития РФ важно выявление внутреннего и внешнего потенциала территорий, состояния обстановки в регионе с позиций политической, экологической, социально-экономической обстановки.
Разработка концепции включает в себя этапы постановки целей, формулировки задач, и здесь крайне важно провести прогноз последствий разрешаемых проблем, рассмотреть перспективную ситуацию в целом в стране, а также регионах. Таким образом, важным аспектом становится прогнозирование территориального развития. Любые поставленные задачи ориентируются на создание предпосылок по перспективному сбалансированному развитию территорий. И действительно, концептуальные цели и задачи могут выступать как ориентир с целью разработки стратегических планов с долгосрочными прогнозами [6].
Прогнозирование постепенно начинает приобретать в концептуальных построениях особенную актуальность. Общественной географией накоплен серьезный опыт по разработке социально-экономических прогнозов с интегральным характером. К ним относится совокупность прогнозов частных: экономические, демографические, водохозяйственные, экологические, инновационные и т. д. Что касается социально-экономических прогнозов территориального развития, они базируются на системе принципов: системность, комплексность, историзм, ассоциативность, компаративность, преемственность, непрерывность и т. д.
При помощи социально-экономического прогнозирования намечаются пути развития территории на перспективный длительный период. Оптимальным при прогнозировании территориального развития является использование двух основных видов прогноза — поискового (исследовательского) и нормативного. Поисковый представляет собой продолжение настоящих, устойчивых, хорошо изученных, тенденций и закономерностей в прогнозируемый период. Нормативный прогноз связан с представлениями о желаемом состоянии той или иной территории на определенный момент в будущем, которое возможно обеспечить достижением заранее поставленных целей наиболее рациональными путями [4].
Стык двух вышеназванных видов прогнозирования образует поле для программно-целевого прогнозирования, своеобразного синтеза нормативного с поисковым методов, современного базиса для создания комплексных целевых программ по развитию территории.
Структура комплексного прогноза региона включает в себя серию блоков, представленных на Рис. 2. Это позволяет учитывать их взаимосвязи и взаимоотношения.
Рис. 2. Структура комплексного прогноза региона
Главным назначением комплексных прогнозов выступает обеспечении информацией о будущем состоянии регионов, формировании концепции их долгосрочного развития. Стержнем комплексных прогнозов является предсказание путей совершенствования региональных и локальных процессов общественного воспроизводства.
К этапам разработки прогнозов как системного образования относят: постановку цели и задач прогноза, определение временных границ исследования, сбор и систематизация всей информации о функционировании и развитии регионов и их функциональных блоков, построение «дерева целей» и «дерева ресурсов», выбор методов прогнозирования, выявление ограничений и более инерционных аспектов развития регионов, синтез частных прогнозов: природных ресурсов, региональной организации производительных сил и функционирования ТПК, роста численности населения и его расселения, развития производственной и социальной инфраструктуры и др., разработку основных параметров прогноза, построение предварительного прогноза, экспертизу и составление окончательного прогноза, корректировку прогноза [2].
Таким образом, из метода и вместе с тем звена в местном самоуправлении, концепция и прогнозирование территориального развития постепенно начинает выступать как активный инструмент по регулированию процессов социально-экономического развития муниципальных и даже региональных образований.
Литература:
- Будущее регулирования. Круглый стол 21.04.2015. НИУ ВШЭ в рамках XYII Апрельской международной научной конференции / Вопросы государственного и муниципального управления. № 3, 2016.
- Двинских Д. Ю., Калгин А. С., Минченко О. С., Решетникова Д. С., Соболев Н. А. Жизненный цикл концепции управления по результатам: анализ публикационной активности. — М.: Высшая школа экономики, 2014.
- Квинт В. План развития нашей экономики до 2020 года больше похож на заклинание // АиФ. № 29 (738) от 16 июля 2008 г.
- Клименко А. В., Королев В. А., Двинских Д. Ю. Рычкова Н. А., Сластихина И. Ю. Актуальный опыт зарубежных стран по развитию государственных систем стратегического планирования. — М.: Высшая школа экономики, 2016.
- Клименко А. В., Минченко О. С. Государственное регулирование экономики: вопросы теории и лучшая практика / Вопросы государственного и муниципального управления. № 6, 2016.
- Королев В. А., Рычкова Н. А., Двинских Д. Ю., Сластихина И. Ю. Вопросы организации прогнозирования угроз устойчивости социально-экономического развития. — М.: Высшая школа экономики, 2016.
- Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020–2030 годов. Минэкономразвития России. М. август 2008 г.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
- Стратегическое планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. А. Н. Петрова. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.