В статье исследована работа автомобильного транспорта фармацевтической компании г. Волгограда. Произведен анализ показателей перевозки по используемым автомобилям. Произведен расчет затрат на перевозку по автомобилям. Проведены расчеты по выбору оптимального автомобиля для перевозки фармацевтической продукции.
Ключевые слова: организация перевозок, фармацевтическая продукция, производительность автомобиля, затраты на перевозку.
Лекарственное обеспечение населения, как в России, так и за рубежом, относится к важным показателям социального развития общества и индикатором благосостояния. Нестабильная экономическая ситуация в последнее десятилетие не могла не сказаться на снижении темпов развития фармацевтической отрасли в нашей стране. Начиная с 2009 г. наблюдается интенсивный рост объемов перевозок фармацевтической продукции. Ряд государственных программ направлен на её модернизацию и переход на инновационный путь развития фармацевтической отрасли в целом [1].
Это связано с тем, что фармацевтическая отрасль является важнейший составляющей стратегии национальной и политической безопасности государства, а также одним из высокодоходных и быстроразвивающихся сегментов мировой и отечественной экономики.
Рис. 1. Объем продаж мирового фармацевтического рынка в период с 2008–2015 г. [2]
Из рис.1 видно, что объем продаж с каждым годом возрастает. По данным Росстата (рис. 2), можно судить о том, что количество заболевших с каждым годом растет. Из всех болезней можно выделить три типа заболеваний: болезни органов дыхания; травмы, отравления и прочие; болезни мочеполовой системы (табл. 1). В результате, за последние годы наблюдается рост объемов перевозок.
Таблица 1
Заболеваемость населения по основным классам болезней в 2000–2014гг. [4]
|
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Все болезни из них: |
106328 |
05886 |
11428 |
13922 |
13688 |
14721 |
14989 |
− некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
6448 |
5312 |
4690 |
4626 |
4592 |
4434 |
4504 |
− новообразования |
1226 |
1357 |
1540 |
1586 |
1656 |
1629 |
1693 |
− болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм |
551 |
647 |
705 |
676 |
675 |
668 |
688 |
− болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
1234 |
1361 |
1461 |
1475 |
1519 |
1527 |
1636 |
− болезни нервной системы |
2227 |
2178 |
2345 |
2354 |
2330 |
2364 |
2370 |
− болезни глаза и его придаточного аппарата |
4638 |
4778 |
4715 |
4758 |
5043 |
5023 |
5067 |
− болезни уха и сосцевидного отростка |
3191 |
3425 |
3867 |
3975 |
4032 |
4014 |
4050 |
− болезни системы кровообращения |
2483 |
3278 |
3734 |
3804 |
3814 |
4285 |
4205 |
− болезни органов дыхания |
46170 |
41915 |
46281 |
48437 |
47381 |
48568 |
48708 |
− болезни органов пищеварения |
4698 |
5034 |
4778 |
4767 |
4982 |
5055 |
5342 |
− болезни кожи и подкожной клетчатки |
6407 |
7073 |
6886 |
6795 |
6876 |
6740 |
6767 |
− болезни кожно-мышечной системы и соединительной ткани |
4452 |
4746 |
4789 |
4809 |
4761 |
4634 |
4647 |
− болезни мочеполовой системы |
5470 |
6560 |
6842 |
7050 |
7101 |
7147 |
7164 |
− осложнения беременности, родов и послеродового периода |
2085 |
2471 |
2889 |
2816 |
2832 |
2778 |
2801 |
− врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные отклонения |
214 |
243 |
295 |
3034 |
299 |
298 |
307 |
− травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин |
12544 |
12808 |
13096 |
13261 |
13426 |
13285 |
13183 |
Рис. 2. Объем заболеваемости населения в 2000–2015 гг.
Доставка лекарств является неотъемлемой частью фармацевтической отрасли. Перевозка должна быть отлаженной, быстрой и нести наименьшее количество потерь лекарственных единиц. Основным требованием к транспортировке медицинских препаратов является возможность максимально защитить лекарства от воздействия окружающей среды, а также возможных загрязнений и механических повреждений [5].
В г. Волгограде имеется один из филиалов фармацевтической компании, занимающийся доставкой лекарственных препаратов до потребителя (аптечных сетей).
У компании заключены договора с частными перевозчиками, которые осуществляют перевозку лекарственных препаратов. В их составе имеются следующие автомобили: Lada Largus (2 ед.); Ford Transit (2 ед.); Opel Combo (1 ед.); Chery (1 ед.); Volkswagen (1 ед.); УАЗ (1 ед.); ВАЗ 2115 (1 ед.).
Таблица 2
Сводная таблица показателей работы автомобилей смая по октябрь 2016г.
Месяц |
Показатели |
Volkswagen |
Lada Largus (1) |
Lada Largus (2) |
Chery |
ВАЗ 2115 |
УАЗ |
Ford Transit (1) |
Ford Transit (2) |
Opel Combo |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
май |
Количество пунктов в маршруте, ед. |
200 |
273 |
269 |
352 |
247 |
231 |
124 |
92 |
192 |
Фактический вес, кг |
521,6 |
742,55 |
706,7 |
1095,6 |
702,38 |
590,1 |
277,69 |
301,9 |
476,7 |
|
Длина маршрута, км. |
691 |
992 |
806 |
998 |
687 |
825 |
329 |
254 |
495 |
|
Время работы на маршруте, ч |
82 |
113 |
105 |
127 |
94 |
97 |
42 |
39 |
73 |
|
Затраты, руб./авт. |
14815 |
17795 |
18185 |
22560 |
15360 |
15715 |
8785 |
7220 |
11520 |
|
июнь |
Количество пунктов в маршруте, ед. |
129 |
270 |
213 |
249 |
175 |
209 |
166 |
175 |
256 |
Фактический вес, кг. |
477,82 |
859,78 |
737 |
810,8 |
529,19 |
704,5 |
618,91 |
537,62 |
912,27 |
|
Длина маршрута, км. |
350 |
928 |
861 |
922 |
639 |
550 |
606 |
430 |
721 |
|
Время работы на маршруте, ч. |
50 |
116 |
85 |
110 |
78 |
81 |
73 |
59 |
98 |
|
Затраты, руб./авт. |
8160 |
17965 |
15140 |
16805 |
11415 |
13135 |
12455 |
11785 |
15760 |
|
июль |
Количество пунктов в маршруте, ед. |
163 |
231 |
202 |
358 |
191 |
172 |
151 |
118 |
199 |
Фактический вес, кг. |
431,67 |
779,17 |
664,28 |
1201,35 |
689,3 |
630,57 |
466,65 |
328,35 |
624,78 |
|
Длина маршрута, км. |
548 |
733 |
791 |
1171 |
647 |
657 |
392 |
295 |
679 |
|
Время работы на маршруте, ч. |
70 |
95 |
92 |
153 |
81 |
81 |
44 |
32 |
80 |
|
Затраты, руб./авт. |
11925 |
14720 |
14020 |
22890 |
12345 |
11120 |
10045 |
7670 |
13215 |
|
август |
Количество пунктов в маршруте, ед. |
108 |
262 |
204 |
372 |
217 |
142 |
173 |
119 |
206 |
Фактический вес, кг. |
311,19 |
817,54 |
571,48 |
1275,35 |
734,35 |
471,1 |
482,14 |
282,33 |
618,08 |
|
Длина маршрута, км. |
328 |
1023 |
560 |
1080 |
820 |
510 |
541 |
334 |
686 |
|
Время работы на маршруте, ч. |
43 |
115 |
85 |
138 |
93 |
59 |
70 |
43 |
87 |
|
Затраты, руб./авт. |
7450 |
16905 |
14560 |
22010 |
16200 |
10225 |
10365 |
8135 |
13145 |
|
сентябрь |
Количество пунктов в маршруте, ед. |
118 |
283 |
266 |
352 |
216 |
174 |
155 |
116 |
309 |
Фактический вес, кг. |
393,89 |
963,59 |
780,06 |
1188,09 |
715,48 |
447,7 |
447,17 |
429,99 |
919,68 |
|
Длина маршрута, км. |
299 |
1057 |
774 |
1103 |
819 |
526 |
477 |
501 |
1012 |
|
Время работы на маршруте, ч. |
40 |
120 |
99 |
142 |
92 |
62 |
49 |
54 |
113 |
|
Затраты, руб./авт. |
7535 |
19430 |
16495 |
22085 |
14535 |
11270 |
11535 |
8660 |
20025 |
|
октябрь |
Количество пунктов в маршруте, ед. |
320 |
348 |
233 |
310 |
181 |
151 |
167 |
123 |
270 |
Фактический вес, кг. |
797,72 |
867,27 |
498,28 |
881,56 |
497,22 |
398,73 |
405,34 |
274,83 |
722,18 |
|
Длина маршрута, км. |
978 |
1083 |
751 |
644 |
498 |
441 |
370 |
367 |
688 |
|
Время работы на маршруте, ч. |
117 |
120 |
90 |
115 |
80 |
63 |
46 |
40 |
104 |
|
Затраты, руб./авт. |
23745 |
23090 |
14855 |
18600 |
10860 |
9775 |
11280 |
9055 |
16630 |
Из табл.2 видно, что показатели работы подвижного состава в сентябре были минимальными, а в октябре максимальными. За период с мая по октябрь 2016 г. Автомобиль Chery использовался больше, чем другие.
Рис. 3. Объем перевозок фармацевтической продукции за май — октябрь 2016 г.
На рис. 3 — рис. 13 показаны характеристики работы автомобилей за сентябрь и октябрь месяц.
Рис. 4. Количество пунктов в маршруте по каждому автомобилю за каждый день в сентябре
Рис. 5. Количество пунктов в маршруте по каждому автомобилю за каждый день в октябре
Рис.3 и Рис.4 показывает, что количество пунктов в маршруте в октябре было выше, чем в сентябре на 82 %, также видно, что больше всех в сентябре работал автомобиль Lada Largus (1), в октябре — Chery.
Рис. 6. Фактический вес, перевезенный каждым автомобилем за каждый день в сентябре
Рис. 7. Фактический вес, перевезенный каждым автомобилем за каждый день в октябре
Рис.6 и рис.7 показывает, что фактический вес, перевезенный в октябре был выше, чем в сентябре на 85 %. По весу как в сентябре, так и в октябре больше всех перевез автомобиль Chery.
Рис. 8. Длина маршрута по каждому автомобилю за каждый день в сентябре
Рис. 9. Длина маршрута по каждому автомобилю за каждый день в октябре
Рис.8 и рис.9 показывает, что длина маршрута в октябре была выше, чем в сентябре на 84 %, также видно, что больше всех в сентябре работал автомобиль Lada Largus (1), в октябре — Chery.
Рис. 10. Время работы на маршруте по каждому автомобилю за каждый день в сентябре
Рис. 11. Время работы на маршруте по каждому автомобилю за каждый день в октябре
Рис.10 и рис.11 показывает, что время работы на маршруте в октябре было выше, чем в сентябре на 83 %, как в сентябре, так и в октябре на маршруте больше всех работал автомобиль Lada Largus (1).
Рис. 12. Затраты на каждый автомобиль за каждый день в сентябре
Рис. 13. Затраты на каждый автомобиль за каждый день в октябре
Рис.12 и рис.13 показывает, что суммарные затраты на автомобили в октябре были выше, чем в сентябре на 82 %. В сентябре большие затраты были на автомобиль Volkswagen, а в октябре на автомобиль Chery.
Одними из важных показателей работы автомобилей являются время работы на маршруте и пунктами маршрута, по которым можно рассчитать затраты на перевозку. При наблюдении за данными показателями было выявлено, что они подчиняются нормальному закону распределения. На рис.13 показано графическое изображение результатов наблюдений за временем на маршруте и за пунктами маршрута.
Таблица 3
Результаты наблюдений за временем на маршруте иза пунктами маршрута [6]
Время на маршруте |
Пункты вмаршруте |
M(T) = 7,11 ч D*(T) = 5,5 S(T) = 2,34 ч Коэффициент вариации: V = 32 % |
M(T) = 35 ед D*(T) = 50 S(T) = 7 ед Коэффициент вариации: V = 20 % |
Рис. 14. Графическое изображение результатов наблюдений: а — распределение времени работы на маршруте; б — распределение количества пунктов в маршруте
Принимаем значение одного из параметров в формуле за переменную величину при неизменных остальных величинах. На рис.15(а) показан характеристический график, построенный при следующих значениях основных показателей: = 50 км, = 60км/ч, βе = 0,5, γс = 0,5, tпр = 0,5 ч, = 0,4 т.
На рис.15(б) показан характеристический график, построенный при следующих значениях основных показателей: = 130 км, = 60км/ч, βе = 0,7, γс = 0,5, tпр = 0,6 ч, = 0,4 т.
Рис. 15. Характеристический график производительности Chery при минимальном маршруте(а), при максимальном маршруте (б) [9]
Характеристический график дает возможность определить наиболее рациональные методы повышения производительности автомобиля в данных конкретных условиях перевозок. Для этого все кривые наносят на график только в тех пределах измерения данного показателя, которых практически можно достигнуть (показаны на рис. сплошными линиями). Линия АА на этом графике определяет постоянную производительность при заданных значениях различных показателей. Для того чтобы, например, чтобы определить каким путем повысить производительность на 15 %, проводится линия ВВ, которая и определяет необходимый уровень повышения значения любого из эксплуатационных показателей.
Таблица 4
Влияние технико-эксплуатационных показателей на производительность
Показатель |
Значение показателя |
|||||||
γс |
Vт, км/ч |
βе |
tпр, ч |
|||||
При базовой производительности (Wa) |
0,5 |
0,5 |
60 |
60 |
0,5 |
0,7 |
0,5 |
0,6 |
При увеличении производительности на 15 % (1,15・Wa) |
0,56 |
0,57 |
70 |
71 |
0,59 |
0,83 |
0,265 |
0,15 |
Приращение показателей (∆, %) |
12 |
14 |
17 |
18 |
18 |
19 |
- 47 |
- 75 |
Проанализировав таблицу 3, можно сделать вывод, что наибольшее положительное влияние на производительность Chery оказывает время выполнения погрузо-разгрузочных работ(tпр). Повышение производительности приводит к снижению себестоимости перевозки и обеспечивает уменьшение времени доставки груза до потребителей.
Для того, чтобы рассмотреть работу автомобилей фармацевтической компании, были предложены маршруты, изображенные на рисунке 16.
Рис. 16. Маршруты в г. Волгограде
Таблица 5
Характеристика маршрутов г. Волгограда [7, 8]
|
Дзержинский |
Тракторный, Краснооктябрьский |
Красноармейский |
Центральный |
Длина маршрута, км |
91,82 |
103,19 |
157,85 |
95,76 |
Время на маршруте, мин |
268 |
275 |
328 |
257 |
Исходя из расстояний маршрутов и времени работы на маршруте (табл. 5), рассчитываем себестоимость каждого автомобиля по четырем районам г. Волгограда (табл. 6).
Таблица 6
Сводная характеристика работы автомобилей
Автомобиль |
Объем кузова, м3 |
Средняя себестоимость по 4-м районам по часовой стоимости, руб |
Средняя себестоимость по 4-м районам по стоимости километра, руб |
Volkswagen |
6,7 |
980 |
2580 |
Lada Largus |
1,54 |
731 |
2243 |
Chery |
0,5 |
841 |
2355 |
ВАЗ 2115 |
0,43 |
691 |
2131 |
УАЗ |
0,96 |
721 |
2131 |
Ford Transit |
3,7 |
1049 |
2692 |
Opel Combo |
2,39 |
738 |
2355 |
Самым экономичным автомобилем является автомобиль ВАЗ 2115. Данный автомобиль целесообразно учитывать, когда пунктов в маршруте мало. Для повседневной работы необходимо иметь автомобиль с большим объемом кузова. Транспортному звену, которое обслуживает фармацевтическое предприятие, необходимо иметь несколько автомобилей. Одни из которых являются базовыми для повседневной работы (Chery, ВАЗ 2115, УАЗ, Lada Largus), а другие автомобили используются в моменты увеличения объемов перевозок (Volkswagen, Ford Transit, Opel Combo).
Литература:
- Лин А. А., Соколова С. В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 3 (43). — С. 372–376.
- Объем продаж мирового фармацевтического рынка // Портал для статистики. URL: https://www.statista.com/ https://www.statista.com (дата обращения 24.12.16).
- Обзор рынка фармацевтической продукции// Ведущий портал бизнес-планов, руководств и франшиз. URL: http:// www.openbusiness.ru/ (дата обращения 10.11.16).
- Заболеваемость населения // федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.11.2016).
- Правила перевозки лекарств // Против инфекций. URL: http:// www.zivox.ru (дата обращения 20.11.16).
- Клепик Н. К. Статистическая обработка эксперимента в задачах автомобильного транспорта. — Волгоград, 1995. — 96 с.
- Технические характеристики автомобилей // Справочник. URL: http:// http://www.autonet.ru/ (дата обращения 21.11.16).
- Вельможин А. В., Гудков В. А., Миротин Л. Б., Куликов А. В. Грузовые автомобильные перевозки. — М.: Горячая линия, 2006. — 560 с.
- Гудков В. А., Миротин Л. Б., Ширяев С. А., Гудков Д. В. Основы логистики. — М.: Горячая линия, 2004. — 351 с.